Елена Майорова - Женщины в эпоху Крестовых походов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Женщины в эпоху Крестовых походов"
Описание и краткое содержание "Женщины в эпоху Крестовых походов" читать бесплатно онлайн.
Время крестоносцев — в большой степени история военных экспедиций, трудных походов, изнурительных осад, дерзких вылазок. Об этом написано множество трудов и научных исследований. Автора данной книги интересует другая сторона жизни крестоносцев, которая существовала наряду с битвами и кровью и делала возможными все эти военные подвиги: мирная, гражданская, в которой большое место занимали женщины. Жизнь крестоносцев была бы невозможна без их верных спутниц. В данной книге автор показывает роль женщин в эпоху Крестовых походов, их участие в боевых действиях и многое другое. Книга издается в авторской редакции.
Святая земля терпела притеснения от неверных. Владения христиан сокращались, как шагреневая кожа. Несколько важных портовых городов еще удерживались крестоносцами, но уже наступала агония крестоносных государств. Единственным и последним оплотом латинской, а с нею и под ее покровом вообще европейской культуры на Востоке оставался Кипр, где правили короли из династии Лузиньянов, родственники графов Шампани.
Выступление французских рыцарей в 1235 г. под знаменем Тибо Шампанского окончилось позорной неудачей. Свары и несогласия между крестоносцами, ставшими участниками противостояния тамплиеров и госпитальеров, привело к печальным результатам. Были убиты множество знатных рыцарей, в том числе граф Барский. Еще большее количество воинов попало в плен во главе с графом де Монфором. При раздорах, которые разделили крестоносцев на два враждебных лагеря, король наваррский и герцог Бретонский со своими людьми сели в Акре на корабль и отплыли домой.
Возвращение графа Тибо оказалось совсем некстати королеве Бланке. С трудом сдерживала она порывы любимого сына, одержимого мыслью о подвигах во имя веры. Ссылками на судьбу графа, который уплыл в Заморье и просто-таки пропал без вести, до поры ей удавалось пресекать опасные мечтания короля. Теперь же ничто не мешало Людовику отдаться всем своим существом подготовке нового крестового похода.
По рассказам современников, победив смертельный недуг, король дал обет отправиться в Святую землю. Поднявшись с ложа болезни, он собственноручно делал из ткани кресты и нашивал их на рукава приближенных, побуждая колеблющихся к духовному подвигу.
В этом единственном вопросе он не находил взаимопонимания с королевой Бланкой.
Хотя Бланка иногда играла мыслью — но крайней мере, ее озвучивала — удалиться от двора и от государственных дел, отказаться от общения с сыном, самым любимым существом, затвориться в монастыре, посвятить остаток жизни Богу, на самом деле такие сентиментальные глупости ее никогда не увлекали. Иначе с ее решимостью и силой воли она уже давно поставила бы на своем. Теперь перспектива разлуки с сыном приводила ее в ужас; она рыдала о нем, словно о мертвом.
И народ был опечален: словно дети без отца, французы боялись остаться без короля. Французская знать часто причиняла беспокойство короне, но простые люди всегда приветствовали и по мере сил поддерживали королевскую власть.
Людовик, по дошедшим до нас единодушным отзывам современников был благородным, великодушным, отважным и вместе с тем мягким человеком, абсолютно правдивым и не способным ни на какой обман, даже если это могло принести ему пользу. Однако все слащавые и поучительные рассказы о Людовике появились только после его отнюдь не героической смерти в Крестовом походе. Свидетельства принадлежат клирикам разного, порой очень высокого ранга, его приближенным, родственникам. Сбором подобных воспоминаний занималась специальная комиссия, состоящая из высших представителей духовенства. Эта комиссия и папа решали, достоин ли претендент канонизации.
Существует много мнений относительно нравственного значения в ту суровую эпоху личности и характера Людовика IX. В основном, они восторженны и, по существу, являются панегириками. Однако встречаются и иные, более трезвые. «Он всегда был готов жертвовать Церкви всеми земными интересами. Он выражал собою только идеалы Средних веков; в его облике не отразилось ни одной черты нового времени. Он не внес ничего нового ни в историю человечества вообще, ни в государственную жизнь Франции в частности. Причиной его известности, обаяния его имени в потомстве было то, что он в замечательной гармонии воплотил в себе много лучших сторон минувшего. Он не обладал организаторскими способностями и ради небесного воздаяния жертвовал земными выгодами Франции. Самопожертвование, аскетизм, страх греха были стимулами его существования». «Воспитанный властной матерью, запугивавшей ребенка дьяволом, король прожил жизнь с двойной манией преследования: он боялся греха так же, как боялся смерти, и все 56 лет его мучил страх умереть, в то время как он совершает неправедное дело». Сколько бы ни говорили о роли Людовика в истории величия Франции, беспристрастный взгляд увидит лишь слабое существо под рукой у сильной матери. Его отличали твердость в выполнении принятых решений — верных или не очень — и религиозный фанатизм, доходивший до смешного. Святым отцам в Руайомоне стоило многих трудов отвратить короля от намерения постоянно сзывать всех монахов, для того чтобы омыть им ноги. Король очень любил рыбу, но из воздержания ел только мелких рыбешек, веля отдавать больших беднякам. Если случалось засмеяться в пятницу, его охватывала смертельная тревога. Уже в агонии он отказался выпить гоголь-моголь, которого страстно хотел, потому что день был постный.
