» » » » Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края


Авторские права

Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края

Здесь можно скачать бесплатно "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Праздничная культура Вологодского края
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Праздничная культура Вологодского края"

Описание и краткое содержание "Праздничная культура Вологодского края" читать бесплатно онлайн.



Альманах «Российский этнограф» является изданием самого широкого профиля. Кроме академических работ в нем будут публиковаться этнографические очерки, путевые заметки и другие материалы, представляющие интерес для этнологической дисциплины.

Издателя не разделяют некоторых позиций авторов альманаха.






После того как кончится обедня, все девушки рассаживались по саням и ехали на иордань, которая находилась всего лишь в версте от церкви.

«Повозником или кучером бывает молодец-жених, одетый в синий суконный тулуп, подпоясанный кушаком. Кучер должен представить в этот день для родных или знакомых девушек лошадь, хорошо раскрашенные сани и лучшую дугу — тяжелую, раззолоченную и раскрашенную. Девушки же должны позаботиться об украшении лошади и саней.

Сбрую лошади обыкновенно украшают множеством равно-цветных бантов, как делается это на свадьбах. Главным украшением саней служит постилальник или простыня огромного размера, до половины состоящая из полотна, а оттуда — из разных вышиваний, кружевных, кумачных, фестонных, атласных, ярких цветов. Ею накрывают сани так, чтобы украшенное вышиваньями место спускалось сзади саней почти до самой земли. На простыню садятся обыкновенно по две девушки».

Процессия из таких саней следовала через все село к иордани и обратно, сопровождаемая множеством зевак и двумя мужиками, одетыми «в самые оборванные, какие только могли найти лохмотья, на клячонке, которая едва передвигала ноги, и на дровнишках, которые уже давно были брошены владельцем и едва только держались. Несмотря на это лошадь была украшена пуками соломы вместо разноцветных бантов, на дровнях лежала грязная, оборванная рогожа, представлявшая простыню». Этот незамысловатый маскарад сразу вносил оживление в пышный и чинный церемониал выезда: «Все глаза обратились на последних всадников. Веселье было полное».

Однако основное действие разворачивалось во второй половине дня. После обеда девушки выстраивались рядами у церковной ограды. Около них сначала ходили молодцы и угощали знакомых девушек пряниками. «Потом пять-шесть парней выбирали себе пожилую бабу и под ее предводительством направлялись к рядам девушек. Те стояли не шевелясь, как статуи. Баба, подошедши к девушке, раздвигала полы шубки и показывала парням передники, потом поднимала подол сарафана до грудей и показывала рубашку. Затем поднимала подол другой рубашки, третьей, четвертой — до той самой рубашки, на подоле которой были две красные полоса». После этого компания переходила к другой девушке. Так, «в обозревании всевозможных подолов», проходил весь день до вечера. Это изысканное развлечение очень напоминало рассматривание картин в картинной галерее.

Иногда «смотр подольниц» устраивали только самым богатым и красивым девушкам-невестам. Так, в о. Кумзеро на Крещение собирались на ярмарку поселяне со всей округи. В этот же день славили славутниц на глибку. Из комьев снега — «глибок» (так же могла называть возвышенное место у церкви — дд. Кагариха, Острецовская, Бугра) делали небольшое возвышение, своего рода сцену, на которой и стояли несколько часов подряд славутницы.

Славутниц, как правило, бывало немного — со всей волости собиралось человек пятнадцать. Перед выходом на глибку они поджидали друг друга в келье у церкви, и там же переодевались.

Стояние на глибке было довольно серьезным испытанием для девушки: «Семь потов сойдет, пока стоишь», — вспоминала одна из наших собеседниц. К тому же матери женихов вслух обсуждали достоинства в недостатки девушке и ее рукоделья, и эта молва могла впоследствии оказать серьезное влияние на репутацию девушки и на ее престиж в главах возможных женихов.

Если славутница по мнению собравшихся женщин была недостаточно хороша для того, чтобы стоять на глибке, ее сводили под руки вниз, и она ходила вместе с другими девушками по площади увязкой (=под ручку). Девушки, гулявшие в увязке, старались идти так, чтобы попадаться навстречу парням, которые могли бы оценить их по достоинству.

Иногда в церемонии принимали участие и парни: «по правую руку вставали невесты, по левую женихи» (дд. Кагариха, Сергозеро). В д. Арганово смотрины устраивались на Афанасьев день, а в соседней д. Георгиевская — на Егорьев день. В перерыве между заутренней и обедней девушки-слаутницы выходили на паперть и демонстрировали свои наряды всем любопытствующим. Это называлось стоять на кону. Если собиралось много девушек, говорили: «Конок большой собрался!»

