Б. Волхонский - Сингальские сказки.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сингальские сказки."
Описание и краткое содержание "Сингальские сказки." читать бесплатно онлайн.
Широкая публикация сингальского повествовательного фольклора. Сопровождается предисловием и примечаниями. Рассчитана на взрослого читателя. Составление, перевод с сингальского и английского языков и примечания Б. М. Волхонского и О. М. Солнцевой. Предисловие О. М. Солнцевой.
Очень скоро царь огуречного поля приобрел царскую мудрость и царское величие. А ведь был он таким человеком, что к любому долу привык относиться добросовестно. Не стал он обращать слишком большого внимания на то, что говорили другие вокруг него, а правил страной, следуя закону и справедливости.
Ну а тайну навеки не сохранишь. Жители страны узнали, как крестьянин, растивший огурцы, стал царем. Но это не вызвало у них неудовольствия. А почему бы и нет? Ведь при новом царе народу жилось куда лучше, чем при прежнем. Более того, новый царь восстанавливал справедливость, попранную прежним царем. Всякий, кто жаловался на прошлые беззакония, мог рассчитывать на защиту царя огуречного поля.
А в былые времена великий министр чрезмерно пользовался своей властью и силой присваивал себе чужие земли. Прежнему царю сколько ни жаловались, он всегда принимал сторону министра.
– А ведь наш огуречный царь все вопросы решает справедливо, – решили люди, обиженные великим министром. – Пойдем-ка к нему и пожалуемся, пусть восстановит справедливость.
Пришли они к царю и рассказали ему обо всех беззакониях, творимых великим министром.
Царь выслушал показания обеих сторон, исследовал историю вопроса, изучил права наследства тех и других и пришел к выводу, что у великого министра нет прав на эти земли и что он их присвоил незаконно. И вынес царь такой приговор:
– Пусть даже мне придется сойти с трона и вернуться на огуречное поле, я не отойду от справедливости ни на шаг. Эти земли не принадлежат великому министру.
Великий министр был вынужден вернуть земли.
148. Как садовник стал царем.{259}
Рассказывают, что в одном городе жил царь. Захотел он посадить сад и объявил повсюду о своем желании.
Один человек вызвался сделать это, и царь снабдил его всем необходимым. Садовник прорыл оросительные канавки, обнес сад изгородью и посадил множество самых разнообразных растений. Однажды царь пришел взглянуть на сад. Увидал он там зреющие апельсины, мандарины, рос там и сахарный тростник и многое-многое другое. Царь велел садовнику как следует следить за садом.
Прошло несколько дней, и царь сказал садовнику:
– Возьми лук и стрелы и, если в сад заберутся воры, стреляй.
Садовник запомнил приказ царя.
Прошло еще несколько дней, и однажды царь сказал великому министру:
– Пойдем проверим, как садовник стережет сад.
– Ведь вы же отдали приказ стрелять во всякого, кто проникнет в сад, – возразил министр. – Не стоит нам туда идти.
– Да он уж спит давно, – отмахнулся царь.
Снял глупый царь с себя царские регалии, переоделись они с министром ворами, под покровом ночи прокрались в сад и стали рвать апельсины. Садовник проснулся, взял лук, пустил в царя стрелу и убил его. «Что же нам теперь делать?» – задумались садовник и министр. В конце концов, министр решил:
– Что должно было случиться, случилось.
Велел он садовнику выкопать яму. Закопали они мертвого царя, и министр отвел садовника во дворец. Там министр возложил садовнику на голову корону, надел царские регалии и усадил на трон. Все придворные и чиновники почтительно склонились перед царем в знак повиновения. И лишь один великий министр не сделал этого.
И решил тогда царь рассказать министру притчу, подозвал его и сказал:
– В лесу растут разные деревья. Когда срубают дерево ценной породы, его очищают от коры, обтесывают, обстругивают и строят придорожный навес для путников. И под этим навесом останавливаются как люди высокого происхождения, так и люди низкого происхождения. Так или нет?
– Так, – согласился министр, – все останавливаются под навесом.
– У всех в мире есть свое дело: и у людей, рожденных министрами, и у людей, рожденных никем, – наставительно произнес царь.
С того дня великий министр стал оказывать должное почтение царю. А царь справедливо и добродетельно правил страной.
149. Принц, игравший на волшебной вине.{260}
В одной стране некий принц смастерил себе вину. Когда он начинал на ней играть, то все слоны и слонихи, заслышав звуки музыки, не могли удержаться и подходили послушать. Так принц приманивал слонов в лесу.
А в другом городе жила принцесса. Захотела она взглянуть на принца и повелела объявить:
– Тому, кто приведет принца ко мне, я дам пятьсот масуранов и выйду за этого человека замуж.
Пришел к ней какой-то принц и спросил:
– Я приведу принца-музыканта, а ты выйдешь за меня замуж?
