» » » » Петр Букейханов - Курская битва, которую мы начали


Авторские права

Петр Букейханов - Курская битва, которую мы начали

Здесь можно купить и скачать "Петр Букейханов - Курская битва, которую мы начали" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Петр Букейханов - Курская битва, которую мы начали
Рейтинг:
Название:
Курская битва, которую мы начали
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курская битва, которую мы начали"

Описание и краткое содержание "Курская битва, которую мы начали" читать бесплатно онлайн.



Самое детальное в России исследование о Курской битве.

На обширном документальном материале, в том числе из фондов Центрального архива Министерства обороны, читатель увидит ход летней кампании 1943 года в районе Курска, поймет причины и условия, определившие исход операции «Цитадель», и узнает те закономерности, которые и обусловили итоги всей Курской битвы.

Самое новое исследование! Полная энциклопедия Курской битвы!






Относительно состояния коммуникаций, по оценке Генерального штаба Красной Армии [391] , противник располагал более развитой сетью железных и шоссейных дорог, чем советские войска, сосредоточенные в районе Курска. Первостепенное значение для организации немцами своих перевозок, как в прифронтовой полосе, так и в глубине, имели узлы железных и шоссейных дорог Орел, Брянск, Ворожба, Полтава, Харьков. Расходившиеся от этих узлов в различных направлениях железные и шоссейные дороги полностью обеспечивали оперативные перевозки войск и грузов из тыла и маневр вдоль фронта. Харьков был связан железной и шоссейной дорогами с Днепропетровском, Полтавой, Сумами, Ворожбой, Белгородом. Вдоль магистральных дорог (двухколейной железнодорожной и шоссейной), соединяющих Орел и Брянск, располагались аэродромные узлы и крупные базы противника, обеспечивавшие его орловскую и частично белгородско-харьковскую группировки, поскольку дорога Брянск – Навля – Ворожба – Сумы являлась важной железнодорожной рокадой, связывавшей эти группировки. Данная рокада предоставляла германскому командованию возможность осуществления маневра вдоль фронта живой силой и материальными средствами. При этом за время оккупации немцам удалось «перешить» значительную часть железных дорог на узкую колею, укоротив шпалы, что облегчило бесперебойную транспортировку войск и доставку предметов снабжения из Германии и Польши, одновременно затруднив использование железных дорог Красной Армией в ходе наступления.

С другой стороны, согласно свидетельству начальника оперативного отдела штаба 2-й армии группы «Центр» полковника Георга Гребена и начальника штаба 6-го воздушного флота генерала Фридриха Клесса (Friedrich Kless) [392] , сеть дорог на Орловском выступе существовала практически в первобытном состоянии, которое к тому же сильно зависело от погоды, поэтому шоссе (несколько участков этого шоссе представляли собой дорогу, засыпанную гравием, однако ее большая часть не была укреплена, за исключением дороги с односторонним движением, покрытой бревнами, сооруженной немецкими строительными войсками в 1942 году) и железнодорожная магистраль Брянск – Орел служили практически единственной и основной артерией снабжения для 2-й танковой и 9-й армий. При этом для оперативного сосредоточения 9-й армии и ее обеспечения снабжением требовалось по крайней мере еще два рокадных шоссе с севера на юг, для чего нужно было обеспечить существующие дороги бревенчатым покрытием. Доставка грузов на полевые и базовые склады и поддержание постоянного, непрерываемого потока предметов снабжения, когда наступление начнется, делало это обязательным. Также необходимо было укрепить все мосты в полосе 9-й армии, чтобы они выдержали новую тяжелую бронетехнику. На все указанные мероприятия требовалось время.

Кроме этого, в дополнение к низкой пропускной способности транспортной системы группы армий «Центр» советская авиация наносила бомбовые удары по важным железнодорожным узлам (Гомель, Жлобин, Брянск, Орел, Карачев), а в тылу участились атаки «партизан», что нарушало график переброски войск и поставок предметов снабжения (в восточных областях Украины партизанское движение было очень слабо развито, поэтому в полосе группы армий «Юг» «партизаны» были не так активны и базировались в основном в лесных районах Черниговской области и на севере Житомирской области, так что к середине 1943 года на Украине связь с центром поддерживали только 17 соединений и 160 самостоятельных отрядов, насчитывавших 29,5 тыс. вооруженных бойцов, количество которых в конце года увеличилось до 43,5 тыс. человек, тогда как в это же время на территории Белоруссии организованно действовало 553 отряда общей численностью свыше 80 тыс. человек (в конце года – более 122 тыс. человек), а в Орловской области к сентябрю 1943 года было 27 партизанских соединений и 139 отрядов, насчитывавших более 60 тыс. человек (в начале года – 14,6 тыс. человек); в период подготовки операции «Цитадель», с апреля по июнь 1943 года, «партизанские» отряды и соединения организовали аварии и крушения 1 980 немецких эшелонов, из которых около 1,7 тыс. произошло в полосе групп армий «Центр» и «Юг», но большая часть из них приходится на группу «Центр», где только в июне пострадали от нападений 809 эшелонов; в ходе первого этапа операции «Рельсовая война» – к середине августа 1943 года – «партизаны» Белоруссии произвели 94,5 тыс. подрывов рельсов, Орловской области – 13,7 тыс., Украины – 7 тыс. [393] ).

