» » » Кристина Ляхова - Мастера иконописи и фрески


Авторские права

Кристина Ляхова - Мастера иконописи и фрески

Здесь можно купить и скачать "Кристина Ляхова - Мастера иконописи и фрески" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Вече, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кристина Ляхова - Мастера иконописи и фрески
Рейтинг:
Название:
Мастера иконописи и фрески
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-94538-262-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мастера иконописи и фрески"

Описание и краткое содержание "Мастера иконописи и фрески" читать бесплатно онлайн.



В новой книге из серии «Мастера» рассказывается о развитии иконописи и фрески в разные периоды истории искусства. Наиболее подробно освещается период итальянского Возрождения – время расцвета искусства фрески. Читатели книги познакомятся с такими европейскими мастерами, писавшими иконы и фрески, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе, Эль Греко, А. Дюрер. Особый раздел книги посвящен русским иконописцам и создателям росписей – Ф. Греку, А. Рублеву, Дионисию, С. Ушакову, М. Врубелю и многим другим.






Около 1424 года художник начал сотрудничество с Мазаччо, продолжавшееся до смерти последнего в 1428 году. Благодаря Мазаччо Мазолино сблизился с представителями флорентийских реформаторских кругов.

Немного простодушное и светлое искусство Мазолино проникнуто радостным чувством. Черты готического искусства проявляются в стилизации, вытянутости пропорций фигур. Его святые кажутся хрупкими и стройными, а Мадонны восхищают своей изящной красотой и грацией. Позднеготические элементы в творчестве мастера сосуществуют с особенностями ранней ренессансной живописи, воспринятой у Мазаччо: мягкость светотеневых нюансов, обобщенность форм, стремление к ясности и простоте. Большинство работ Мазолино говорит о его тяготении к новым приемам художественного воплощения. Так, мастер широко применял в своих произведениях возможности линейной перспективы.


Мазолино. «Святой Петр и святой Павел», около 1428 года, Музей искусств, Филадельфия


Считается, что первой совместной работой Мазаччо и Мазолино был алтарь Святой Анны (около 1424, Уффици, Флоренция). В дальнейшем художники вместе трудились над созданием росписей в капелле Бранкаччи (1425–1427, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция). В 1425 году Мазолино успел выполнить росписи люнетт и сводов капеллы (не сохранились), так как уже 1 сентября этого же года он отправился в Венгрию.

В июне 1427 года он вернулся во Флоренцию и продолжил работу над фресками капеллы. В верхнем регистре правой стены художник поместил сцены «Грехопадение» и «Исцеление Тавифы», а на алтарной стене — «Проповедь святого Петра». Хотя эти росписи и отразили влияние Мазаччо, что выразилось в их эпической направленности, в то же время видны неповторимые особенности стиля Мазолино: светлый колорит, плавность линий, стилизованность форм и поэтичность образов.

В конце 1427 года Мазолино уехал в Рим, куда вскоре за ним последовал и Мазаччо. Вместе они работали над картиной «Святой Петр и святой Павел» (около 1428, Музей искусств, Филадельфия). Первоначально эта композиция входила в алтарь церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. Весомость образов, плотность форм — все это говорит о стиле Мазаччо. В то же время мягкие черты лица Петра, более теплые красочные оттенки в одежде выдают манеру Мазолино. Апостолы изображены со своими атрибутами: святой Павел держит в руке меч — символ истинной веры, а Петр — ключи от Царствия Небесного, полученные от Христа.


Мазолино. «Святой Иоанн Креститель и святой Иероним», 1435 год, Национальная галерея, Лондон


Интерес к перспективным построениям, обнаруженный во фресках Бранкаччи, нашел продолжение в росписях капеллы Святой Екатерины в Риме (1427, церковь Сан-Клементе, Рим).

После смерти Мазаччо Мазолино вернулся к традициям позднеготического искусства, о чем свидетельствуют росписи баптистерия в городке Кастильоне Олона в Ломбардии, созданные Мазолино около 1435 года. Эти композиции знакомят зрителя с эпизодами из жития Иоанна Крестителя («Святой Иоанн Креститель и святой Иероним», «Пир Ирода», 1435, Национальная галерея, Лондон). Сияющие чистые краски, необыкновенная живость образов делают помещение, в котором находятся фрески, праздничным и нарядным, они словно раздвигают стены и наполняют пространство воздухом и светом.

Мазаччо

(1401–1428)

Мазаччо умер, когда ему не было и двадцати восьми лет. Но вклад, который он внес в мировое искусство, огромен. Он первым начал создавать устойчивые, уравновешенные композиции, и Вазари справедливо заметил, что Мазаччо «первым поставил в них людей на ноги».


Знаменитый итальянский живописец Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) родился в Кастелло Сан-Джованни Вальдарно. Его ученичество пришлось на время, когда в искусстве центральные позиции по-прежнему занимал готический стиль. Он и оказал главное воздействие на раннее творчество художника. Тем не менее уже в начале 1420-х годов Мазаччо отошел от готических традиций. Большую роль здесь сыграла дружба с архитектором Брунеллески и скульптором Донателло, а также складывающаяся во Флоренции обстановка культурного и общественного подъема, появление в обществе ренессансных гуманистических идей. Значительное влияние на молодого художника оказало и знакомство с росписями Джотто и принципами линейной перспективы, разработанными Брунеллески, творениями скульпторов того времени (намного раньше, чем живопись, скульптура отказалась от готических тенденций).

