» » » » Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II


Авторские права

Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Типография Р. Голике, год 1883. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II
Рейтинг:
Название:
Православно-догматическое богословие. Том II
Издательство:
Типография Р. Голике
Жанр:
Год:
1883
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"

Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.



ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛOBIE


МАКАРІЯ,

МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.


ТОМЪ II.


ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.


С.–ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Р. Голике, Невскій, 106.

1883.






Что такое этот червь неумирающий и огнь неугасающий, от которых грешники будут мучиться во аде, Слово Божие не определяет. И потому св. Иоанн Дамаскин выразился: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» [2059]. Вообще же древние учители Церкви представляли, что огонь адский не будет похож на здешний, какой мы знаем [2060], будет жечь, но ничего не сожигать и не истреблять [2061], будет действовать не только на тела грешников, но и на души и на самих духов бесплотных–демонов [2062], будет какой–то мрачный, без света [2063] и таинственный [2064]. Некоторые только думали, что этот огнь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших мучений адских [2065], что червь выражает преимущественно внутренние угрызения совести, а огнь страшные мучения внешние [2066].

6) О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. Ту будет плачь и скрежет зубом, не раз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8, 12; 13, 42. 50; 25, 30). Между нами и вами, сказал праведный Авраам богачу, находящемуся во аде, пропасть велика утвердися, яко да хотящии прейти отсюда к вам, не возмогут, ни иже оттуду к нам преходят (Лук. 16, 26). Иже муку приимут, засвидетельствовал Апостол о грешниках, погибель вечную (2 Сол. 1, 9; снес. Матф. 10, 28; Фил. 3, 19). «Когда отойдем туда, рассуждает св. Златоуст, то, если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив мы услышим то же, что и оный богач, — что пропасть велика между нами и вами утвердися (Лук. 16, 28)… Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души» [2067]? «Каково будет, говорил так же другой св. Отец, состояние тела у подвергшегося этим нескончаемым и нестерпимым мучениям там, где огонь неугасимый, червь бессмертно мучительствующий, темное и ужасное дно адово, горькое рыдание, необычайные вопли, плач и скрежет зубов, и нет конца страданиям? От всего этого нет избавления по смерти, нет ни способов ни возможности избыть горьких мучений» [2068].

§ 270.

б) Степени адских мучений.

Впрочем, хотя все грешники подвергнутся адским мучениям, но не все в одинаковой степени: одни будут наказаны больше, другие менее, каждый соразмерно грехам своим. Эту истину —

1. Ясно возвещает св. Писание. Христос Спаситель сказал, что раб, ведевый волю Господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много, — не ведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало (Лук. 12, 47. 48); что фарисеи, иже снедают домы вдовиц, и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение (Лук. 20, 47); что отраднее будет земли Содомстей и Гоморстей о день судный, неже граду тому, в котором не примут Апостолов (Матф. 10, 15), а Тиру и Сидону отраднее, нежели Хоразину и Вифсаиде (11, 21. 22). Св. Апостол учил, что праведный Судия на всеобщем суде воздаст комуждо по делом его (Рим. 2, 6).

2. Столько же ясно проповедывали св. Отцы и учители Церкви. Например:

Св. Василий великий: «надобно знать, что выражения: биен будет много, и биен будет мало, означают не конец, а разность мучения. Ибо, если Бог есть праведный Судия, не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иный может быть достойным огня неугасимого, или слабейшего, или более пожигающего, другой — червя неумирающего, но опять или сноснее, или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого, и иной — геенны, в которой, без сомнения, есть разные роды мучений, и другой — тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Самая тьма кромешная, без сомнения, показывает, что есть в ней нечто и внутреннее. И сказанное в Притчах: во дне ада (9, 18), дает разуметь, что некоторые, хотя во аде, но не во дне ада, терпят легчайшее мучение. Это можно и ныне отличать в телесных страданиях. Ибо один болен лихорадкою с припадками и другими недугами; другой чувствует только лихорадку, и то не в равной степени с другим; иный же не имеет лихорадки, а страждет болью в каком–либо члене, и то опять более, или менее другого» [2069].

