» » » » Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II


Авторские права

Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Типография Р. Голике, год 1883. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II
Рейтинг:
Название:
Православно-догматическое богословие. Том II
Издательство:
Типография Р. Голике
Жанр:
Год:
1883
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"

Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.



ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛOBIE


МАКАРІЯ,

МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.


ТОМЪ II.


ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.


С.–ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Р. Голике, Невскій, 106.

1883.






Мздовоздаяние праведникам, по воле небесного Судии, имеет также свои два вида: это — а) прославление их, хотя еще несовершенное, на небеси — в Церкви торжествующей, и — б) прославление их на земле — в Церкви воинствующей.

I. Действительность прославления праведников на небеси (еще неполного), вдруг по окончании частного суда над ними, и прежде последнего всеобщего суда (Прав. Исп. ч. 1, отв. на вопр. 67), несомненна:

1) Из св. Писания, которое представляет нам:

а) Ясное обетование Господа касательно этой истины. Христос–Спаситель, до пришествия которого сами праведники ветхозаветные находились душами своими во аде, и который имел крестом своим отверсть для людей вход в царство небесное, говорит в утешение Апостолам пред отшествием своим ко Отцу: в дому Отца моего обители многи суть; аще ли же ни, рекл бых вам: иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе: да, идеже есмь аз, и вы будете (Иоан. 14, 2. 3). Вместе с тем Он молился ко Отцу: Отче! ихже дал еси мне, хощу, да, идеже есмь аз, и тии будут со мною: да видят славу мою, юже дал еси мне (17, 24). И, вися на древе крестном, сказал разбойнику покаявшемуся: аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи (Лук. 23, 43).

б) Живую уверенность св. Апоетолов в исполнении этого обетования. Так апостол Павел говорил о себе: обдержим есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради (Филип. 1, 23. 24). И в другом месте: вемы, яко аще земная наша храмина тела раззорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех… Дерзаем же и благоволим паче отъити от тела, и внити ко Господу (2 Кор. б, 1. 8). Т. е. Апостол выражает, что, вдруг по разрушении земной храмины тела, праведников ожидает нерукотворенная храмина на небеси, вдруг по разрешении и отшествии их от тела они имеют внити ко Господу и со Христоми быти.

в) Наконец, действительное исполнение этого обетования.. Св. тайновидец, Иоанн Богослов видел окрест престола Божия на небеси двадесять и четыре престола и на них старцев, облеченных в белую одежду и имеющих златые венцы на главах (Апок. 4. 4); видел под небесным алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху (6, 9); и еще видел народ мног, от всякого языка. и колен и людей и племен, стоявший пред престолом и пред Агнцем и взывавший: спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу (7, 9. 10).

2) Из св. Предания и постоянного верования Церкви. Свидетельства об этом находим:

В три первые века: a) у св. Климента римского: «Петр (апостол) от беззаконной зависти претерпел не одно, не два, но многие мучения, и таким образом, учинившись мучеником, отшел в подобающее место славы; Павел претерпел мучение от владычествующих, и таким образом переселился из сего міра, и перешел в место святое…; все роды, бывшие до сего времени, миновали, но усовершившиеся в любви, по благодати Божией, находятся в месте благочестивых: они явятся с пришествием царства Христова» [1680]; б) в послании церкви смирнской о мученичестве св. Поликарпа: «он, терпением победив беззаконного начальника, и таким образом восприяв венец нетления, веселится ныне с Апостолами и всеми праведниками, славит Бога и Отца и благословляет Господа нашего, вождя душ и телес наших и пастыря вселенской кафолической Церкви» [1681]; в) в послании церкви лионской и виеннской к церквам фригйской и азийской о мучениках: «они, одержав победу над всем, отходили к Богу; всегда любя мир и всегда предлагая мир, в мире и отошли они к Отцу» [1682]; г) у св. Киприана: «все живы, говорит Апостол (Апок. 20), и царствуют со Христом, не только те, которые умерщвлены, но и те, которые, оставаясь твердыми в вере своей и страхе Божием, не поклонились образу зверя…» [1683]; д) у св. Ипполита: «вы (пророки) имеете уже уготованный вам на небеси венец жизни и бессмертия» [1684]; е) у св. Дионисия александрийского: «эти божественные мученики наши, приседящие ныне Христу, общники Его царствия, участники Его суда, произносящие вместе с Ним свои приговоры, — эти самые мученики принимали некоторых падших братий, виновных в коленопреклонении пред идольскими жертвенниками, — видя обращение и раскаяние их» [1685]; ж) также — в Постановлениях апостольских [1686], — у св. Игнатия Богоносца, Дионисия ареопагита, Афинагора, Климента александрийского и других [1687].