– Да, выйду. Приводи его, – ответила принцесса.
Принц взял много белой материи и отправился в город, где жил принц-музыкант. Пошел он в лес, соорудил из веток чучело слона и обтянул его белой материей, а сам спрятался внутри. Какие-то люди увидели в лесу белого слона и доложили принцу-музыканту:
– Принц, в лесу появился очень красивый белый слон.
Принц взял вину и заиграл на ней, как обычно, но слон не подошел к нему. «В чем дело? – недоумевал принц. – Почему сегодня слон не подошел ко мне?» Пошел он по направлению к слону, играя на вине, а слон отошел в сторонку. Принц снова приблизился к нему, заиграл на вине, а слон опять отошел. Принц подошел к самому хвосту слона, а слон все уходил прочь. Так и привел он принца в город, где жила принцесса.
Принцесса очень обрадовалась, дала, как и обещала, принцу пятьсот масуранов и вышла за него замуж. А принца-музыканта она сделала министром.
150. Как мальчик пел песни.{261}
Жил некогда человек, и были у него сын и дочь. Однажды отправился человек на море ловить рыбу. Только приступил к ловле, как набежала огромная волна, сбила его с ног и понесла в открытое море.
А в это время в море рыбаки ставили сети. Человека отнесло волной к сетям, и он в них запутался. Рыбаки вытащили сети и увидели его. Отнесли они утопленника на берег, положили на землю и надавили ногами на живот. Оказалось, что человек жив: он задышал. Стали они жать ему на живот сильнее, чтобы вся вода вышла, и человек очнулся.
– Откуда ты? – спросили его рыбаки, накормили рисом, что взяли себе на обед, и дали несколько рыбин из улова.
Вечером рыбаки отвели его в свою деревню. Человек не знал, как вернуться домой, поселился в рыбацкой деревне и стал выполнять работу по найму. Тем и кормился.
А его дочь вместе с младшим братишкой пошла в лавку хеттиралы за солью. Хеттирала и его соседи заперли девочку в доме, а ее брата поколотили и прогнали.
Тем временем царь этого города устроил пышное празднество и созвал на пир царей других городов. Со всех концов земли стекались в город цари. Был там и царь той страны, где жил теперь человек, которого унесло волной.
Вечером цари начали пировать. Пришел туда и мальчик, потерявший отца и сестру. Его тоже накормили. Когда все пирующие наелись и напились, они стали беседовать о счастье и несчастье, о горе и радости.
Мальчик, потерявший отца и сестру, решил рассказать в стихах о том, о чем не говорили пирующие, и спел песенку:
Отец упал в море.
Сестра у хеттиралы
Пленницей стала,
И дверь на запоре.
О, горе, горе!
Услыхав песенку, цари прервали беседу, воскликнув: «Слушайте! Слушайте!» Ведь мальчик рассказывал о несчастье, случившемся в этом городе, а никто и не знал о нем.
– Кто этот мальчик? – стали спрашивать пирующие. – Пусть еще раз споет свою песенку.
Мальчик снова запел:
Отец упал в море.
Сестра у хеттиралы
Пленницей стала,
И дверь на запоре.
О, горе, горе!
Цари подозвали мальчика поближе, расспросили его обо всем, что с ним случилось, накормили по-царски, и остался он жить во дворце.
Прошло некоторое время, и царь этого города умер. Наследников у него не было, и, прежде чем предать останки царя огню, министры украсили слона и пустили его бродить по городу. А слон все порывался вернуться во дворец. Вдоль дороги, по которой шел слон, собралось множество народу. Слон подошел к мальчику, спевшему на пиру песенку, и опустился перед ним на колени.
Мальчика выкупали в сандаловых благовониях, усадили на слона и провели слона по всему городу. Затем все вернулись во дворец, сожгли тело царя на погребальном костре и похоронили.
Вскоре после того, как мальчик начал управлять городом, он отправился туда, где жили хетти, отрубил им всем головы, привел сестру во дворец и подыскал для нее мужа.
А у покойного царя была дочь-принцесса. Юноша женился на ней, и вскоре родился у них ребенок. Потом царь отправился в город, где жил его отец, и привел отца во дворец. После этого царь справедливо правил страной.
151. Небылица.{262}
Рассказывают, что в одном городе жила бедная семья. Отца звали Хендрик, мать Люсихами, сына Поди Аппу – Маленький Аппу. У отца был младший брат, звали его Юван Аппу – Молодой Аппу. Все четверо жили в одном доме, но потом братья поссорились и Юван Аппу ушел из города.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сингальские сказки."
Книги похожие на "Сингальские сказки." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Б. Волхонский - Сингальские сказки."
Отзывы читателей о книге "Сингальские сказки.", комментарии и мнения людей о произведении.