» » » Эндрю Робертс - Смерч войны


Авторские права

Эндрю Робертс - Смерч войны

Здесь можно скачать бесплатно "Эндрю Робертс - Смерч войны" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство АСТ, Астрель, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эндрю Робертс - Смерч войны
Рейтинг:
Название:
Смерч войны
Издательство:
АСТ, Астрель
Год:
2011
ISBN:
978-5-17-07I616-6 «ACT»), 978-5-271-36874-5 («Астрель»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Смерч войны"

Описание и краткое содержание "Смерч войны" читать бесплатно онлайн.



Книга известного военного историка Эндрю Робертса, изобилует деталями и подробностями, показывающими в новом свете характеры и логику поведения главных действующих лиц мировой войны с обеих сторон конфликта.

Автор, используя уникальные, ранее не публиковавшиеся документы, рассказывает о малоизвестных героях, на поле боя определявших исход сражений, о доблести, отваге и мужестве одних, о подлости и низости других, об ужасах и изуверствах, сделавших эту войну самой кровавой в истории человечества.






Британские ВВС могли выставить лишь около ста самолетов против тысячи немецких, взлетавших с аэродромов Осло и Ставангера. Когда британцы оборудовали в Норвегии временные аэродромы, то летчикам приходилось не выключать моторы сутками и заливать в свои машины бензин «ведрами и банками»[56]. Известие о том, что в Норвежском море находятся два линейных крейсера, «Гнейзенау» и «Шарнхорст», отвлекло внимание адмиралтейства от менее крупных кораблей, тоже перевозивших войска[57]. Союзники отреагировали на агрессию Германии довольно быстро, но неорганизованно, суматошно и беспорядочно, без конца меняя планы действий. Британские войска, приготовившиеся для похода в Норвегию, выгрузились в Шотландии, с тем чтобы корабли могли участвовать в преследовании немецких линейных крейсеров, и один военный историк заметил по этому поводу: «На адмиралтейство словно нашло затмение»[58]. Когда войска снова погрузились на корабли для отправки в Норвегию, вся операция и дальше велась будто в шорах, некомпетентно и бестолково, что и способствовало отставке правительства Чемберлена.

Хотя норвежские артиллеристы острова-форта Оскарборг перед Осло и потопили 9 апреля немецкий крейсер «Блюхер», ставший одной из немногих жертв береговых батарей во Второй мировой войне, столица Норвегии пала. Правда, у короля Хокона VII и его правительства оставалось достаточно времени для того, чтобы назначить Отто Руге новым начальником штаба армии, бежать на север и оказать немцам длительное и упорное сопротивление. Датский король Кристиан X не имел такой возможности. Его разбудили в 5.15, и немецкий посланник (потом полномочный посол) Сесил фон Ренте-Финк вручил ему тринадцать ультимативных требований. Узнав о гибели двенадцати датчан, понимая бессмысленность борьбы окруженной страны и не желая допустить массовое кровопролитие, король распорядился объявить всеобщую капитуляцию. Датчане придумали и оригинальное объяснение этому решению: «вверить защиту своего нейтралитета рейху», — аргументация хитроумная, но позволившая Дании по крайней мере сохранить не нацистское правительство. Когда диктор собирался зачитать по радио обращение фюрера к датчанам, вдруг обнаружилось, что оно написано для Норвегии, и его пришлось срочно переделывать: еще одно свидетельство хаотичного характера всей кампании[59]. Дания сложила оружие, так практически и не взяв его в руки, за четыре часа, и важнейший аэродром Оборг в Северной Ютландии люфтваффе теперь могли использовать для переброски войск и военных материалов в Норвегию. Это означало также то, что британский флот не мог войти в пролив Скагеррак — британцам оставалось полагаться только на подводные лодки.

Британским морякам удалось наказать кригсмарине после того, как немцы высадились в Норвегии. В двух сражениях у Нарвика, 11 и 13 апреля, они потопили или вывели из строя девять эсминцев — это сделал главным образом линкор «Уорспайт». Отбить у немцев порты Берген и Тронхейм британцы не решались из-за опасения, что их охраняют «Шарнхорст» и «Гнейзенау», хотя на самом деле, как выяснилось потом, немецких линейных крейсеров там не было. Вместо этого союзники 18 апреля высадились в 125 милях к северу от Тронхейма в Намсусе и в 190 милях к югу — в Ондальснесе, рассчитывая захватить порт с материка. После брифинга в адмиралтействе у генерал-майора Фредерика Хотблэка, назначенного командующим операцией, случился сердечный приступ на ступенях колонны герцога Йоркского на улице Мэлл, а самолет его преемника разбился на пути в Шотландию.

Союзные войска под командованием генерал-майора сэра Адриана Картона ди Виарта высадились в Намсусе, но беспрерывные бомбардировки «хейнкелей» лишили их надежд на захват Тронхейма. «Город разгромлен, деревянные дома сгорели, станция и все остальное стерты с лица земли, полностью разрушены причалы, прекратилась подача воды и электричества, — вспоминал один из участников десанта. — От Намсуса ничего не осталось»[60]. Бомбежки в «стране незаходящего солнца» продолжались день и ночь, деморализуя солдат. Десантники не получили и обещанные орудия, танки, лыжи и снегоступы: французский корабль, имевший все это на борту, оказался слишком большим и не смог войти в гавань[61]. Однорукий и одноглазый шестидесятилетний Виарт считался одним из самых отважных среди британских офицеров. Он был весь изранен, и в его теле накопилось немало металлолома. Даже в голове Виарта застряла пуля, и он говорил, что она напоминает о себе каждый раз, когда его подстригают. Но и такой бывалый воин не видел никакой возможности для прорыва на юг без поддержки авиации. 2 мая союзники были вынуждены уйти из Намсуса, еще раньше покинув Ондальснес.

