» » » Элла Добровольская - Ярославль Тутаев


Авторские права

Элла Добровольская - Ярославль Тутаев

Здесь можно скачать бесплатно "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1971. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элла Добровольская - Ярославль Тутаев
Рейтинг:
Название:
Ярославль Тутаев
Издательство:
Искусство
Год:
1971
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ярославль Тутаев"

Описание и краткое содержание "Ярославль Тутаев" читать бесплатно онлайн.



В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.

Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля — это своеобразный музей, «экспонаты» которого — великолепные архитектурные сооружения — поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и поймы Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени; явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой 950-летней истории Ярославля.

В 50 км выше Ярославля берега Волги резко меняют свои очертания. До этого чуть всхолмленные и пологие; они поднимаются почти на сорокаметровую высоту. Здесь вдоль обоих прибрежных скатов привольно раскинулся город Тутаев, в прошлом Романов-Борисоглебск. Его неповторимый облик неотделим от необъятных волжских просторов. Это один из самых поэтичных и запоминающихся заповедных уголков среднерусского пейзажа. Многочисленные памятники зодчества этого небольшого древнерусского города вписали одну из самых ярких страниц в историю ярославского искусства XVII в.






Элла Дмитриевна Добровольская, Борис Васильевич Гнедовский


Ярославль Тутаев

Художественные памятники XIII–XIX Веков

Э.ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Б. ГНЕДОВСКИЙ

ЯРОСЛАВЛЬ ТУТАЕВ

МОСКВА 1971 ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО»


E. DOBROVOLSKAIA, В. GNEDOVSKI

YAROSLAVLE T О U T A E V


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ XIII–XIX ВЕКОВ

Издание второе, исправленное и дополненное

MONUMENTS DES XIII–XIXe SIECLES

L'edition deuxieme, corrigee et completee

Памяти И. А. Тихомирова, одного из первых ярославских краеведов и реставраторов, посвящают эту книгу авторы

От авторов

В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.

Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля — это своеобразный музей, «экспонаты» которого — великолепные архитектурные сооружения — поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и поймы Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени; явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой 950-летней истории Ярославля.

Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколение оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерус* ского искусства.

Художественные памятники Ярославля вплоть до XVI в. были лишь самобытной порослью искусства Ростова Великого, а позднее — Москвы. Но в XVII в. город вписывает в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. Представители третьего сословия, посадские люди, выступают как заказчики и строители огромных каменных, великолепно украшенных храмов и палат. Размах строительства ведет к созданию архитектурно-художественной северорусской школы, которая быстро переросла местные рамки. С середины XVII в. многочисленные артели ярославских каменщиков-зодчих работали не только в родном городе, но и «на каменных и кирпичных делах в Москве и иных городах по вся годы». В 1640-1650-х гг. ярославцы трудились на Патриаршем дворе в Москве и в Иверском монастыре. Позже «Ярославля-города каменных дел подмастерья» возводили соборы в ближних центрах — Вологде, Романове, Борисоглебской слободе. В конце века около семисот потомственных ярославских каменщиков берут подряды на строительство церквей, крепостных башен, мостов, торговых рядов по всей России от Новгорода до Астрахани, все дальше распространяя традиционнные приемы своего мастерства.

В числе основных художественных богатств Ярославля — стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имеет такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Как свитки огромных расцвеченных папирусов, разворачиваются на церковных стенах библейские и евангельские легенды, трактуемые как живописные жанровые сцены.

В северорусской школе монументальной живописи XVII в. ярославские художники наряду с костромичами играли ведущую роль. Лучшие из них становились в Москве царскими «жалованными» и «кормовыми» изографами. Ярославцем был один из крупнейших мастеров Оружейной палаты, автор известного «Послания» к Симону Ушакову, его друг и единомышленник Иосиф Владимиров. Артели ярославских художников во второй половине XVII — первой половине XVIII в. украшали «стенным писанием» не только памятники Ярославля, но и Москвы, Ростова Великого, Вологды, Троице- Сергиевой лавры, позже Твери, Тулы. Выходцы из посадских низов, они были подлинно народными художниками, отразившими в своем творчестве новое мироощущение, близкое и понятное торгово-ремесленному люду.

