» » » » Иван Полуянов - Деревенские святцы


Авторские права

Иван Полуянов - Деревенские святцы

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Полуянов - Деревенские святцы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство "Технологическая школа бизнеса", год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Деревенские святцы
Издательство:
"Технологическая школа бизнеса"
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Деревенские святцы"

Описание и краткое содержание "Деревенские святцы" читать бесплатно онлайн.



Книга известного вологодского писателя И.Д.Полуянова заново открывает для читателей почти забытую традицию народного творчества. Автор в буквальном смысле слова реконструирует устные численники-месяцесловы, своего рода деревенские святцы, тесно связанные со святцами духовными. В противоположность нынешним сухим и строгим календарям, связывающим лишь день недели и число, раньше каждый день был наособицу, и только ему сопутствовали определенные приметы, меткие речения, прибаутки, песни, обряды. Деревенские святцы органично и функционально вписывались в быт русской деревни. В них ярко и выпукло отразилась духовная жизнь крестьян.

О днях празднования Входа Господня в Иерусалим, праздника праздников — Пасхи, Вознесения, Троицы, а также сырной седмицы — масленицы, о постах, днях памяти святых, о молитвенном почитании чудотворных икон, других торжествах Православия подробно говорится в «Православном церковном календаре», выходящем в свет ежегодно. Некоторые даты приведены здесь — по месяцам, предваряя рассказ о земледельческом годовом круге устных народных месяцесловов.






Наряду с землей скот — богатство семьи. Не случайно праздник поклонения честным веригам апостола Петра назывался в народе просто: полукорм.

О благополучии зимовки молились и местночтимым святым: под Грязовцем — преподобному Павлу Обнорскому (23 января); в Белозерье — преподобному Мартиниану (25 января); в Тотьме и округе — праведному иерею Максиму (29 января); в Вологде — преподобному Афанасию Сяндемскому.


30 января — Антоны перезимные.

Вывешивают на избы березку, елочку или нет — обычаи разные, суть одна: до масленицы играться свадьбам, невестиным подругам страдать песенно:

Так ответ держал молодец:

«Ты не плачь, не плачь, девица!
Не плачь, дочь отецкая,
Что я не погубитель твой,
Что не я разоритель твой,
И не я расплетай-косу,
И не я потеряй красу, —
Погубитель твой — батюшка,
Разорительница — матушка,
Расплетай-косу — свахонька,
Потеряй-красу — девица,
Уж ты дочи отецкая».

То-то летело с гиканьем, со звоном колокольчиков к церквам санных поездов, то-то гудели колокола благовестом в честь рождения новых семей…

Год с годом по погоде не равняй. На Емельяна перезимье не выдалось, Антоны ему в подспорье поставлены.

Исполнят морозы, снегопады, им завещанное, — зима «под шапкой», как шутливо посмеивались.

Месяц — первенец года, гульлив, на потехи повадлив, призван отличаться холодами. Они гораздо угодней в свою пору, нежели на яровые всходы отзимок, на цветущие сады иней.

Поумерится стужа, солнечно в полях. Мыши, полевки покидают подснежные убежища косточки размять, свежего воздуха хлебнуть. В оттепели ползают по снегу жучки, комарики.

Синица-егоза нет-нет и протенькает: «Синь-день! Синь-день!»

Несмотря на синичьи гусли-балалаечки, доверяться Антонам опрометчиво. У зимы сполна в запасе стуж и метелей, как ни грезится в избах о весне за сортировкой семян к посевной.


31 января — Афанасий и Кирилл.

В устных календарях — ломонос.

Лих мороз, береги нос! «Офонасьев день — самый крень», — окали пинежане, всей Руси вторя: мол, «Афанасий да Кирило забирают за рыло».

Так забирают, так жучат, что в тайге дуплистые осины дерет от пяты до вершины; на той же Пинеге лед, оседая, грохочет — удары гулкие, будто из пушки. Тем не менее деревни брали на заметку:

«В полдень солнце — весна ранняя».

Заступал январь на свой пост — стынь, иней; освобождает место — иней и стынь.

Все же «знать по свету, что время идет к лету».

В берлогах прибавление семейства. Новорожденные медвежата, право, с меховую варежку, крохи беспомощные.

Черный ворон кружит, озабочен пораньше свить гнездо.

У налимов нерест. Во тьме под толщей льда уловили скользкие пятнистые усачи: солнышко разгорается, вот-вот потекут кучевые облака.

Пуночки, пернатые гостьи, тронулись обратно в тундру.

Свет, прибывает свет — сделан к весне поворот!

Кровное родство начала года с нею отразило присловье: «Январь — весне дедушка». Не зря на празднике Новогодья Деда Мороза сопровождает Снегурочка — дитя солнца и весны.