На севере союзные войска 14 апреля высадились в Харстаде на Лофотенских островах, имея численное превосходство: двадцать тысяч солдат против четырех тысяч. Между союзниками в целом наладилось взаимопонимание, но отношения между британской армией и флотом вконец испортились под Нарвиком, поскольку, как это ни странно звучит, они действовали в соответствии с разными указаниями. Адмиралу флота графу Корк-и-Оррери было приказано взять Нарвик, невзирая на обстоятельства, а командующий наземными силами генерал-майор Пирс Макези имел инструкции подождать, когда растает снег. Пока адмирал и генерал пререкались, немцы получили подкрепления, оборудовали огневые позиции и воспрянули духом. Однако Макези, чьи войска остались без снегоступов, поскольку их почему-то выгрузили в Шотландии, был по-своему прав, в чем скоро убедился и Корк, отправившись на разведку и увязнув по пояс в сугробах[62]. Плохое взаимодействие между службами было поправлено, но эта проблема так или иначе тоже отразилась на правительстве Чемберлена.

Польские горные стрелки, два батальона французского Иностранного легиона, альпийские стрелки генерала Бетуаpa, а также британские и норвежские подразделения все-таки взяли Нарвик 27 мая, завладев отличным аэродромом с взлетно-посадочной полосой, усиленной проволочной сеткой, и надежно замаскированными укрытиями. Однако после побед Гитлера во Франции и Нижних странах (Нидерландах, Бельгии и Люксембурге) удержать крошечный скандинавский плацдарм было совсем непросто, и между 2 и 7 июня союзники эвакуировали весь гарнизон Нарвика, а заодно королевскую семью и правительство Норвегии. Отказался эвакуироваться Отто Руге, решивший остаться со своими людьми и оказавшийся в итоге в заключении. Немцы управляли Норвегией до февраля 1942 года, передав затем власть норвежскому нацисту Видкуну Квислингу, назначенному министром-президентом. Немцы доверили ему править марионеточным режимом, имевшим самую большую автономию в рейхе, видя в нем идеологического соратника. Он приобрел известность как гуманист в двадцатых годах, во время голода в России и кризиса с беженцами в Армении. Тем не менее его идеи создания мировой федерации во главе с нордической расой не имели успеха среди норвежского электората, а его маленькая партия Нашунал самлинг {Nasjonal Samling) в тридцатых годах так и оставалась на политических задворках[63]. Норвежцы презирали Квислинга, его судили за измену и приговорили к смертной казни в 1945 году.

8 июня «Шарнхорст» и «Гнейзенау» перехватили британский авианосец «Глориес» (с двумя эскадрильями, в том числе и «харрикейнов») и сопровождавшие его эсминцы «Акас-та» и «Ардент», потопив все три корабля. Правда, капитан «Акасты», коммандер Чарлз Э. Гласферд, успел торпедировать «Шанхорст», рванувшись ему навстречу, и повредить вражеский крейсер, прежде чем тот выпустил по эсминцу залп из 11-дюймовых орудий. Из команды эсминца спасся только один старший матрос Дж. «Ник» Картер, просидевший на плоту в Северном море трое суток. Он впоследствии говорил: «Оказавшись в воде, я увидел на мостике капитана.

Он взял сигарету и закурил. Мы кричали ему, чтобы он спрыгнул на наш плот. Но он помахал рукой и пожелал нам удачи — так оборвалась жизнь отважного человека»[64].

Норвежская кампания стала для союзников бедствием из-за целого ряда обстоятельств, включая чехарду с планами, проблемы с рациями, которые, по мнению генерала сэра Клода Окинлека, были даже хуже тех, что использовались на северо-западе Индии, и большеразмерные арктические сапоги образца 1919 года, которые могли вывести человека из строя на несколько дней[65]. Союзники потерпели поражение в Норвегии, и миф о непобедимости фюрера и его высшей расы, внушавшийся немцам со времени ремилитаризации Рейнской области, получил новое подтверждение, но победа досталась Германии немалой ценой. Немцы потеряли в норвежской кампании 240 самолетов и 5660 человек убитыми (в боях за Норвегию погибло 6700 британцев, норвежцев, французов и поляков — с учетом 1500 членов команды авианосца «Глориес», потеряно 112 самолетов). Британский флот лишился одного авианосца, одного крейсера (три получили повреждения), восьми эсминцев и четырех подводных лодок, поляки и французы потеряли по одному эсминцу и по одной подводной лодке. Немцы потеряли три крейсера, десять эсминцев, четыре субмарины, не считая того, что тяжелые крейсеры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были выведены из строя на несколько месяцев. Потери могут показаться почти равновеликими. Однако для менее мощного германского флота они были гораздо болезненнее, особенно в свете планов генерала Франца Гальдера относительно широкомасштабного вторжения в Англию (операция «Морской лев»), требовавшего серьезной военно-морской поддержки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Смерч войны"

Книги похожие на "Смерч войны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эндрю Робертс

Эндрю Робертс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эндрю Робертс - Смерч войны"

Отзывы читателей о книге "Смерч войны", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.