» » » » Георгий Введенский - Вооружение янычарского корпуса


Авторские права

Георгий Введенский - Вооружение янычарского корпуса

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Введенский - Вооружение янычарского корпуса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Введенский - Вооружение янычарского корпуса
Рейтинг:
Название:
Вооружение янычарского корпуса
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вооружение янычарского корпуса"

Описание и краткое содержание "Вооружение янычарского корпуса" читать бесплатно онлайн.



В начале правления султана Мурада I (1359-1389 гг.) было сформировано новое войско, которое так и было названо – янычары (дословно в переводе с турецкого – «новое войско»). Практически сразу они заняли чрезвычайно видное место в турецком обществе. Почти на шесть веков янычары стали не просто ядром турецкого войска, но даже, в какой-то степени, символом Турции.






Основными типами холодного оружия характерными для турецкой армии вообще и для янычар в частности являются килидж и пала. Характерным отличием килиджа от персидской сабли (шамшира) является ярко выраженная елмань с острым лезвием на ней. Предположительно она появилась на турецком оружии в XV столетии. Такая же елмань есть и у палы, но пала имеет клинок несколько шире, чем у килиджа и более резкий изгиб. Рукояти и килиджа и палы делались из рога или кости и имели характерное для турецкого оружия каплевидное завершение. Крестовина с перекрестьем о двух огнивах, как правило, имела завершения на концах в виде продолговатых округлых утолщений. До середины XVII века боевые сабли изготавливались тяжелыми и чрезвычайно острыми, что объяснялось необходимостью поражать противника несущего защитное вооружение. Клинки в XVII-XVIII веках стали делаться тоньше и оснащаться долами, повышавшими жёсткость клинка. Все надписи на боевом оружии были исключительно религиозного содержания. Допускались изображения магического квадрата, где сумма чисел при сложении во всех направлениях составляет одно и тоже число, а также «баддух» – счастливые числа и благопожелательные надписи. Разумеется, часто встречается не только клеймо мастера, но и полностью приведённые имена кузнеца и заказчика, а также дата изготовления. Часто на клинке, в том месте, где заканчивается елмань, золотой таушировкой ставится точка или какое-либо мелкое изображение. Таким образом мастер отмечал то место, которым надо рубить. По его расчётам при ударе именно этой частью клинка рука получает наименьшее сотрясение, и боец не чувствует усталости даже во время длительного боя.

Турецкая сабля (килидж) конца XVIII века


Не последнее место среди других образцов оружия занимал кинжал. Очень часто это был кинжал кама с прямым и широким клинком, точно таким же, какой носят на Кавказе, с той лишь разницей, что турецкие экземпляры были богато украшены кораллами. И среди кинжалов тоже встречаются изделия трапезундских мастеров, декор которых характеризуется серебряным басменным золочёным покрытием и большим количеством кораллов.

Снизу-вверх: топорок, джерид (джит) с сулицами, кинжал типа «кама». Сулицы представляют собой дротики


Другим распространенным типом кинжала был бебут – изогнутый обоюдоострый кинжал, носимый почтенными людьми в различных собраниях.

Кроме всего прочего вооружения янычары имели топоры с большими полукруглыми лезвиями и короткими ратовищами. Автор «Истории происхождения законов янычарского корпуса» рассказывает о неписаном законе топора, который неукоснительно соблюдался на всей территории Турции. Если прогуливавшийся по городу янычар замечал строящийся дом, он мог подойти и повесить свой топор на уже готовую стену или какую-либо конструкцию. После этого он уходил, а хозяева строящегося дома не имели права продолжать работы, пока топор оставался на доме. Они начинали собирать подарки и угощение, которые могли бы понравиться владельцу топора. Через некоторое время янычар возвращался, и, если подарки его устраивали, он снимал топор и уходил. Эти ранние формы рэкета в Турции были весьма широко распространены со стороны любого, кто имел оружие, и мог спокойно притеснять райят (простолюдинов).