Св. Ефрем сирин: «разные есть роды мучений, как слышали мы в Евангелии. Есть тма кромешная (Матф. 8, 12): а из сего видно, что есть и другая тьма глубочайшая; геенна огненная (Матф. 5, 22) — иное место мучения; скрежет зубом (Матф. 13, 42) — особое также место; червь неусыпающий (Матф. 9, 48) — в ином месте; езеро огненное (Апок. 19, 20) — опять иное место; тартар (2 Петр. 2, 4) — также свое место; огонь неугасающий (Марк. 9, 43) — особая страна; преисподняя (Фил. 2, 10) и пагуба (Матф. 7, 13) — на своих местах; дальнейшие страны земли (Еф. 4, 9) — иное место; ад, где пребывают грешники, и дно адово — самое мучительное место. На сии–то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких или более сносных, по написанному: пленицами своих грехов кийждо затязается (Притч. 5, 22), биен будет много и биен будет мало (Лук. 12, 47. 48). Как есть различия наказаний здесь, так и в будущем веке» [2070]. «Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе убийца, иначе вор и пияница» [2071].

Св. Иоанн Златоустый: «кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление. Чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Ежели ты богат, от тебя требуется больше пожертвований, нежели от бедного; ежели умен, больше послушания; ежели облечен властию, покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих» [2072]. «Отходящий туда со множеством и добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и муках тамошних: напротив, кто не имея добрых дел, принесет только злые, тот, сказать нельзя, сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку» [2073].

Так же учили — св. Киприан [2074], блаж. Иероним [2075], блаж. Августин [2076] и другие.

§ 271.

в) Вечность адских мучений.

Но различаясь между собою по степени, мучения грешников во аде нимало не будут различны по отношению к продолжительности: потому что для всех будут равно вечны и нескончаемы.

I. Св. Писание, действительно, изображает эти мучения грешников —

1) Вечными. Сам Спаситель засвидетельствовал, что после всеобщего суда Он скажет грешникам: идите от мене проклятии во огнь вечный…, — и идут сии в муку вечную (Матф. 25, 41. 46). В послании апостола Иуды читаем: Содома и Гоморра, и окрестные их грады, подобным им образом преблудившя, и ходившя в след плоти иныя, предлежат в показание огня вечнаго, суд подъемше (— 7). Апостол Павел выражается, что грешники муку приимут погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости его: егда приидет прославитися во святых своих, и дивен быти во всех веровавших (2 Сол. 1, 9. 10). В Апокалипсисе говорится, что дым мучения грешников во веки веков восходит: и не имут покоя день и нощь (14, 11), и что диавол и клевреты его, вместе с которым отъидут в геенну грешники, мучени будут день и нощь во веки веков (20, 10).

2) Нескончаемыми. Эту нескончаемость мучений грешников: а) предсказал еще пророк Исаия: червь их не скончается и огнь их не угаснет (Ис. 66, 24); б) потом — св. Иоанн Предтеча, свидетельствуя о Христе Спасителе: емуже лопата в руце его, и отребит гумно свое, и соберет пшеницу свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Матф. 3, 12); в) наконец, сам Спаситель в следующей сильной речи: аще соблазняет тя рука твоя, отсецы ю: добрее ти есть беднику (без руки) в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает. И аще нога твоя соблажняет тя, отсецы ю: добрее ти есть внити в живот хрому, неже две нозе имущу ввержену быти в геенну, во огнь неугасающий, идеже червь их не умирает, и огнь неугасает. И аще око твое соблажняет тя, исткни е: добрее ти есть со единем оком внити в царствие Божие, неже две оце имущу ввержену быти в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает (Марк. 9, 43–48; снес. Матф. 18, 8).

II. Православная Церковь всегда веровала, что мучения адские будут вечны. Веру свою она выразила — а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до опре–деленного времени, и затем снова будут восстановлены в свое первобытное, невинное состояние [2077]; б) так же в символе Афанасиевом, где читаем: «благая содеявшии пойдут в жизнь вечную; злая же в огнь вечный». В частности, это верование Церкви ясно исповедывали и проповедывали еe учители и прежде пятого вселенского Собора. Таковы:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"

Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Макарий Булгаков

Макарий Булгаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"

Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.