По свидетельству летописей

С древнейших времен примечательные, равно благоприятные и грозные, разорительные явления природы заносились в хроники, летописи, важные документы. Тем самым природа выступала действующим лицом истории, подчеркивалось ее влияние на судьбы народов и государств. На Севере летописание прекратилось лишь в XVIII веке. Сведения, почерпнутые из летописей, как нельзя лучше дополняют рассказ о каждом из двенадцати месяцев.

Итак, выписки о погоде зимой в старину.

919 год — полярные сияния от земель славянства до Греции.

1000 год — по всему земному шару сильнейшие землетрясения.

1011 — жестокая зима. Замерз Босфор, на Ниле лед.

1163 год — среди зимы дожди и грозы.

1177 год — на Руси опять мягкая погода, южные реки стали только к февралю.

1414 год — зима «гола без снегу».

1416 год — поздний ледостав. Волга у Твери замерзла в январе.

1445 год — стужа в Московии небывалая, снег лег глубиной около девяти пядей (двух метров).

1548 год — после Крещенья почти повсеместно на Руси длительные оттепели с дождями.

1567 год — зима без зимы: крестьяне Западной Европы начали пахоту в январе.

1672 год — в ночь на 8 января разразилась на Северной Двине буря: «у крестьян хлебные кучи и сенные зароды многие свалило и разносило».

ФЕВРАЛЬ — БОКОГРЕЙ

ИЗБРАННЫЕ ПАМЯТНЫЕ ДНИ ПРАВОСЛАВИЯ И ПРАЗДНИКИ ФЕВРАЛЯ

1 февраля — Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1342). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652).

2 февраля — Преподобного Евфимия Великого (473). Преподобного Евфимия Сянжемского, Вологодского (ок. 1465).

3 февраля — Преподобного Максима исповедника (662). Преподобного Максима Грека (1556). Мученицы Агнии девы (ок. 304). Иконы Божией Матери, именуемой «Отрада» (807).

4 февраля — Апостола Тимофея (ок. 96). Преподобного Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).

5 февраля — Собор Костромских святых. Преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского (1565).

6 февраля — Преподобной Ксении (V). Блаженной Ксении Петербургской (XIX). Святителя Герасима Великопермского, Устъвымского (1441).

7 февраля — Святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского (389). Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали».

8 февраля — Перенесение мощей преподобного Феодора, игумена Студийского (845). Благоверного Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125). Собор новомучеников и исповедников Российских: святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси (1925), священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого (1918), священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним убиенных мучеников Юрия и Иоанна (1922), священномученика протоиерея Иоанна (1917), священномученика Петра, митрополита Крутицкого (1937), священномученика митрополита Серафима (1937), священномученика архиепископа Фаддея (1937), священномученика протопресвитера Александра (1937), преподобномученицы, великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (1918).

9 февраля — Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (438).

10 февраля — Преподобного Ефрема Сирина (373–379). Преподобного Федосия Тотемского (1568). Суморинской — Тотемской иконы Божией Матери.

11 февраля — Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (107). Святителей Герасима (1441–1467), Питирима (1455), Ионы (1470), епископов Великопермских, Устьвымских.

12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

13 февраля — Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского (1108).

14 февраля — Предпразднество Сретения Господня. Мученика Трифона (250).

15 февраля — Сретенье Господа Нашего Иисуса Христа.

16 февраля — Попразднество Сретения Господня. Праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.

17 февраля — Преподобного Кирилла Новоезерского (1532). Преподобных Авраамия и Коприя Печенгских, Вологодских (XV).

18 февраля — Мученицы Агафий (251), Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

19 февраля — Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100).

20 февраля — Отдание праздника Сретения Господня. Мучеников 1003 Никомидийских (303).

21 февраля — Великомученика Федора Стратилата (319). Пророка Захарии Серповидца из 12-ти (ок. 520 г. до Рождества Христова).

22 февраля — Мученика Никифора, из Антиохии Сирской (ок. 257). Преподобного Панкратия Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Обретения мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1805).

23 февраля — Благоверной княгини Анны Новгородской (1056). Мучениц дев: Еннафы, Валентины и Павлы (308). Преподобного Лонгина Коряжемского (1540). Иконы Божией Матери «Огневидная».

24 февраля — Священно мученика Власия, епископа Севастийского (ок. 316). Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1392). Праведной Феодоры, царицы греческой, восстановившей почитание святых икон (ок. 867).

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери. Святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1378).

26 февраля — Преподобного Мартиниана (V). Преподобных Зои и Фотинии (Светланы) (V).

27 февраля — Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского (869).

28 февраля — Апостола от 70-ти Онисима (ок. 109). Виленской иконы Божией Матери.

* * *

Седой, добела выстуженный воздух. Синяя даль полей. Красное озябшее солнце.

Ежатся ели на сквозняках, хвойные подолы к снегу примерзли; у берез сучья стучат, будто зубы клацают от ветра, пронизывающего до костей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Деревенские святцы"

Книги похожие на "Деревенские святцы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Полуянов

Иван Полуянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Полуянов - Деревенские святцы"

Отзывы читателей о книге "Деревенские святцы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.