» » » » Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II


Авторские права

Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Типография Р. Голике, год 1883. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II
Рейтинг:
Название:
Православно-догматическое богословие. Том II
Издательство:
Типография Р. Голике
Жанр:
Год:
1883
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православно-догматическое богословие. Том II"

Описание и краткое содержание "Православно-догматическое богословие. Том II" читать бесплатно онлайн.



ПРАВОСЛАВНО–ДОГМАТИЧЕСКОЕ

БОГОСЛOBIE


МАКАРІЯ,

МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКАГО И КОЛОМЕНСКАГО.


ТОМЪ II.


ИЗДАНІЕ ЧЕТВЕРТОЕ.


С.–ПЕТЕРБУРГЪ.

Типографія Р. Голике, Невскій, 106.

1883.






5. Здравый разум с своей стороны не может не заметить, что, если благодать Божия стесняет свободу человека и влечет ее насильно к добру, в таком случае отнимается у человека всякое побуждение к добродетели, отнимается всякая заслуга у его добрых действий, и вообще подрывается вся его нравственность, и всему этому виною — сам Бог! Можно ли допустить такие мысли? Правда, разум не в состоянии объяснить, каким образом могущественная сила Божия, действуя на человека, оставляет неприкосновенною его свободу, и определить с точностию их взаимное отношение [779]; но тем не менее тайна эта должна быть для нас выше всякого сомнения, когда мы имеем столько оснований верить, что человек не только не лишается свободы при влиянии на него благодати, но деятельно участвует в еe действиях, совершаемых в нам и чрез него.

§ 194.

Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия.

1. В св. Писании очень раздельно изображается, что все дело освящения человека от начала до конца есть дело благодати Божией и вместе самого человека. Так говорится: а) об обращения человека: обрати мя, и обращуся (Иер. 31, 18), а с другой стороны: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам (Зах. 1, 3); или: приближитеся Богу, и приближится сам (Иак. 4, 8); примиритеся с Богом (2 Кор. 5, 20); б) о последовании Христу: никтоже может приити ко мне, аще не Отец, пославый мя, привлечет его (Иоан. 6, 44), а с другой стороны: иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин (Матф. 10, 38; сн. 19, 21); в) о возрождении: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3, 5), и вместе: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2, 38); г) об обновлении; и дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят, и оправдания моя сохранят и сотворят я (Ез. 11, 19. 20), и вместе: отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко мне: и сотворите себе сердце ново, и дух нов, и сотворите вся заповеди моя (Ез. 18, 31; снес. Иак. 4, 8); д) о соединении со Христом: будите во мне и аз в вас (Иоан. 15, 4), и далее: иже будет во мне, и аз в нам, той сотворит плод мног (— 5).

2. Ту же истину выражает св. Писание, когда свидетельствует, что от свободы человека зависит: а) быть добрым или злым: аще хощете, и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст (Ис. 1, 19. 20); б) последовать Христу: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет (Матф. 16, 24); в) стремиться к высшему совершенству: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след мене (Матф. 19, 21).

3. Наконец, та же истина выражается и в местах Писания, где добрые дела человека: а) называются его собственными: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела (Матф. 5, 16); тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощ пред Господем (1 Кор. 15, 68; снес. 1 Сол. 1, 3; Евр. 6, 10); б) вменяются ему в заслугу: блюдите себе, да не погубите, яже делаете добрая, но да мзду совершенну восприимете (2 Иоан. 8); кийждо же свою мзду примет по своему труду (1 Кор. 3, 8). Иже аще напоит единаго от малых сих чашею студены воды, токмо во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Матф. 10, 42). Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его (2 Тим. 4, 7. 8; снес. Матф. 5, 12; 1 Кор. 4, 5; 15, 58; Апок. 22, 15).

4. Св. Отцы и учители Церкви проповедывали:

Св. Кирилл иерусалимский: «Дело Божие насаждать и орошать, а твое приносить плод; дело Божие ниспосылать благодать, а твое принимать и сохранять. Не презирай благодати потому, что дается она туне, но, получив, сохраняй благоговейно» [780].

