» » » Элла Добровольская - Ярославль Тутаев


Авторские права

Элла Добровольская - Ярославль Тутаев

Здесь можно скачать бесплатно "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Искусство, год 1971. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Элла Добровольская - Ярославль Тутаев
Рейтинг:
Название:
Ярославль Тутаев
Издательство:
Искусство
Год:
1971
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ярославль Тутаев"

Описание и краткое содержание "Ярославль Тутаев" читать бесплатно онлайн.



В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.

Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля — это своеобразный музей, «экспонаты» которого — великолепные архитектурные сооружения — поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и поймы Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени; явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой 950-летней истории Ярославля.

В 50 км выше Ярославля берега Волги резко меняют свои очертания. До этого чуть всхолмленные и пологие; они поднимаются почти на сорокаметровую высоту. Здесь вдоль обоих прибрежных скатов привольно раскинулся город Тутаев, в прошлом Романов-Борисоглебск. Его неповторимый облик неотделим от необъятных волжских просторов. Это один из самых поэтичных и запоминающихся заповедных уголков среднерусского пейзажа. Многочисленные памятники зодчества этого небольшого древнерусского города вписали одну из самых ярких страниц в историю ярославского искусства XVII в.






66–68. Фрески церкви Богоявления. 1692–1693


На Стрелке, против существовавшего здесь спуска к реке, находился воеводский двор с высоким каменным домом на подклете, сменивший на рубеже XV–XVI вв. усадьбу ярославских удельных князей. Рядом, на большой городской площади, на месте старой княжеской церкви стоял пятиглавый Успенский собор начала XVI в. На протяжении XVI–XVII вв. он неоднократно перестраивался. Громада этого величественного памятника, сохранившего в своей архитектуре торжественность и значительность древних городских соборов, высокий столп его восьмигранной шатровой колокольни замыкали панораму города с Волги, от Московской дороги и Которосли. Между воеводским двором и высоким обрывом к Которосли в 1660-х гг. поставили три каменные крепостные башни.

К северу от Успенского собора вдоль берега Волги в XVII в. располагалась обширная усадьба ростовского митрополита, выстроенная на случай его приезда в Ярославль. В 1680-х гг. зодчие ростовского владыки Ионы Сысоевича поставили здесь новые каменные жилые палаты, церковь Леонтия Ростовского и многочисленные хозяйственные постройки, значительно превосходившие размеры соседнего воеводского двора. От этого комплекса сохранились Митрополичьи палаты (Волжская набережная, 1) — большое двухэтажное жилое здание, обращенное к Волге торцовым фасадом (илл. 58, 59). Объемно-композиционное решение этого монументального корпуса очень просто. Широкие поперечные сени делят его на две почти равные части. Западная половина, предназначавшаяся для торжественных приемов и трапез, имеет в своем составе просторную одностолпную палату. Восточная планировалась как личные апартаменты митрополита. Сохранились внутристенные лестницы и каналы для горячего воздуха, обогревавшего помещения.

Тонкий рисунок кирпичных наличников окон и горизонтальные пояски — только часть того поистине дворцового великолепия, с каким были оформлены фасады этой ярославской резиденции знаменитого ростовского митрополита. В начале XIX в. были разобраны крыльца, ведшие в сени с двух противоположных фасадов. Северное, выходившее на хозяйственный двор и в сад, было решено сравнительно. скромно. Южное было парадным входом во дворец митрополита. Огромное и богато украшенное, оно напоминало домообразные крыльца ярославских храмов. Внутри по второму ярусу крыльца шла неширокая прогулочная галерея, декорированная аркатурно-колончатым поясом и изразцами.

К северу от митрополичьих палат уже видна граница кремля. Под обрывом высокого берега стоит испорченная переделками Волжская крепостная башня, контролировавшая подход к Медведицкому оврагу. Против нее, почти на краю оврага, высится церковь Тихона 1825–1831 гг. (Волжская набережная, 3), поставленная на месте памятника XVII в. По преданию, здесь в XI в. была срублена первая христианская церковь Ильи Пророка.

Остатки Медведицкого оврага в недавние годы превращены в спортивные площадки; его средняя часть уже давно перекрыта дамбой, где в XVII в. был Фроловский мост (по имени стоявшей неподалеку церкви Фрола и Лавра XVII в.). За мостом находился старый городской торг.

Против выхода Медведицкого оврага к пойме Которосли, на месте древней надвратной деревянной часовни, высится церковь Николы «Рубленый город» 1695 г. (илл. 60; Набережная р. Которосли, 8). Она выстроена на средства посадских людей судостроителей, чьи верфи располагались здесь же под обрывом. Это один из самых очаровательных посадских храмов простейшего типа с трапезной. Три основных объема — собственно храм, трапезная, колокольня — объединены в единый архитектурный организм. Тонкий, заостренный шатер колокольни с узкими вытянутыми проемами арочных звонов, остроугольными обрамлениями плоских люкарн и миниатюрной главкой подчеркивает ее стремительный взлет. Над четырехскатной крышей четверика, перекрытого сомкнутым сводом, также взметнулись вверх на утонченных барабанах пять глав, в древности покрытых зеленой черепицей. Облик Никольской церкви очень прост и полон лирического обаяния. Ее фасады почти лишены декора, однако благодаря изысканным пропорциям служат и в наши дни лучшим украшением Которосльной набережной; их скромному убранству соответствуют гладкие беленые стены и своды интерьеров.

