» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы

Здесь можно купить и скачать "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

Вторая часть целиком посвящена свадьбам во всем их разнообразии в связи с необъятностью государства Российского. Это поистине энциклопедия бракосочетания.

Печатается по изданию 1847–1848 годов.






Государь нарядился в царские одежды, как перед коронованием; царевну одели в царские украшения, за исключением короны, и вместо венца убрали голову венком. Бояре, свадебные чины, стольники, стряпчие, московские дворяне, дьяки, полковники, головы и гости блистали золотыми одеждами.

ПРИБЫТИЕ В ПАЛАТУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Когда все было готово, тогда известили царя, который приказал всем идти во дворцовую палату вместе с царевною и ее родителями и ожидать его пришествия. По приходе в палату царевну посадили на устроенное место, а потом сами сели на своих местах, по росписи. Царю доложили, что все уже заняли свои места. Тогда он объявил своему духовнику, что час ему идти. Духовник читал молитву, а государь со свадебным чином молился св. образам. После молитвы духовник благословлял его и всех с ним. Дружки и свадебный чин просили благословения на поезд к невесте у посаженых родителей; потом сам царь просил у них благословения, которые, благословляя его, говорили: «Благослови, Боже», и все уже отправились. Пред государем несли караваи и хлебы. В палату прежде всех вошел духовник, за ним свадебный чин и потом царь; тогда все встали. Читали молитву и все молились. Потом дружки и подружья испрашивали благословения у родителей невесты, чтобы садиться молодым на свои места. Они благословили их, говоря: «Благослови, Боже». Молодые сели на одной подушке, а потом и все расселись по своим местам, за особыми столами.

УГОЩЕНИЕ

Стольники начали разносить кушанье, которое прежде всех ставили перед новобрачными по одному блюду, а перед свадебным чином по пяти блюд одного кушанья, потому что они — сидели друг от друга далеко. По постановлении кушанья духовник читал «Отче наш». Дружки и подружья просили благословения у родителей невесты чесать косу, а духовник и весь поезд стали есть и пить для одного обряда. Перед молодым ставили только кушанье и немедленно снимали со стола, потому что он ничего не должен был есть. По расчесании косы дружки и подружья испрашивали благословения у родителей невесты — крутить ее (одевать).

ЧЕСАНИЕ КОСЫ, ОКРУЧИВАНИЕ И ПОДАРКИ

При чесании косы и укручивании закрыли молодых покрывалом с вышитым на нем крестом; покрывало держали свечники- свахи расчесывали косу и одевали. Перед царем тогда же поставили на большом блюде хлеб и сыр, которые разрезали на куски; клали на тарелки, поверх хлеба и сыра, подарки со стороны невесты — ширинки (платки), которые бывали белые тафтяные, шитые вокруг золотом и серебром и с таковыми же кистями, и их разносили по расписанию: прежде духовнику, родителям невесты, тысяцкому, а потом царю, поезжаным, сидячим боярам, боярыням, дружкам, свахам, конюшему и дворецкому с окружающими его. Дружка невесты разносил такие же подарки: посаженым родителям, царевнам и прочим назначенным по росписи; патриарху послали белое полотно. По окручивании покрыли молодых прежним покрывалом, и тогда сняли венок с головы невесты и отдали на сохранение. Духовник при третьем кушанье читал послеобеденную молитву.

ВЕНЧАНИЕ

Дружки обратились тогда к посаженым родителям и просили их благословения на поезд к венцу. Молодых благословили окладными в золото образами, покрытыми жемчугом и драгоценными каменьями. Отец и мать невесты, взяв ее за руку, отдали царю и простились с нею. Духовник благословил всех крестом, и все отправились в царскую домовую церковь. Молодой вел свою невесту за правую руку, и во время шествия звонили в колокола по всем церквам; перед дверьми церкви духовник благословил молодых крестом и всех с ним. Молодые стали посредине церкви, против алтаря, на золотной обьяри. Царя держал под руку дружка, а царевну сваха. При совершении венчания сняли покрывало с царевны; протоиерей возложил брачные венцы и сам снимал их, когда подносил им пить красное французское вино. Потом на царя была возложена корона вместо венца.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРОТОИЕРЕЯ И ВОЗВРАЩЕНИЕ МОЛОДЫХ В ПАЛАТУ

По окончании обряда протоиерей поучал их жить в миролюбии: не сердиться друг на друга и. подтвердил жене быть в повиновении у мужа, который, в случае ее вины, может поучити ее слегка жезлом; чтобы они жили в чистоте и богобоязни, постились бы в понедельник, среду и пятницу; соблюдали бы праздники и в эти дни греха не сотворили бы; посещали церковь, давали подаяние, советовались бы с отцом духовным, той бо на вся благая научить. После поучения он взял царицу за руку, передал ее государю и требовал, чтобы они поцеловались; потом покрыли царицу, и все поздравили молодых с венчанием. Во время венчания посаженые родители, сидячие бояре и боярыни ожидали молодых в прежней дворцовой палате, а протоиерей, когда он совершил венчание, разоблачился и вышел из церкви со всеми присутствовавшими, чтобы встретить молодых у дверей палаты, и тут благословлял их крестом. При шествии новобрачных звонили в колокола повсюду, а тысяцкий послал дружку к посаженым родителям, сидячим боярам и боярыням сказать, что царь и царица венчались в добром здоровье и идут к ним. Они отвечали, что их ожидают. Посаженые родители благословили их образами и поздравили с венчанием; за ними бояре и боярыни.

