Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"
Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.
Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.
Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.
Одним из непременных составных элементов забав такого рода являлась и смеховая эротика — использование уязвимости и беззащитности испытуемого для разного рода мелких насмешек: заголения, щипков, толчков и т. п. Среди забав такого рода встречаются и забавы с кувырками.
В д. Мокиевская лисицю имали девочки 13–16 лет на вечорках до прихода парней. Для этого уговаривали одну, чаще неопытную, подружку быть лисой. Вторая — обычно девушка «в теле» — соглашалась быть «кряжем» (=охотничьим капканом из расщепленного бревна для ловли средних и крупных хищников). Ей связывали ноги и поднятые над головой руки и укладывали на бок. «Лисиця», усевшись напротив нее, просовывала свои ноги между ног и между рук «кряжа», «защемив» их, а затем, наклонившись вперед, и положив голову на бок «кряжа» захватывала руками пальцы своих ног.
Проделав все это, пара добровольных помощников слегка приподнимала «лисицу», отчего она пододвигалась еще ближе к «кряжу», а затем резко опрокидывали ее на спину. Одновременно «кряж» перекатывался на другой бок и «лисица» оказывалась прижатой к полу, не имея возможности двигаться или даже сопротивляться, что, наряду с ее отчаянными попытками освободиться, и служило поводом для веселья окружающих.
В д. Маслово лисой запрягались парни во время игр после помочей. «Лиса» просовывала между связанных рук и ног другого игрока свои руки и ноги, а затем этот игрок начинал вгибаться, причиняя «лисе» весьма неприятные ощущения.
Похожий вариант забавы был в д. Аистово. Игрок повзрослее со связанными руками и ногами ложился животом вниз, а второй игрок — «корова» — просовывал между его связанных ног и рук свои ноги, а голову ему помогали просунуть под живот товарища. Затем первый игрок вставал на четвереньки, а «корова» повисала под ним под хохот и насмешки приятелей: «Корову запрегли!» Так обычно забавлялись дети — отдельно мальчики и девочки.
В д. Подволочье лису запрягали иначе. Для забавы выбирали «девку, какая побестолковее» и опрашивали ее: «Не желаешь ли взглянуть, как лису запрягают?» — «она и поохотицце». Любопытствующей приказывали присесть или согнуться и связывали ей руки под коленями веревкой, а затем просовывали между руками и коленями палку так, чтобы руки было невозможно освободить без посторонней помощи.
В д. Лышное «запряженная лиса» выглядела так. Игроку связывали кисти, он приседал так, что ему можно было просунуть палку в сгиб локтя и под коленями. После этого «лису» отпускали на волю и потешались над ее попытками освободиться, кувырками и падениями. Насладившись зрелищем, снисходи ли к мольбам и слезам, но при условии, что она, скажем, достанет ртом пятак, положенный ей на колено. Чтобы выполнить этот непростой трюк, испытуемой приходилось еще немало покувыркаться.
В дд. Аистово и Телячье так забавлялись дети, катая «лису» или «петуха» кубарем по полу, а в д. Островская «попавшую в кряж лисицу» чаще всего изображали 16-17-летние девушки на вечерованиях, когда не было парней. Одной из подруг привязывали скрещенные крест-накрест руки к ногам, а затем переворачивали ее на спину и, хохоча, рассматривали, щипали, толкали.
В д. Середская подобная шутка называлась коровушку доить: привязав руки к ногам, ставили «коровушку» на колени и начинали поталкивать и щипать в самые уязвимые места. Особенно при этом, конечно, усердствовали супостатки.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Предлагаемые ниже игры, пожалуй, правильнее было бы назвать «напольными», так как чаще всего парни в ожидании плясок и других развлечений забавлялись ими на полу — посреди избы или под полатями. Реже использовался стол, и то обычно тот, который стоял в кухонном («кутнем») углу. Отметим, что в ряде мест играть на столе, особенно в карты, вообще запрещалось.
Многие из этих игр были некогда любимым досугом и старшего поколения, особенно мужской его части. Женщины тоже играли в лодыжки в отведенное для этого по обычаю время.
Настольных игр в традиционном репертуаре было немного и их немногочисленность компенсировалась эмоциональным словесным сопровождением и изысканностью наказаний для проигравших, которым придавалось важное значение. Некоторые картежные игры фактически сводились к определению, кого и как наказать. К сожалению, саму атмосферу игры невозможно передать в этих достаточно скупых и сухих описаниях хотя авторы и стремились по возможности сохранить игровую терминологию и другие детали и нюансы, помогавшие создавать атмосферу неподдельной радости и веселья, которой были наполнены традиционные деревенские вечерования.