Во всех свершениях Франции его эпохи отчетливо выступают роль и значение Бланки Кастильской. Все территориальные приобретения были задуманы и воплощены этой женщиной, мудрой и властолюбивой, умеющей поддерживать авторитет и четкую работу институтов королевской власти. Скорее всего, в ней не было религиозной просветленности, присущей Людовику IX, ее вера имела агрессивный, фанатичный характер. Она руководила всеми областями жизни государства вместе со своими советниками, столь же трезво и прагматично мыслящими, но никогда не становилась их марионеткой. Она дала Франции понять, что женщина тоже может обладать умом политика, и на самом деле была первой великой королевой со времен Брунгильды. Будущий святой король был всего лишь орудием исполнения ее замыслов. Присоединение Лангедока, Прованса, Пуату — это все заслуга королевы Бланки.
Как многие сильные женщины, она была обречена любить слабого мужчину. При всей своих достоинствах он не был человеком скорых и блистательных решений. Его начинания были успешны, пока рядом была волевая наставница, наполнявшая его силой. Все его договоры, заключенные самостоятельно, состряпаны на скорую руку; они, быть может, и отмечены печатью высшей справедливости, но ничего не принесли стране.
Заключив Парижский мир, он получил от Генриха III Нормандию, Мэн, Анжу, Тур и Пуату. Но взамен передавал английскому королю Лимузен, Перигор, Керси, часть Сентонжа — земли, давно присоединенные к французской короне его предшественниками. Жители Перигора были так возмущены этим обменом, что долго отказывались праздновать день Св. Людовика после его канонизации.
Что же в итоге остается на долю Людовика IX? Два разорительных Крестовых похода, ради которых из страны выжимались все соки: 10 тысяч ливров дал Париж, 3 тысячи — Лан, 3,4 тысячи — Бове и т. д. Эти авантюры принесли ему мученический венец и вовсе не героическую смерть в Тунисе, но не славу.
Но людям не дано предвидеть будущее, и король с воодушевлением готовился к подвигам во имя Христово.
В 1248 г. королева Бланка и Людовик основали аббатство Нотр-Дам-де-Ли, чтобы снискать помощь Господню в Крестовом походе. В этом же году король поручил регентство матери и полностью отдался подготовке к своему Крестовому походу.
В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮ!
Противостояние Бланки и Маргариты достигло такого накала, что молодая королева, хотя и была в тягости, предпочла последовать за мужем в Святую землю.
Бланка сопровождала сына до Лиона. Она прошла весь крестный путь от болевого шока до неистового гнева, от озлобления до отчаяния, от безнадежности до решимости. Психозы, неврозы, душевные недуги — таких слов еще не знали, но это не значит, что они не существовали. Бланка пережила и это испытание. Но в тяжелый миг расставания народу являла себя не убитая горем слабая женщина, но королева, которая смирилась с необходимостью предоставить сына своему жребию и обрела спокойствие. Он выбрал не Бланку и Францию, а Восток и Маргариту. Ну что ж, когда судьба решает за тебя, не следует противиться.
На короле не было ни меха, ни светлой одежды, ни дорогого металла. Его шпоры были железными, его собственное одеяние и конский убор поражали простотой и непривычным темным цветом, и в этом гордое рыцарство прекрасной Франции последовало его примеру.
Судьба была явно не на стороне Людовика. Он повел франкских, кипрских, мавританских и сирийских рыцарей в дельту Нила (Шестой крестовый поход, 1248–1254 н.). Поход окончился полным провалом. Сначала, правда, крестоносцы взяли большой и сильно укрепленный город Дамиетту, но это был единственный успех. Как рыцари, так и слуги предавались в городе беспорядочному распутству, лагерь наполнился завистью и враждой. Людовик, занятый исключительно своими благочестивыми побуждениями, не обладал необходимой решительностью и твердостью, чтобы сильной рукой подавить беспорядки, а королевы Бланки рядом не было. Дисциплина в войске до такой степени расшаталась, что оставалось очень мало надежды на дальнейшие победы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Женщины в эпоху Крестовых походов"
Книги похожие на "Женщины в эпоху Крестовых походов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Майорова - Женщины в эпоху Крестовых походов"
Отзывы читателей о книге "Женщины в эпоху Крестовых походов", комментарии и мнения людей о произведении.