Генерал Гребен и полковник Теске отмечают [394] , что советские партизаны действовали в основном в лесах к востоку от реки Десна, в тыловом районе двух германских армий под Орлом, где их отряды находились больше года, получая снабжение и подкрепления по воздуху. В связи с угрозой партизанских нападений основным путем снабжения, ведущим от Брянска к Орлу, можно было пользоваться только периодически (в мае задержки движения на одноколейной железной дороге составили 156 часов, а на двухколейной – 222 часа) и под защитой конвоев, поэтому в качестве необходимого условия для проведения наступательной операции следовало очистить от врага тыловой район. За время с марта по май 1943 года 9-я и 2-я танковая армии организовали несколько контрпартизанских операций, в которых были задействованы не только тыловые охранные батальоны, но также отдельные боевые части нескольких дивизий, снятые с фронта. Например, в мае состоялись три операции, в результате которых опасность была уменьшена, хотя и не исключена полностью: охранные части командующего тыловым районом провели против партизан операцию «Помощь соседа» (нем. «Hilfe Nachbar») в районе Мглин, Акуличи (западнее Брянска); части 5-й танковой, 6-й и 707-й пехотных дивизий с 19 мая принимали участие в операции «Вольный стрелок» (нем. «Freischutze») и западнее Брянска разгромили крупное партизанское соединение; силами воинских формирований Особого Локотского округа, а также частей 7-й пехотной, 10-й моторизованной, 4-й и 18-й танковых дивизий была проведена операция «Цыганский барон» (нем. «Ziguener Baron»), охватившая лесной район южнее Брянска, в междуречье Десны, Навьи и Неруссы (в операции «Цыганский барон» участвовало 10 дивизий: 102-я, 105-я и 108-я пехотные дивизии 8-го армейского венгерского корпуса; 211-я и 203-я охранные, 4-я танковая и 10-я моторизованная, 7-я и 292-я пехотные дивизии 9-й армии; 707-я пехотная дивизия 2-й танковой армии, а также части, сформированные из русских добровольцев, объединенные под управлением командования 442-й дивизии специального назначения – 702-й и 709-й «восточные» полки специального назначения, 621-й «восточный» артиллерийский дивизион, казачья кавалерийская группа «Трубчевск» («Трубчевского»), «Бригада Каминского») [395] . В результате последней операции удалось уничтожить довольно большие группы «партизан» (по некоторым данным, их количество в Орловской области сократилось на 4,7 тыс. бойцов [396] ). К сожалению для германского командования, операции против партизан потребовали много времени и привели к значительным небоевым потерям в технике из-за ее повреждений в условиях удаленности от ремонтных баз.

В итоге перед началом наступления снабжение оставалось главной проблемой, войска 9-й армии испытывали дефицит в боеприпасах и топливе, вновь подвезенные запасы не накапливались в достаточном количестве. Тем не менее, группе армий «Центр» удалось развернуть три крупных центра снабжения войск на орловском плацдарме: в районе Орла – центр снабжения «Орел», юго-восточнее Орла (в районе Глазуновки) – центр «Мориц», юго-западнее Орла – центр «Магги», причем железная дорога Брянск – Орел была реконструирована и переделана в многоколейную, тогда как от Орла проложена дополнительная 50-километровая железная дорога через Становой Колодезь до Глазуновки [397] . Благодаря этому к началу операции «Цитадель» части 9-й армии оказались в достаточной степени обеспечены хотя бы боеприпасами, которых по отдельным видам было накоплено до 8 боекомплектов.

Соответственно, оценивая темпы сосредоточения войск 9-й и 4-й танковой армий, Гребен и Хаупт указывают [398] , что в марте 1943 года 9-я армия завершила запланированный отход с выступа Вязьма – Ржев – Ярцево на заранее подготовленные позиции к востоку от Смоленска (отход продолжался с 1 до 25 марта); в середине апреля штаб 9-й армии принял войска в южной части Орловского выступа; к середине мая завершили сосредоточение все танковые дивизии, выделенные для наступления, за исключением двух или трех соединений, которые группа армий «Центр» планировала использовать в качестве общего резерва и вводить в сражение на волне наступающих дивизий; к середине июня на фронт стали прибывать части, вооруженные новыми тяжелыми танками и самоходными орудиями (в частности, установки «Фердинанд» 653-го танкоистребительного батальона транспортировались из Парндорфа (Parndorf) в Австрии до Орла в период с 9 по 12 июня. – П. Б. ). В то же время, согласно оценкам командования группы армий «Юг», этап по обеспечению, предшествующий наступлению, не удавалось завершить даже до конца июня. Так, два батальона новых танков «Пантера» прибыли в 4-ю танковую армию только в первых числах июля.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курская битва, которую мы начали"

Книги похожие на "Курская битва, которую мы начали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Петр Букейханов

Петр Букейханов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Петр Букейханов - Курская битва, которую мы начали"

Отзывы читателей о книге "Курская битва, которую мы начали", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.