Характерные особенности творчества Мазаччо проявились в его алтарных композициях («Мадонна со святой Анной», около 1424, Уффици, Флоренция; «Мадонна с младенцем», 1426, Национальная галерея, Лондон; «Распятие», 1426, Национальные галереи Каподимонте, Неаполь; «Святой Павел», 1426, Национальный музей Сан-Маттео, Пиза). Фигуры святых представлены на традиционном для того времени золотом фоне, подчеркивающем мастерство художника, силу его письма, простоту и в то же время величие образов.

Великолепны фрески капеллы Бранкаччи, созданные примерно в 1426–1428 годах (церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция), написанные на сюжеты из жизни апостола Петра. В работе над этими росписями Мазаччо сотрудничал с художником Мазолино да Паникале, который выполнил только три композиции, в то время как Мазаччо создал шесть, в том числе «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святой Петр и святой Иоанн, раздающие милостыню». Работа над росписями капеллы не была завершена. Как упоминалось выше, Мазолино, а через год и Мазаччо переехали в Рим. Закончил начатую ими работу Филиппино Липпи, дописавший в 1480-х годах фреску Мазаччо «Исцеление сына Теофила» и создавший три заключительные сцены на тему истории святого Петра.


Мазаччо. «Чудо со статиром». Фрагмент, 1426–1428 годы, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция


Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи стали исключительным явлением в искусстве раннего Возрождения. Они поражают своей жизненной убедительностью, внутренним драматизмом. Черты современной мастеру Флоренции ни в коей мере не лишают произведения духа библейской первозданности, которым проникнуты росписи. Персонажи Мазаччо наделены нравственным величием и духовной силой, что характерно для героев искусства Возрождения. Необычен для XV века и художественный язык, используемый Мазаччо. Мастер лепит формы свободными размашистыми мазками, моделирует объемы светом. Осязаемую убедительность изображению придает то, что направление света во фресках тождественно реальному освещению, идущему от проема в алтарной стене.

По-новому трактует Мазаччо и пространство, не ограниченное сценическими рамками, как в произведениях других живописцев того времени. Умело выстроенные планы в «Изгнании из рая» и «Чуде со статиром» позволяют наполнить фрески потоками воздуха и света. В «Чуде со статиром» художник объединил три разных по времени эпизода, расставив их по смысловой значимости. В центре изображена сцена разрешения Христом спора между Петром и сборщиком податей, слева — извлечение из пасти рыбы статира (монеты), справа — передача статира сборщику. Объединяющей деталью служит также обобщенный пейзажный фон с архитектурными элементами и природным ландшафтом.

В числе шедевров итальянской фресковой живописи XV столетия — знаменитая фреска «Троица», выполненная Мазаччо в 1427 году для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Известно, что математические расчеты перед началом работы художнику помогал делать архитектор Брунеллески. Мазаччо как будто раздвигает стены церкви, создавая иллюзию глубины пространства. Фигуры выстроены в виде четкой пирамиды: над распятием Христа — Бог-отец, справа и слева — Богоматерь и один из учеников, а в самом низу — заказчики. Мазаччо стал одним из первых живописцев, представивших в религиозной композиции достоверные портреты заказчиков. Человеческие фигуры кажутся крепкими и устойчивыми, а раскинувшаяся вокруг них арка с колоннами создает впечатление, что люди специально разместились перед зрителями в интерьере величественного храма. Неподвижность этой торжественной композиции нарушает жест Марии, указывающей на распятие. Глаза Богоматери смотрят прямо на зрителя.


Мазаччо. «Троица», 1427 год, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция


Мазаччо натурально и достоверно показал обнаженное человеческое тело, придал персонажам героические черты. Несмотря на религиозное содержание творений Мазаччо, их внутренняя суть в том, чтобы показать могущество человека, его величие, достоинство и силу. Американский историк искусства Бернард Бернсон очень точно описал те чувства, которые вызывают у зрители фрески Мазаччо: «Я чувствую, что, если прикоснуться пальцем к фигурам, они окажут мне определенное сопротивление, чтобы сдвинуть их с места, я должен был бы затратить значительные усилия, я смог бы даже обойти вокруг них. Короче говоря, в жизни они вряд ли были бы реальнее для меня, чем на фреске. А какая сила заключается в юношах кисти Мазаччо! Какая серьезность и властность в его стариках! Как быстро такие люди могли бы подчинить себе землю и не знать иных соперников, кроме сил природы! Что бы они ни свершили, было бы достойно и значительно, и они могли бы повелевать жизнью вселенной!»


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мастера иконописи и фрески"

Книги похожие на "Мастера иконописи и фрески" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кристина Ляхова

Кристина Ляхова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кристина Ляхова - Мастера иконописи и фрески"

Отзывы читателей о книге "Мастера иконописи и фрески", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.