Кроме больших топоров рядовых янычар в музеях нашей страны находится большое количество небольших топориков очень богато украшенных и с боевой точки зрения абсолютно нефункциональных. Это принадлежность невысоких офицерских чинов турецкой армии. Как правило, с такими топориками на гравюрах и на рисунках изображали младших офицеров. Это полностью совпадает с назначением аналогичных топориков использовавшихся в Польше, на Дону, на Украине, в Чехии и т. п. Старшие же командиры, высшие ранги турецкой армии вообще и янычарского корпуса в частности в качестве символа своей власти имели булавы. Некогда булавы применялись для проламывания доспехов противника, но с ликвидацией таковых они стали богато декорироваться и превратились в наиболее эффектные знаки различия высших командиров.

Основная масса казённого, а, следовательно, янычарского вооружения хранилось в арсенале устроенном турками в церкви Святой Ирины в Константинополе. Этот арсенал имел своё клеймо в виде круга с тремя чуть расходящимися полосами и с полумесяцем на верхней части центральной полосы. Э. Ленц, приводя описание клейма в своём труде, пишет, что такое клеймо наносилось на имущество, хранившееся во всех правительственных складах оружия Турции.

Как правило, наибольший интерес вызывает самое экзотическое оружие – ятаган. До сих пор здесь перед исследователем больше вопросов, нежели ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка и почему появилась такая форма рукояти.

Ятаган

Типичная форма рукояти ятагана


В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган именуется оружием, являющим собой нечто среднее между саблей и ножом. Крупнейший специалист в области восточного оружия Э. Г. Аствацатурян в одном из своих выступлений в начале 1970-х годов убедительно доказала, что ятаган не являлся оружием. Ятаганы в Турции были прерогативой янычар. Будучи силой необузданной, они были опасны даже для самих турок, живших в тех городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам было запрещено выходить из ода (казарм) с оружием. Во время выходов в город им было разрешено иметь ссобой только нож и топорик. Нож стал увеличиваться в размерах и постепенно превратился в то, что мы сегодня называем ятаганом. Действительно, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526(7?) году.

Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож длиной от 30 до 70 см, изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны. Рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.

Самый ранний аналог клинка мы находим в древней Греции. Согласно материалам археологических раскопок аналогичный клинок имела махайра. Махайры, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до нашей эры. В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно махайра появилась именно как жертвенный нож, а «лучшим оружием для кавалериста» она стала несколько позже. Аналогичную метаморфозу мы наблюдаем и в более поздние времена, например, шашка (в переводе длинный нож) стала армейским холодным оружием практически заменив саблю.

Очень близким к ятагану предметом является кукри, без которого ни один гурк не может считаться полноценным мужчиной. Для справки: гурки, – народ создавший государство Непал, до сих пор считаются лучшими в мире наёмными воинами.

Нож кукри из собрания музея «Царское село»


Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до нашей эры на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, использовавшегося в этих же местах почти тридцать столетий назад. Говорить лишь о генетической памяти сложно, и поэтому возникает необходимость выяснить, не встречалась ли подобная форма в рукоятях ножей где-либо и когда-либо. При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически полный аналог этой рукояти мы находим на кавказских шашках, совершенно независимо от материала, из которого они изготавливались.

Кавказские шашки XIX в. Крайняя справа – строевая казачья шашка обр. 1909 г., выполненная по типу кавказской шашки


У племён, населяющих пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, наиболее часто встречающийся тотем – бык (точнее – тур – ископаемый бык). Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет нам предположить, что эта форма рукояти относится к жречеству культа быка. По предположениям французских исследователей Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других сакральных действий надевал маску быка – тотема своего племени.

В результате извержения вулкана на о. Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э., жители Крита начали уходить с острова, распространяя культ быка в Фессалию, Фракию, восточнее – до Индии и севернее – до Кавказских гор. Так, например, на знамени Великого Моурави Георгия Саакадзе (1580-1629) был изображён бык. Да и недаром в Грузии такой важный, можно сказать, ритуал, как возлияние, не обходиться без рога. Необходимо также отметить и культ быка в Непале у гурков.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вооружение янычарского корпуса"

Книги похожие на "Вооружение янычарского корпуса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Введенский

Георгий Введенский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Введенский - Вооружение янычарского корпуса"

Отзывы читателей о книге "Вооружение янычарского корпуса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.