В четвертом веке — а) у св. Григория Богослова — в надгробном слове Василию великому: «и теперь он на небесах, там, как думаю, приносит за нас жертвы и молится за народ, — ибо и оставив нас, не вовсе оставил…», и далее: «призри же на меня свыше, божественная и священная глава, и данного мне для моего вразумления, пакостника плоти (2 Кор. 12, 7) утиши твоими молитвами, или научи меня сносить его терпеливо, и всю жизнь мою направь к полезнейшему» [1688]; б) у св. Ефрема сирина — в слове на почивших о Христе: «к вечным благам обращали они взор, к ним стремились, а потому и получили их; спешили, потому и вошли в отечество, в горний брачный чертог; текли, потому и достигли; постились, потому и веселятся; не оставались в нерадении, потому радуются; умудрились, потому что пренебрегли сею жизнию, отошли от нас, и пошли прекрасным и благоугодным путем своим, отошли, и переселились в страну святую и вечную» [1689]; в) у св. Епифания: «святые суть в чести, покой их в славе, отшествие отсюда в совершенстве, жребий их в блаженстве, житие в обителях святых, торжество с ангелами, воздаяние во Христе Иисусе, Господе нашем» [1690]; г) так же — у св. Иоанна Златоустого [1691], св. Амвросия [1692], св. Григория нисского [1693], св. Василия великого и других [1694].

Не упоминаем уже о писателях пятого и последующих веков, как то: Феодорите [1695], Иерониме [1696], Анастасии синаите [1697], Григории великом [1698], Иоанне Дамаскине [1699] и других.

I. Место, куда отходят души праведников после частного суда, и самое их состояние там и блаженство, изображаются различно.

Место это, как в св. Писании, так и в писаниях св. Отцев, называется раем (Лук. 23, 43), лоном Авраама (Лук. 16, 32), царствием небесным (Матф. 5, 3. 10; 8, 11), царствием Божиим (Лук. 13, 28. 29; Матф. 6, 33; 1 Кор. 15, 50), домом Отца небесного (Иоан. 14, 2), градом Бога живого, Иерусалимом небесным (Евр. 12, 22; Гал. 4, 26) [1700]. И, по учению православной Церкви, каким бы кто именем из числа упомянутых ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души скончавшихся праведников пребывают в благодати Божией, и, как гласят церковные песни, на небеси (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 67) [1701]. Мнение о некотором различии между раем, лоном Авраама и самым небом было мнением немногих [1702].

Состояние душ праведных на небеси и их блаженство, хотя, без сомнения, не одинаковое, соответственно заслугам каждого (1 Кор. 3, 8), полагается: а) в покое или успокоении от трудов (Евр. 4, 3. 11; Апок. 14, 13); б) в непричастности никаким печалям и страданиям (Апок. 7, 16. 17); в) в возлежании, и след., в ближайшем общении с Авраамом, Исааком, Иаковом и прочими святыми (Матф. 8, 11; Лук. 8, 28. 29); г) во взаимном общении с тьмами ангелов (Евр. 12, 22. 23; Лук. 16, 22); д) в стоянии пред престолом Агнца, в прославлении Его и служении Ему (Ап. 7, 9–17); е) в сожитии (Иоан. 14, 3; Фил. 1. 26) и соцарствии со Христом (2 Тим. 2, 11. 12); ж) в лицезрении Бога (1 Кор. 13, 12; 2 Кор. 5, 8; Евр. 12, 14). «Ты божественная и священная глава, взывает св. Григорий Богослов в надгробном слове брату своему Кесарию, вниди в небеса, успокойся в недрах Авраамовых (что ни знаменовали бы оныя), узри лик ангелов, славу и великолепие блаженных, или лучше, составь с ними один лик и возвеселись… И да предстоишь великому Царю, исполняясь горнего света, от которого и мы, прияв малую струю, сколько может изобразиться в зерцале и гаданиях, да взойдем, наконец, к Источнику блага, чистым умом созерцать чистую истину, и за здешнее ревнование о добре обрести ту награду, чтобы насладиться совершеннейшим обладанием и созерцанием добра в будущем!» И вскоре потом, в другом надгробном слове сестре своей Горгонии, говорил к ней: «я уверен, что гораздо лучше и превосходнее видимого твое настоящее состояние — глас празднующих, веселие ангелов, небесный чин, видение славы, а паче всего чистейшее и совершеннейшее осияние всевышней Троицы, уже не сокрывающейся от ума, как связанного и рассеиваемого чувствами, но всецело целым умом созерцаемой и приемлемой, и озаряющей наши души полным светом Божества. Ты наслаждаешься всеми теми благами, которых потоки достигали до тебя еще и на земле, за искреннее твое к ним стремление» [1703]. Так же изображали состояние душ праведных после частного суда св. Киприан, св. Иоанн Златоуст [1704], св. Амвросий [1705], Иларий и другие [1706].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"

Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Макарий Булгаков

Макарий Булгаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"

Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.