» » » » Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II


Авторские права

Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Сказка. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II
Рейтинг:
Название:
Народный быт Великого Севера. Том II
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Народный быт Великого Севера. Том II"

Описание и краткое содержание "Народный быт Великого Севера. Том II" читать бесплатно онлайн.



Выпуская в свет настоящую книгу, и таким образом – выступая на суд пред русской читающей публикой, – я считаю уместным и даже отчасти необходимым объяснить моим читателям о тех целях и задачах, каковые имел я в виду, предпринимая издание этой книги, озаглавленной мною: «Быт народа великого севера».

Не желая утруждать читателя моими пространными пояснениями о всех деталях составления настоящей книги, я постараюсь по возможности кратко, но толково объяснить – почему и зачем я остановился на мысли об выпуске в свет предлагаемого издания.

«Быт народа великого севера», как видно уже из самого оглавления, есть нечто собирательное и потому состоящее из многих разновидностей, объединенных в одно целое. Удалась ли мне моя задача вполне или хотя бы отчасти – об этом, конечно, судить не мне – это дело моих любезных читателей, – но, что я употребил все зависящие от меня меры и средства для достижения более или менее удачного результата, не останавливаясь ни пред какими препятствиями, – об этом я считаю себя имеющим право сказать открыто, никого и нисколько не стесняясь. Впрочем, полагаю, что и для самих читателей, при более близком ознакомлении их с моим настоящим трудом, будет вполне понятным, насколько прав я, говоря об этом.


В книгу включены два тома, составленные русским книголюбом и собирателем XIX века А.Е.Бурцевым. В них вошли прежде всего малоизвестные сказки, поверья, приметы и другие сокровища народной мудрости, собранные на Русском Севере. Первое издание книги вышло тиражом 100 экземпляров в 1898 году и с тех пор не переиздавалось.

 Для специалистов в области народной культуры и широкого круга читателей, которые интересуются устным народным творчеством. Может быть использовано как дополнительный материал по краеведению, истории языка и культуры.






Уши горят у кого-нибудь — про того судят.


Уголья скачут из печи — перед гостями, и угасает перед гостем.


У кого нет ресниц, тот считается чертом, или во всяком случае, весьма подозрительным человеком, так как «у нехорошаго нет ресниц». Подозрительными считаются и люди прихрамывающие, потому что дьявол, как известно, прихрамывает.


Узнать достоверно, был ли человек колдун, можно перед его смертью. В смертный час колдун или колдунья начинает бегать по избе, бросаться на что попало, кричать, петь, смеяться и т. П. Всякая колдунья должна перед смертью всех «своих» чертей передать другой колдунье или колдуну и наоборот. «Так черти от одного к другому и переходят». Если желают убить колдуна, то обыкновенными средствами этого сделать нельзя, а лишь вооружившись тележною осью. Для того же, чтобы колдун не мог вредить после своей смерти, ему надо подрезать жилы под коленками. Колдун нередко уносит спорынью (приполон) с хлеба. Для этого он обходит поле с серпом и сжинает по несколько колосьев в разных местах.


У покойника отрубают украдкой палец и с этим пальцем ходят воровать. Если обойти с пальцем дом, где есть мертвец, то все в доме уснут так крепко, что можно войти и делать что угодно, никто ничего не услышит.

Ф

Филин. — Птица сия почитается предвестницею пагубы, и когда, прилетев на кровлю чьего-либо дома, станет кричать, то кому-нибудь из того дома умереть вскоре, или чувствовать беду. Суеверы носят при себе ея когти, дабы привести себя в безопасность от чародейства.


Филин-птица в народе считается пагубною, потому что предвещает несчастие.

Филин когда прилетит и сядет на дом и начнет кричать — к несчастию; суеверные люди носят при себе его когти, чтобы охранить себя от несчастий.

Ч

Черныя книги. — Так называются мнимыя волшебныя книги, которыя содержат в себе дьявольския навождения; оне написаны волшебными знаками, а большею частию нолями или кружками; находятся всегда у волшебников, по которым призывают они дьяволов; когда же попадут они нечаянно не колдуну, то как скоро откроет он их, то приступит множество чертей, и начнут просить работы. Когда не может он им дать работы, если и даст, то легкую, которую они тотчас сделают, то утащат его в ад; а чернокнижники, зная по их науке, каких черти работ окончить не в состоянии, такия им и дают, например: приказывают вить канаты из песку, воды или из солнечных лучей, и таскать оными китов из моря, или другия какия тяжести, то черти более к ним и не пристают, понеже и за то наказаны бывают, что делать не умели.


Чистый Понедельник. — Так называется Понедельник на первой неделе великаго поста. Во многих городах по утру собираются кучами ребята и, держа в руках ухваты, кочерги, помелы и сковородни, обернутыя тряпицами, кричат, подходя к каждому дому: мы масляницу прокатали, святые вечера проиграли, мы рожествен пост пропряли. Свет наша Масляница дорогая, где ночес ночевала, под кустом на дорожке, ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку, и вы гудочки не гудите, и вы Масляницу не будите.


Чихать. — Когда придет кому какая-нибудь в голову мысль, а случится, что в то время нечаянным образом другой чихнет, то это значит, что задуманное действительно сбудется.


Через порог не здороваться — не беседовать.