Вот еще одно описание смотрин — из д. Дягилево: «В Рождество жонихи и невесты в церкву йиздятъ. Жонихи и старушки невест выбирают, девок хороших. Тебя отдадут сево года, ты уш и встаёшь наперед — на паперть-то. Девки как стоят на паперте-то (их тут пять-шесть стоит): перекрестецця, дак вси вмести уш, и кланяцця станут вси вмисти. Дак старушки-ти подойдут к девкам-то да и загибнут подольцик-от у платья-то. Подолы-те тканые, широкие, товстые, красивые, а там ишо лентоцьки полосатые нашиты в три перста. Тамока эти узоры — знацит богата невеста.

Старухи-ти погледят, а потом опрашивают потихоньку: «Это цья-от девушка хорошенькяя? Наверно от богатого от места, из хорошого, и родителей хороших?» И окажут цья. От Рождество-то пройдет, и женихи обязательно йиздят в эту деревню на лошаде на игришчо, девок гледетъ, про которых матери выспросили».


КАТАНИЕ НА КАРБИЩЕ (Семенцовская вол.), КАТАНИЕ НА ГОРУШКЕ (д. Макарове Кирил.), СЪЕЗДКИ (Волог.), ПОРОХ ТРЯСТИ (Вожег.). Масленицу не случайно часто называли «катальным заговеньем» (Тот., Бабуш., Тарн.) или «масленице ездуньей» (Сямж.), ведь катание с гор и на лошадях было важным отличительным признаком этого праздника. Даже приглашение в гости в эти дни звучало так: «Когда, сват, кататься-то к нам? (Коштугокая вол.).

Сама церемония катания обставлялась в разных местах по-разному. Первое, что бросалось в глаза — это наряды участников в праздничное убранство экипажей, ведь катание на лошадях было не только развлечением, но и своеобразной демонстрацией богатства. Эта сторона была настолько значима, что те, у кого не было собственной красивой упряжи или саней, любой ценой стремились занять их у более состоятельных людей. Вот, например, описание конца прошлого века из Кадниковокого уезда: «Лошади украшаются лентам, обвешиваются бубенчиками, а запрягаютоя непременно в «пошовни» (=раскрашенные сани из луба) как наиболее почетный экипаж. В пошовнях в большинстве случаев бывают два парня, две или три девицы. Один из парней играет на гармонике и девицы подпевают ему, а второй ямщичает, то есть исполняет должность ямщика. В с. Троицко-Енальском устраивается для катания на лошадях круг на манер городских».

Чаще всего экипажи выстраивались в длинную вереницу (караван — д. Андроново) по 10–15 лошадей. Причем обычно девушки катались с одним каким-либо парнем — им мог быть брат или другой молодой родственник, реже — жених. Иногда кавалеры сажали в сани 2–3 девушек сразу (д. Паново Кич. — Гор.). В других местах существовал обычай катать любых понравившихся девушек. Так, в п. Чебсара с четверга по воскресенье, когда катались на лошадях (круга делали), разодетые девушки выстраивались в ряд вдоль дорог, а парни, проезжая мимо, приглашали их в сани «Давай покатаю!» Проехав 2–3 круга, парни сажали других девушек. Больше почета было, конечно, той, которая не сходила с саней. Иногда парень использовал этот обычай, для сведения счетов с изменившей ему девушкой. Во время катания он завозил ее в лес и сбрасывал там в снег, чтобы она пешком добиралась домой (дд. Кашино, Тарасово, Тимонино, Исаково Кирил.). Оказаться в такой ситуации было делом очень позорным, поэтому предложение прокатиться принимали только от тех, кому доверяли безусловно.

Интересно, что само катание на лошадях, особенно если катались не до кругу, а вдоль деревни («впрохлест» — дд. Кокшарка, Безгачиха) или между двумя деревнями, могло превращаться в настоящие скачки. Такое соревнование устраивалось, например, на озере возле с. Ферапонтово, и полюбоваться этим зрелищем собирались жители всех окрестных деревень. Именно этот обычай имел, видимо, в виду Л.Скворцов в своем описании Бережнослободской вол.: «Катается обыкновенно по круговой по улице, вдоль своей деревни. Ездят вскачь, сломя голову, с криком, гамом и песнями». Шум и пение во время катания также были делом довольно обычный.

Если катались по всем окрестным деревням, то, въехав в деревни, первым делом направлялись к шестам или горушкам, причем принимавшие участие в катании молодожены обязательно должны были скатиться с горушки или по шестам в каждой деревне (дд. Зарубинская, Лубягино, Белянкино).

Вот что писал о масленичных катаниях в Вологодском уезде С.В.Максимов, «Делаются десятки верст, чтобы попасть на так называемые «съездки», то есть грандиозные катания, устраиваемые в каком-нибудь торговом селе. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в с. Куденском лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда одна молодежь и останавливается или у родных или в тех домах, где есть «игровые» и знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы, которые из желания похватать подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Праздничная культура Вологодского края"

Книги похожие на "Праздничная культура Вологодского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Морозов

Игорь Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Морозов - Праздничная культура Вологодского края"

Отзывы читателей о книге "Праздничная культура Вологодского края", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.