Большое развитие получило в это время и прикладное искусство. Творчество ярославских ювелиров, медников, кузнецов, гончаров, ткачей, а также судостроителей, украшавших свои барки и «расшивы» затейливой полихромной резьбой, тесно связано с расцветом художественной жизни Ярославля XVII в. Так на заключительном этапе истории древнерусского искусства ярославская художественная школа стала одной из ведущих.

До Октябрьской революции к древним памятникам искусства, в большинстве своем культовым, подходили главным образом как к местным «святыням». Искаженные поздними переделками, они были недоступны для исследования. Лишь в советское время стало возможным их планомерное изучение и восстановление. Уже в 1918 г. начала работать Ярославская реставрационная комиссия. Ее организатор и первый научный руководитель П. Д. Барановский собрал небольшой, но деятельный коллектив реставраторов. Среди них выделялся замечательный краевед, знаток местных древностей И. А. Тихомиров — воплощение научной добросовестности и бескорыстного энтузиазма ярославских реставраторов 1920-х гг.

С 1951 г. работы по восстановлению художественных памятников были продолжены Ярославской научно-реставрационной мастерской. Усилиями двух поколений советских реставраторов к нашему времени ряд древнейших сооружений Ярославля как бы пережил второе рождение. Это прежде всего ансамбль Спасского монастыря и церковь Богоявления, дом Иванова и Митрополичьи палаты на Стрелке. В последние годы были проведены исследования первых посадских храмов, открывшие перспективы практического восстановления их первоначального облика.

Широкое изучение древнерусских икон и стенописей в первые годы после революции позволило по-новому оценить значение местной школы живописи. Организованная в 1925 г. выставка была своего рода «открытием» многих ярославских шедевров, украшающих сегодня лучшие художественные музеи страны. В послевоенные годы большое научное значение по восстановлению и изучению ярославской живописи имели работы В. Г. Брюсовой, которой были раскрыты, в частности, великолепные первоначальные фрагменты стенописей церкви Николы Надеина, изучены многие замечательные ярославские иконы.

Памятники монументального искусства Ярославля сгруппированы в книге в порядке, который позволит читателю проследить последовательную картину развития местного художественного стиля.

Произведения искусства древнейшего периода сосредоточены в стенах Спасского монастыря, поэтому авторы нашли целесообразным начать свой обзор именно с этого комплекса. Здесь же можно осмотреть и художественную сокровищницу местного музея. Описание и характеристика его замечательной коллекции икон выполнены Г. В. Поповым.

Осмотр Николо-Надеинского, Рождественского и Ильинского храмов с их монументальными росписями и убранством дает возможность проследить основные этапы формирования ярославской художественной школы в первой половине XVII в.

Местоположение ансамбля закоторосльной Коровницкой слободы несколько нарушает последовательность обзора. Однако ознакомление с художественными памятниками второй половины XVII в. целесообразно начать именно с этого ансамбля, в композиции которого заложены черты, во многом определившие дальнейшее развитие ярославского монументального искусства.

Последующие маршруты возвращают читателя к памятникам, расположенным на территории древнего ярославского центра и вокруг него. Наконец, храмы закоторосльных слобод как бы подводят итог наиболее значительному периоду древней архитектурной биографии города. Ее лучшие и наиболее яркие страницы дополняются памятниками Толгского монастыря.

Великолепные храмы небольшого и тихого, живописного волжского городка Тутаева, в прошлом Романова-Борисоглебска, также составляют неотъемлемую часть ярославской художественной школы, но имеют свой особый, неповторимый, индивидуальный облик.

Архитектурных примет первой половины XVIII в. в Ярославле сохранилось немного. Тем более интересны памятники Большой мануфактуры, некогда крупнейшего промышленного комплекса в городе, созданные, несомненно, под влиянием петербургской архитектурной школы.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. Ярославль продолжал оставаться одним из крупнейших культурных центров в стране. В местном обществе не затухали лучшие художественные традиции прошлого. Недаром именно здесь был создан первый национальный русский театр. Его организатором и ведущим актером был «купеческий сын» Федор Волков. Разносторонне одаренный, он получил блестящее по тому времени образование в самом Ярославле. В XIX в. Ярославль дал России поэтов-демократов Н. А. Некрасова и Л. Трефолева, педагога К. Д. Ушинского, артиста Л. В. Собинова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ярославль Тутаев"

Книги похожие на "Ярославль Тутаев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элла Добровольская

Элла Добровольская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев"

Отзывы читателей о книге "Ярославль Тутаев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.