Св. Григорий Богослов: «Добродетель не дар только великого Бога, почтившего свой образ; потому что нужно и твое стремление. Она не произведение твоего только сердца; потому что потребна превосходнейшая сила. Хотя и очень острое зрение, однакоже видит зримые предметы не само собою и не без великого светила, которое освещает мои глаза и само видно для глаз. И к преуспеянию моему нужны две доли от великого Бога, именно: первая и последняя, а также одна доля и от меня. Бог сотворил меня восприимчивым к добру, Бог подает мне и силу, а в середине и текущий на поприще. Я не очень легок на ногу, но не без надежды на награду напрягаю свои мышцы в бегу; потому что Христос мое дыхание, моя сила, мое чудное богатство» [781].

Св. Иоанн Златоуст: «В нашей воле находится, по получении свыше благодати, творить добро или зло» [782]. «Бог отверзает сердца, желающие (познать истину)… О жене говорится порфиропродальнице, ейже Господь отверзе сердце, внимати глаголемым от Павла (Деян. 16, 14). След., отверсть сердце было дело Божие, а внимать — дело самой жены, так что это было вместе и делом Божиим, и человеческим» [783].

Св. Василий великий: «человеческие намерения в рассуждении доброго не совершатся без помощи свыше, а помощь свыше не снизойдет на того, кто не прилагал о сам старания. Напротив того к совершению добродетели должно соединиться то и другое — и человеческое усердие, и помощь, по вере приходящая свыше»([784].

Св. Макарий египетский: «Бог повелевает, чтобы человек сначала познал добро умом, познав, возлюбил его и волею совершал добро. Но силу действовать уму, перенести труд и совершать дело, это дарует благодать хотящемѵ и верующему»  [785].

Блаж. Феодорит: «Апостол назвал даром Божиим и еже веровати, и еже славно страдати (Фил. 1, 29), не отвергая участия свободного изволения (человеческого), но научая, что изволение само по себе, лишенное благодати, не может совершить ничего доброго. Ибо то и другое необходимо: и наша готовность или желание действовать и Божие содействие. И как не имеющим этого желания не довольно одной благодати Духа, так, с другой стороны, одно желание, не подкрепляемое благодатию, не может собрать богатства добродетелей» [786].

Св. Григорий великий: «Верховная Святость прежде делает нечто в нас без нас, дабы, когда последует и наше свободное изволение, совершить вместе с нами то добро, которого мы пожелали» [787]. «Таким образом, при предшествующей благодати и последующей доброй воле, то, что есть дар всемогущего Бога, становится нашею заслугою» [788].

5. Обратимся ли к собственному опыту и истории: найдем новое подтверждение излагаемой истины. Непосредственное сознание и ближайшее наблюдение за собою удостоверяют нас: а) что мы, возрожденные водою и духом, не чувствуем в себе никакого принуждения со стороны благодати, когда решаемся совершить и совершаем доброе дело; напротив, совершенно свободно из многих добрых действий избираем и совершаем известное, и часто, еще не окончивши его, оставляем по своей воле; б) что добрые дела совершаются нами не без труда, не без особенных усилий и участия с нашей стороны, и для этого мы должны подвизаться иногда даже до крови (Евр. 12, 4), ведя непрестанную брань, при благодатной помощи, со врагами нашего спасения; в) что, наконец, нередко после многих подвигов, после продолжительного упражнения в благочестии, мы снова возвращаемся на прежний путь нечестия и пороков, вопреки голосу божественной благодати. А история св. подвижников христианских представляет нам разительные примеры и того, каких великих трудов стоило для них постепенное преспеяние в добродетели, и того, как иногда, даже достигши высших степеней нравственного совершенства, человек может впадать в грех.

III.

О СУЩЕСТВЕ И УСЛОВИЯХ САМОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЛАГОДАТІЮ БОЖИЕЮ.

§ 195.

Части учения.

Отвергая заблуждение протестантов, которые под именем оправдания или освящения человека благодатию разумеют одно прощение человеку грехов, хотя на самом деле они в нам остаются, и одно внешнее вменение ему праведности Христовой, хотя на самом деле он не делается праведным, а условием к оправданию и освящению признают одну только веру со стороны человека, православная Церковь учит: а) что освящение человека состоит в том, что он действительно очищается от грехов благодатию Божиею и при помощи ее соделывается праведным и святым; б) что вера есть только первое условие со стороны человека для его освящения, и, след., спасения, но — в) что, кроме веры, требуются для этого от человека и добрые дела (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103; Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 9. 13. 16).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православно-догматическое богословие. Том II"

Книги похожие на "Православно-догматическое богословие. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Макарий Булгаков

Макарий Булгаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Макарий Булгаков - Православно-догматическое богословие. Том II"

Отзывы читателей о книге "Православно-догматическое богословие. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.