» » » » Отто Коцебу - Путешествия вокруг света


Авторские права

Отто Коцебу - Путешествия вокруг света

Здесь можно купить и скачать "Отто Коцебу - Путешествия вокруг света" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Дрофа, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Отто Коцебу - Путешествия вокруг света
Рейтинг:
Название:
Путешествия вокруг света
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-358-06479-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествия вокруг света"

Описание и краткое содержание "Путешествия вокруг света" читать бесплатно онлайн.



В книге рассказывается о кругосветных путешествиях О. Е. Коцебу, совершенных им в 1815–1818 гг. и в 1823–1826 гг. Первая экспедиция на корабле «Рюрик» была организована на частные средства графа Н. П. Румянцева и преследовала научные цели. Повествование об этом путешествии было написано сразу после прибытия корабля к родным берегам. Вторая экспедиция на шлюпе «Предприятие» имела чисто служебные задания. После завершения плавания О. Е. Коцебу подготовил отчет на русском языке в предельно краткой форме, а затем через несколько лет на немецком языке написал об этом плавании подробный рассказ, который был издан в 1830 г. в городе Веймаре. Все три повествования вошли в настоящий том «Библиотеки путешествий».






Государственный канцлер Николай Петрович Румянцев, сын выдающегося полководца генерал-фельдмаршала П. А. Ру-мянцева-Задунайского, — один из замечательнейших деятелей русской науки и культуры первой четверти XIX в. Широко образованный человек, он с молодых лет интересовался разными науками. Выйдя в 1814 г. по болезни в отставку, Николай Петрович посвятил свою жизнь меценатству — покровительству, финансовой поддержке отечественной науки. Один из богатейших людей России, имевший огромные поместья в нескольких губерниях, Румянцев тратил большую часть своих доходов на приобретение коллекций, на научные экспедиции, исследования и публикации. Он одобрил «предначертание», составленное Крузенштерном, и выделил средства на постройку и снаряжение экспедиционного корабля, который пожелал назвать «Рюриком».

Румянцев Николай Петрович (1754–1826), граф, государственный канцлер России

Портрет работы художника Г. Дау

Граф Румянцев одобрил и кандидатуру командира корабля, предложенную Крузенштерном, — Отто Коцебу, который произвел на старика огромное впечатление как своими познаниями, так страстным желанием отправиться в опасный вояж и беззаветной готовностью преодолеть все трудности.

Крузенштерн внес огромный вклад в подготовку экспедиции. Он составил для Коцебу подробные инструкции, лично наблюдая за проектированием и строительством маленького 8-пушечного брига, который, по его мнению, наиболее отвечал задачам плавания, снабдил своего питомца всеми необходимыми приборами и инструментами, а также полным набором существовавших тогда карт и атласов, многие из которых, правда, внушали большие сомнения.

Крузенштерн Иван Федорович (1770–1846), капитан-лейтенант

Портрет 1821 г.

30 июня 1815 г. (все даты, касающиеся этого плавания, даны нами, вслед за Коцебу, по новому стилю) «Рюрик» вышел из Кронштадта в дальний вояж. В экспедиции участвовал молодой художник Луис Хорис, чьи рисунки широко использованы в нашем издании. В Копенгагене экипаж брига пополнился естествоиспытателем Адельбертом Шамиссо, который был более известен публике как поэт и автор «Необычайной истории Петера Шлемиля» — фантастической повести о человеке, потерявшем свою тень. В экспедиции Шамиссо проявил себя как естествоиспытатель самого широкого профиля, усердно собиравший сведения о природе и населении всех посещенных судном областей. А через десять лет после завершения экспедиции на «Рюрике» Шамиссо опубликовал, как уже упоминалось, свои воспоминания об этом плавании: «Reise um die Welt» (Путешествие вокруг света/пер. с нем. А. М. Моделя; коммент. и послесл. Л. Р. Серебрянного. — М., 1986. Серия «Рассказы о странах Востока»). (Второй натуралист, присоединившийся к экспедиции в Копенгагене, датчанин Вормскьёль (Вормскиолд), проявил себя не лучшим образом и покинул «Рюрик» при его заходе на Камчатку.)

Получив в Портсмуте заказанные для него Крузенштерном научные приборы и инструменты, Коцебу 4 октября 1815 г. вышел из пролива Ла-Манш в открытый океан. Борясь с изматывающими штормами и штилями, «Рюрик» пересек Атлантику и, заправившись питьевой водой и свежими припасами в Бразилии, двинулся к пользующемуся у моряков дурной славой мысу Горн. Коцебу удалось обогнуть грозный мыс 23 января 1815 г. и выйти в Тихий океан. Но за две недели до этого экспедиция едва не лишилась начальника: внезапно налетевший шквал смыл капитана за борт и он чудом спасся, успев ухватиться за свисавший с палубы трос.

Дав отдых команде и запасшись всем необходимым в чилийском порту Талькауано, Отто Евстафьевич в марте 1815 г. приступил к выполнению одной из главных задач экспедиции, направив «Рюрик» к островам Восточной Полинезии. Посетив в апреле остров Пасхи, Коцебу взял курс к гряде низменных островов (архипелаг Туамоту), состоящей из нескольких десятков атоллов — групп коралловых островков, расположенных преимущественно кольцеобразно на общем основании и опоясывающих внутренний водоем — лагуну. Плавание между низменными, находящимися вблизи друг от друга атоллами даже в светлое время суток, особенно в условиях густого тумана, могло в любой момент привести к катастрофе. Не случайно французский мореплаватель Л. Бугенвиль, пройдя в 1768 г. через чреватый грозными неприятностями лабиринт, назвал этот архипелаг Опасным. Однако высокое навигационное искусство, проявленное Коцебу, бдительность впередсмотрящих, отличная выучка и самоотверженность всего экипажа помогли избежать кораблекрушения и в основном выполнить намеченные изыскания.