Церковь Николы построена в юго-западной части Рубленого города, память о котором сохранилась в ее названии. За ней начинается пологий спуск на Подзеленье — низкий берег Которосли, где стояла одна из самых мощных крепостных башен Земляного города. Через башенные ворота шла дорога к древнему торгу на посаде. Здесь, «у рва за осыпью», в 1672 г. на средства посадских людей была выстроена церковь Спаса «на Городу» (Набережная р. Которосли, 10; илл. 61).


69. Церковь Николы Мокрого. 1665–1672


70, Церковь Николы Мокрого, Апсиды


Спасская церковь, как и большинство современных ей ярославских памятников, лишена подклета и благодаря огромным пучинистым главам кажется приземистой. Над полукружиями закомар, срезанными поздней четырехскатной крышей, некогда существовали фронтоны пощипцового покрытия (их следы хорошо видны на южной стороне). Пространственная композиция церкви решена с явным учетом особенностей ее местоположения. Северный фасад, обращенный к торгу, оформлен как главный. Его фланкируют шатры колокольни и придела. Последний является почти точной копией приделов знаменитой церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Наибольшей насыщенности орнамент достигает в резных наличниках окон закрытой паперти, появившейся лет через десять-пятнадцать после окончания строительства самого храма. Южный фасад, первоначально обращенный к укреплениям Земляного города, скромен и прост. Расположенный здесь низкий зимний придел, как и западная паперть, перестроены в XIX в.

Стенописи в интерьере Спасской церкви были созданы в очень короткий срок, с 12 июня по 2 августа 1693 г., двадцатью двумя ярославскими мастерами во главе с ведущими знаменщиками Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Наиболее интересна роспись двух нижних ярусов центрального помещения на темы «Истории животворящего креста», где проявилась изобретательность и самобытность талантливого мастера. История византийских царей Константина и Елены показана в увлекательных иллюстрациях многочисленных битв, торжественных церемоний, строительных работ. Их «сопровождают» сложные архитектурные пейзажи.

Измельченность и дробность рисунка, перенасыщенность плоскости стены многофигурными композициями, помещенными не только во всех семи ярусах на стенах, но и на столпах, — все это характерно для творчества молодых мастеров 1690-х гг., утративших монументальность, присущую работам их отцов. Почти через сорок лет, в 1731 г., в росписи соседней церкви Михаила Архангела этот стиль в творчестве Федора Федорова превратился уже в наивный народный лубок.

Церковь Михаила Архангела 1658–1682 гг. (Набережная р. Которосли, 14) является еще одним звеном в своеобразном архитектурном ожерелье Которосльной набережной. В разнохарактерном облике отдельных частей сооружения сказался длительный срок его строительства. Общая композиция этого большого четырехстолпного храма на подклете, монументальные формы его нижнего яруса, прекрасное торжественное крыльцо — все это следует лучшим традициям 1650-х гг. Зеленые изразцы на фасадах крыльца — древнейшие после церкви Рождества Христова. В верхней галерее сохранился замечательный перспективный портал с тончайшим тесаным кирпичным орнаментом и росписью. Кованая дверь украшена подцвеченной слюдой в прорезных круглых медальонах. Завершение храма однообразными плоскими кокошниками под четырехскатной крышей и неуклюжими тяжеловесными барабанами мало характерно для местного зодчества XVII в. с его изысканными решениями именно верхних частей памятников и принадлежит уже более позднему времени.


71, 72. Фрески церкви Николы Мокрого. 1673



73. Христос с апостолами. Фреска южной стены галереи церкви Николы Мокрого. 1673


74. Грешники. Фрагмент фрески «Страшный суд» церкви Николы Мокрого. 1673


Основание древнейшей деревянной церкви, посвященной патрону — покровителю русского воинства Михаилу Архангелу, — стоявшей на месте этого храма, предание приписывает князю Константину ростовскому. Мимо церкви, через городские ворота, издавна называвшиеся Михайловскими, шла здесь дорога в глубинные земли Владимиро-Суздальской Руси, позднее — в Орду, а затем — ив Москву. На месте крепостной воротной башни сейчас стоит угловая декоративная башенка начала XIX в. Спасского монастыря.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ярославль Тутаев"

Книги похожие на "Ярославль Тутаев" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Элла Добровольская

Элла Добровольская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Элла Добровольская - Ярославль Тутаев"

Отзывы читателей о книге "Ярославль Тутаев", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.