Чихнешь в понедельник натощак — к подарку; во вторник — к приезжим; в среду — к вестям; в четверг — к похвале; в пятницу — к свиданию; в субботу — к исполнению желания; в воскресенье — к гостям.


Что-то позевывается, знать наши спать ложатся или ужинать садятся.


Чтобы иметь счастливый успех во всех своих предприятиях и избавиться бедствий, говорят, что нужно только списать и всегда носить при себе «сон Пресвятой Богородицы». Сей талисман находят у многих набожных старушек.


Чтобы приворожить жениха, надо прокормить его с заслонки, также и петуха, и при этом говорят: — «как бы эта заслонка держалась своего устья, так бы и петух держался своего дому».


Чтобы дитя раньше ходило — провести его по полу во время утрени Св. Пасхи.

Ш

Шапка-невидимка добывается следующим образом: надо найти цветок «адамову головку», который разцветает около Иванова дня, и положить его в церкви под престол, чтобы он пролежал там сорок дней. Затем, когда его вынут, он получает такую чудодейственную силу, что, если держать его в руке, то будешь видеть дьявола, чертей, леших, словом — всю «отпадшую» силу. Тогда можно сорвать с лешаго шапку, надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший. В этой шапке можно делать что угодно, никто не увидит и не узнает. Перед смертью надо бросить шапку в реку, чтобы черти взяли ее обратно.

Ять

Есть в потемках — дети воры будут.

Э

Эхо. — Когда кто кричит в лесу или на берегу реки, то эхо обыкновенно повторяет слова его. Суеверные утверждают, что это отзывается леший, имея намерение заманить в жилище свое того человека, который кричит или играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Ю

Юбка. — У замужней женщины при надевании юбка завернется, то это по суеверию баб считается, что в тот год та женщина родит.

Я

Яга-баба. — Под сим именем почитали славяне адскую Богиню, изображая ее страшилищем, сидящим в железной ступе, и имеющую в руках железный пест; ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, коих ей присвояли, и услаждается при том и сама пролитием крови.


Яйца. — Когда занимает кто яиц у кого для наседки, то через воду, то есть реку или канал переносить их не должно, уверяют, что плода от них ожидать уже будет невозможно; а когда кладут яйца под наседку, то полагают прежде в шапку, и из ней уже под курицу, веря, что от того все цыплята будут мохноногие и с хохлами. Делают еще и другое, но здесь сказать о том не прилично.


Ярко восходящее солнце и потом скоро темнеющее — предвещает дождь.


Яйца, под наседку назначенныя, не должно переносить через реку или канал, потому что от этого не будет цыплят, а нужно непременно в шапке переносить с места на место, чтобы куры были с мохнатыми ногами и с хохлами.


Ячмень на глазе. — Чирышек если сядет на глазу, то, чтобы он уничтожился, стоит только не в примету тому, кто его имеет, слегка плюнуть в больной глаз или поднести к больному глазу кукиш, говоря: «ячмень, ячмень! Вот тебе кукиш, что хочешь, то и купишь; купи себе топорок, секи себя поперек», — и уверяют, что от этого болезнь скоро проходит.

Народные хозяйственные приметы

Ай, ай, месяц Май,

Тепл, да холоден.


Уроди Боже всякаго жита по закрому, на весь крещеный мир.

Народные хозяйственные приметы Январь

5-е

Яркия звезды под Крещение породят белых ярок.


6-е

На Крещение день теплый — будет хлеб темный.


Если на воду идут (на Иордан) в тумане — хлеба будет много.


На Крещение мятель — на Святой мятель.


Метет снег (в этот день) хлопьями — к урожаю.


Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.


8-е

Коли на Омельяна (Емельяна) подует от Киева — лето грозно.


10-е

На Григория Нисскаго иней на стогах — к мокрому году.


12-е

Солнце входит в знак Водолея.


18-е

На Афонасия ломоноса — береги нос (морозы).


Помело метлой на Маслину — придет государыня мятельная.

В полдень солнце — весна ранняя.


22-е

Тимофеевские морозы — ползимы.


24-е

На Аксинью полузимницу дорогу переметет — корм подметет.


Ведро — весна красная.


Какова Аксинья, такова и весна.

Февраль Февраль бокогрей воду подпустит, а Март подберет.

2-е

На Трифона звездно — весна поздняя.


Сретенские морозы и оттепели.


Какова погода на Сретенье, такова и весна.


На Сретенье снежок — весной дожжек.


Капель — урожай на пшеницу.


От 3-го до 11-го — семь крутых утренников: три до Власия, четыре после Власия.


11-е

Св. Власия — сшиби рог с зимы.


Власьевские морозы.


15-е

Онисима Овчарника окликают звезды для плодородия овец.


28-е

Василия капельника.

Март И Март на нос садится (мороз).

Ни в Марте воды, ни в Апреле — травы.


Коли в Марте снежок за долинами — урожай на огородину и ярицу.


Сухой Март обещает великое плодородие, а когда дождлив, то редко хороший урожай бывает.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Народный быт Великого Севера. Том II"

Книги похожие на "Народный быт Великого Севера. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Бурцев

Александр Бурцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Бурцев - Народный быт Великого Севера. Том II"

Отзывы читателей о книге "Народный быт Великого Севера. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.