В XVI–XVIII вв. через архипелаг Туамоту пролегли маршруты многих испанских, голландских и английских экспедиций. Некоторые атоллы были открыты многократно и каждый раз получали новые названия, причем из-за несовершенства навигационных приборов того времени показывались на картах под разными координатами.

Бриг «Рюрик»

Рисунок середины XX в. художника Е. Войтвилло, специально для журнала «Морской флот»

На картах этого района появилось также немало несуществующих в реальности земель, когда за сушу принималось, например, облако, нависшее над поверхностью океана. Коцебу в меру своих возможностей попытался разобраться в этой чехарде названий и координат. Несколько атоллов, обнаруженных «Рюриком», Отто Евстафьевич назвал в честь русских государственных деятелей и флотоводцев, но, как установили в дальнейшем исследователи, он едва ли был их первооткрывателем, хотя его предшественники слабо документировали свои обретения. Так, 23 апреля 1816 г. Коцебу назвал цепью Рюрика атолл Арутуа, до его плавания не нанесенный на географические карты; судя по расплывчатым описаниям, его, возможно, видела в 1774 г. вторая экспедиция Дж. Кука. Однако остров Крузенштерн (атолл Тикахау), обнаруженный рюриковцами два дня спустя, — несомненное открытие Коцебу.

Благополучно выйдя из Опасного архипелага, «Рюрик» пересек экватор и вступил в необъятные просторы Микронезии. В 1788 г. два британских моряка, капитаны Гилберт и Маршалл, заметили здесь две группы атоллов, которые назвали островами Кутузова и Суворова (местные названия — Утирик и Така). Как справедливо считает отечественный историк Я. М. Свет, хотя эти атоллы, вероятно, видел еще в 1527 г. испанский мореплаватель Альваро Сааведра (о чем Коцебу не мог знать, ибо записки участников экспедиции Сааведры опубликованы были только во второй половине XIX в.), «честь» открытия их по праву принадлежит рюриковцам: именно они первые положили на карту эти коралловые островки, лежащие на северо-западной окраине Маршаллова архипелага (Свет Я. М. История открытия и исследования Австралии и Океании. — М., 1956. — С. 217).

Не задерживаясь в этом почти неисследованном регионе, Коцебу повел «Рюрик» на север, к берегам Камчатки, чтобы подготовиться к плаванию в полярные широты в наиболее благоприятный для таких плаваний летний сезон. 19 июня 1816 г. бриг прибыл в Петропавловскую гавань (Петропавловск-Камчатский). Здесь его основательно починили и заново обшили днище медью. Поскольку экипаж, состоявший только из 20 матросов, был явно недостаточен для намеченных исследований, Коцебу получил у коменданта порта еще шесть матросов, а у представителя Российско-американской компании — одного алеута, которых обещал вернуть в следующем году. Но естествоиспытатель Вормскиолд и лейтенант Захарьин, часто болевший на протяжении плавания, выбыли из состава участников экспедиции. На «Рюрике» осталось лишь два офицера, включая самого Коцебу; ему пришлось отныне, наряду с исполнением своих прямых обязанностей, нести вахтенную службу за отсутствующего офицера.

Не дождавшись почты из Петербурга, которая обычно доставлялась посуху в это время года, и отправив с нарочным подробное донесение Н. П. Румянцеву, Коцебу 15 июля 1816 г. вывел бриг в открытое море и отправился к Берингову проливу, чтобы приступить к тщательному обследованию побережья Аляски. Крузенштерн предпочел, чтобы экспедиция состоялась на небольшом корабле, которому не страшны мелководья и который может держаться вблизи от берега, так как он надеялся, что на побережье Аляски отыщется устье реки или морской проход, идущий на северо-восток, — начало столь желанного Северо-Западного прохода, свободное от льда в летний период. Выполняя инструкцию, Отто Евстафьевич тщательно описал северо-западные берега Аляски на протяжении более 300 миль, причем открыл бухту Шишмарева, названную так в честь офицера «Рюрика» лейтенанта Г. С. Шишмарева.

1 августа перед Коцебу и его спутниками открылся большой залив, который не заметила в 1778 г. последняя экспедиция Дж. Кука [2], дальше других проникшая на север в этом районе. «Я не могу описать чувства, — вспоминает Коцебу, — охватившего меня при мысли, что я, может быть, нахожусь перед входом в Северо-Западный проход, бывший предметом столь долгих поисков, и что судьба избрала меня для открытия его». Несколько дней мореплаватель вел «Рюрик» по заливу на восток, затем на гребных судах по узким протокам среди скал дошел до его восточной оконечности. Убедившись в иллюзорности своей надежды, он, однако, не отказался от попыток продолжить здесь поиски вожделенного пути в следующем году. Обследуя южный берег залива, рюриковцы обнаружили ископаемый лед и завели знакомство с обитающими здесь эскимосами. «По общему желанию моих спутников, — сообщает начальник экспедиции, — новооткрытый зунд (залив. — Д. Т.) назван зундом Коцебу». Это название залив носит и поныне.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествия вокруг света"

Книги похожие на "Путешествия вокруг света" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Отто Коцебу

Отто Коцебу - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Отто Коцебу - Путешествия вокруг света"

Отзывы читателей о книге "Путешествия вокруг света", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.