УГОЩЕНИЕ, УВОД НОВОБРАЧНЫХ В СПАЛЬНЮ И КОНЮШИЙ

Новобрачные сели за свой стол, а все прочие за свои столы, и потом разносили кушанье и напитки; все пили и ели до принесения жареного лебедя. В то время дружка испрашивал благословения у родителей и тысяцкого, чтобы весть новобрачных опочивать, на что они отвечали: «Благослови, Боже». Их провожали до спальни: отец, мать, немногие бояре и боярыни, и потом все они возвратились к своему столу, за коим ожидали известия от царя о его добром здоровье. Всю ночь до рассвета ездил конюший верхом около спальни с обнаженным мечом.

СПРАШИВАНИЕ О ДОБРОМ ЗДОРОВЬЕ

Спустя час после увода молодых в почивальную родители и тысяцкий посылали дружку к новобрачным спросить об их здоровье. И когда царь объявил, что все в добром здоровье, тогда явились к нему родители и весь свадебный чин.

Поздравившие молодых с добрым здоровьем получили от них в подарок кубки и ковши; потом новобрачным дали поесть самого легкого кушанья, ибо они постились весь тот день. После кушанья царь отпустил домой всех свадебных и приказывал им съезжаться на другой день к обеду, называемому княжьим столом, а сам лег спать с царицею.

ХОЖДЕНИЕ В БАНЮ И ПОДАРКИ

Поутру готовили для них баню, в коей были только царь, дружка и постельничий; после мыльни надели на него белую рубашку и новое платье, а прежнюю рубашку отдали на сохранение постельничего; после он слушал Заутреню, пока царица находилась в мыльне. С молодой были мать, сваха и близкие знакомые, и ее одели по выходе из мыльни. Когда она была одета, тогда дали знать о том царю, который со всем своим поездом отправился к ней. Она была уже во всем царском одеянии и с царским венцом на голове. Молодых поздравили, а царица одаривала мыльными подарками, начиная от царя до последнего гостя свадебного. Она дарила рубашками и сподним платьем, которые были полотняные и тафтяные, шитые золотом и серебром. Потом царь отправился на благословение к патриарху; от него в разные церкви, где слушал молебны.

КНЯЖИЙ И КНЯГИНИН СТОЛ С МУЗЫКОЙ

По наступлении времени княжьего стола царь и царица обедали в прежней палате за своим столом на маестатех (на троне); а прочие гости за своими столами. После обеда подавали сахар, ягоды и разные овощи, которые раздавали гостям, и последние принимали их стоя. Посаженые родители царицы, сидячие бояре и боярыни и тысяцкий благословили их окладными образами, а потом дарили бархатом, атласом, камками, золотыми и серебряными обьярями, соболями и серебряными кубками; пили за их здоровье и потом разъехались. На третий день был дан от царицы обед, называемый княгинин, с таковым же обрядом, как княжий.

На царском дворе и в передней играли во время обеда в трубы и сурепки и били в литавры; а на дворе жгли дрова всю ночь по разным местам вместо освещения.

ОБЕД ДЛЯ ДУХОВНЫХ И СВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ И ОДАРИВАНИЕ ИХ

В четвертый день обедали у государя: патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены и келари; после обеда все духовенство благословляло молодых образами и дарило. Царь и царица подносили им кубки и ковши с напитком, а духовные, выпив за их здоровье, разъехались. Потом новобрачные посылали им на дом подарки, состоявшие из денег, полотна, кушанья и напитков. Иереев, дьяконов и весь причет церковный угощали на царском дворе несколько дней сряду; иным посылали даже на дом кушанье и напитки; дарили деньгами по десяти и пяти рублей, и не меньше полтины, чтобы они молились за их здоровье; рассылали стольников, стряпчих и жильцов по церквам и монастырям всей России с денежными подарками, полотном и платками, которые раздавались духовенству, чтобы оно молебствовало о царском здоровье. Привезших подарки духовные благословляли образами и дарили, чем могли. В следующие дни давались обеды для стольников, стряпчих, московских дворян, гостей сотенных, старост, городовых, выборных и посадских. Они подносили молодым подарки, которые принимал один царь.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 2. Свадьбы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.