ИГРЫ С ЛОДЫЖКАМИ Эти игры являются ближайшими родственниками и предшественниками «костей» или «зерни», издавна хорошо известных многим народам Европы и Азии. В Вологодских деревнях еще в 40-50-е года нашего века были широко распространенными наиболее архаические их варианты — игры с необработанными овечьими косточками (лодыжками), которые, как и игра с обработанными косточками (в форме кубика), известны еще в Древней Греции и Риме. То, что эти формы игры тысячелетиями существовали параллельно, в том числе и на Руси, отмечали многие знатоки древностей. Причем игра в зернь была среди азартных развлечений, преследуемых и запрещаемых властями. Вот, к примеру, выдержка из работы известного историка Н.Н.Костомарова, посвященной общественной жизни Древней Руси (сведения относятся к XVI–XVII веку). «Зернью назывались, небольшие косточки с белою и черною стороною. Выигрыш определялся тем, какою стороною они упадут, если будут брошены; искусники умели всегда бросать их так, что они падали тою стороною, какою хотелось. Эта игра, как и карты, считалась самый предосудительным препровождением времени, и в каждом наказе воеводам предписывалось наказывать тех, кто будет ею заниматься».
И хотя были непродолжительные периоды послаблений по отношению к азартным играм (например, при царе Алексее Михайловиче, когда карты в Сибири в 1667 году были отданы на откуп), в цело это развлечение было незаконным, а потому чаще всего тайным. Как пишет Н.Н.Костомаров: «Пристанищем этих игр были корчмы или кабаки, где для игры в зернь и карты отводили тайные кабацкие бани».
Отголоски подобного отношения сохранялись в некоторых деревнях еще в 20-30-е годы нашего века: съехавшиеся на праздники мужики тайком собирались в бане и, запершись там, играли в карты или в лодыжки. Связь этих тайных собраний с баней, где еще до недавних пор проводились вое самые «языческие» и «нечистые» действа: лечебная магия, ворожба на святки, а несколько ранее — роды, где, по искреннему убеждению большинства даже очень верующих стариков, проживал банник и прочая «нечисть*, - очень показательна. Все это подтверждает народно-православное отношение к азартным играм, как к «нечистым» и «богомерзким».
Это отношение проявилось, в частности, в виде запретов играть на столе (д. Торки) или играть в лодыжки в другое время, кроме святок или Рождественской недели (дд. Зарубинская, Мякинницыно, Сычиха). Иногда играли только на масленицу (дд. Колнобово, Веретъево). В некоторых деревнях считалось грехом играть в лодыжки в воскресенье (д. Карповская Вожег.) и в пост (д. Матвеевская Вожег.). Впрочем, в отдаленных районах Вологодского края еще в предвоенное время широко бытовали и другие, более древние верования, связывавшие игру в лодыжки во время Рождественской или масленичной недели с представлением, что от этого «шибце овци заведуцця» (дд. Новоселове, Надеевщина). в д. Татариново лодыжки к святочным играм копили весь год, считая, что от этого «скот будет хороший». Потеря лодыжек считалась дурным предзнаменованием — «овцы не приведутоя» (д. Андроново). Именно такими суевериями, видимо, обгонялось очень бережное отношение к игральным костям, что отмечал в своих впечатлениях от поездки по р. Кипшенга Г.Н.Потанин: «Лодыжки хранятся от Рождества до Рождества и, переходя от игрока к игроку, существуют лет по 15». То, что такое отношение к лодыжкам было делом вполне заурядным, подтверждает и сообщение из Халезского (Старо-Георгиевского) прих. Байдаровской вол., относящееся примерно к тому же периоду: «лодыжками дорожат; сохраняют их для своих детей или продают…»Нередко из-за одной или двух штук бывают ссоры и даже драки не только между ребятишками, но и между мужиками».
Характерно, что иногда корзинку с лодыжками хранили в «сутнем» углу, под иконами (д. Писунинская), как обычно поступали только с очень ценимыми и почитаемыми вещами (например, туда же после дожинок ставили последний сноп — «Иванушку»).
В пережиточном виде столь почтительное отношение к игре в лодыжки встречается в Харовоком р-не, где она упоминается среди немногих развлечений, допускавшихся во время Великого поста.
Уже в прошлом веке игры в лодыжки начали вытесняться из активного игрового репертуара. Причем вытеснение шло в нескольких направлениях. Г.Н.Потанин в своем описании Кипшенги, относящемся к концу прошлого века, отмечая пристрастие «кипшеньжан» к картежным играм, в частности, замечает: «Старики не помнят, когда началась игра — всегда так было, только вместо карт играли в лодыжки. Теперь лодыжки утратили свое прежнее значение и превратились в деньги; ими расплачиваются во время игры в карты. Замечательно, — пишет далее исследователь, — что в карты играют каждое воскресенье, но всегда расплачиваются деньгами; лодыжки же употребляются вместо денег только один рай в году, именно во время святок. Пять пар лодыжек продаются по I копейке серебром».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"
Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"
Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.

















