» » » » Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 6


Авторские права

Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 6

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 6" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 6
Рейтинг:
Название:
Быт русского народа. Часть 6
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Быт русского народа. Часть 6"

Описание и краткое содержание "Быт русского народа. Часть 6" читать бесплатно онлайн.



Весьма жаль, что многие из наших с большими способностями литераторов уклонялись от своей народности; заменяли русские выражения иностранными и подражали слепо чужеземному. Старинные народные и нынешние песни убеждают нас, что можно писать без слепого подражания к другим народам. Какая сила и простота чувствований сохранились во многих наших песнях! Какой в них стройный звук и какая невыразимая приятность в оборотах и мыслях! Потому что все излито из сердца, без вымысла, натяжки и раболепной переимчивости. В них все трогает нас, потому что оно близко к нашим мыслям; потому что все это наше, русское, неподдельное; все проникнуто любовью к родине, отечеству.


В середине XIX в. вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А.В.Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. Однако до сих пор она не переиздана, хотя в свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

Семь частей, составляющих это произведение, превосходят многие известные сочинения на аналогичную тему обстоятельностью изложения и объемом, но при этом изящно написаны и доступны восприятию любого, даже самого неискушенного любителя русской старины.

В середине XIX века вышла и почти сразу же стала библиографической редкостью книга известного ученого А. В. Терещенко «Быт русского народа» — первая попытка в России научной разработки этнографического материала. В свое время ею зачитывались и специалисты, и простолюдины.

В настоящее издание вошли часть шестая этой книги, посвященная обрядным праздникам: неделе Ваий (Вербной неделе), Пасхе, Русальной неделе, Семику, Троице, Первому апреля, Первому мая, и заключительная, седьмая часть, в которой дано подробное описание Святок и широкой Масленицы.






В Орловской губ<ернии> пекут на Троицын день два каравая: это печенье называется молением караваю. Один едят за столом, а с другим ходят девушки в рощу завивать венки.

В Псковской губ<ернии> прочищают глаза у родителей. Это значит, что дети обметают и опахивают тогда могилы своих родителей троицкими цветами, связанными в большой пук, наподобие веника.

В Петербурге также ходят в Троицын день на могилы: посыпают их цветами и обставляют березками; поминают своих родителей и проводят целый день с покойниками, думая, что они беседуют, веселятся и горюют с ними. В этот день поминают еще не одних родных, но и знакомых.

В некоторых местах Енисейской губ<ернии> одевают березку в пестрое платье и ставят ее в клеть до Троицына дня. Это чучело из березки называется гостейкою. В Троицын день после обедни выносят девушки с парнями гостейку за селение; завивают в роще венки и пляшут около гостейки; потом пускают на воду плетеные венки и гадают.

Из местных обычаев на Троицын день не менее замечателен у волжских жителей. Завив березки в роще, отправляются с венками к реке Волге при радостном пении:

Глубока река, берега рвала,
Ох, люли, берега рвала!
Уж я молода по бережку шла,
Ох, люли, по бережку шла!
По бережку шла и цветы рвала,
Меня молоду туда сорвало,
Вниз понесло, к донским казакам,
Ох, люли, к донским казакам.

По развитии венков бросают их в воду: чей венок прямо поплывет, той выйти замуж в тот же год; чей потонет, той сидеть в девках.

По окончании загадывания возвращаются домой с пением:

Грушица, грушица, зеленый виноград,
Под грушицей светлица стоит,
Во светлице девушка сидит,
Забавные речи говорит:
Ах, нонече какие времена!
Сушат жен хорошие мужья,
А девушек дальние друзья.
Всяка девка себе дружка зажила:
Дальний друг — большая сухота,
Ближний друг — веселье завсегда.
Призвала дружка на часок побывать;
Уняла его и ночку ночевать;
Упросила неделюшку пожить,
Принуждает его силою любить.
Уже силою не буду я любить,
По неволе я не буду целовать [92].

В Воронежской губернии существовал обычай, что девушки завивали венки поутру Троицына дня, а развивали и пускали на воду в самый праздник уже вечером. Для праздника строили шалаш за городом, убирали его венками, цветами и душистою зеленью; внутри него ставили чучело, одетое в богатое платье, мужское или женское. Около шалаша толпились люди обоего пола, раскладывали на Застланных скатертью столах или на земле нарочно приготовленное кушанье и ставили разного рода напитки: мед, пиво, варенуху и водку; садились и угощали друг друга; затем начинали петь и плясать около шатра. Девушки и Молодые парни составляли хоровод с песнями и пели:

Луговая коростель,
Ладо, ладо, коростель!
Не кричи рано по зоре,
Не буди меня рано на зоре!
У меня матушка — мачеха.
Она меня поздно спать кладет,
Она меня рано взбуживает
К легкому делу, к жерновам.
Луговая коростель,
Ладо, ладо, коростель!
Закричи рано по зоре,
Разбуди меня рано на зоре!
У меня матушка родная,
Она меня рано спать кладет,
Она меня поздно взбуживает
К тяжелому делу, к пялицам.

В Семик и Троицын день при завивании венков разыгрывают в северной части России хороводную игру жениха и невесты. В середину хоровода помещают ловкого парня и печальную девушку. Хоровод ходит вокруг них и поет:

Ай, во поле, аи, во поле,
Ай, во широком раздолье!
Стоят шатры, стоят полотняны,
Во шатрах сидят князья, бояре,
За шатром гуляет гостинин сын.
Он во гусли играет,
Девушку утешает:
«Не плачь, не плачь, девушка,
Не плачь, не плачь, красная!
Сошью тебе, девушка,
Шубку, юбку, телогрейку;
Подарю монисты с камнями,
Серьги со жемчугами».
Ай, во поле, ай, во поле,
Ай, во широком раздолье!
Стоят шатры, стоят полотняные,
Во шатрах сидят князья, бояре,
За шатром красна девица гуляет.
Девица речи ведет
К гостинну молодцу:
«Ненадобно, молодец,
Ни шубки, юбки, телогрейки,
Ни монисты со камнями,
Ни серег с жемчугами.
Пусти меня, молодец,
С девицами гулять!»
«Тогда тебя отпущу,
Когда русу косу расплету».

Эта хороводная игра, выражающая грусть девушки по ее свободе, которая для нее дороже всех подарков, оканчивалась в старину расплетением косы. Девица всегда восхищается волнистою своей косою, но как она плачет, когда расплетают ее! Наши песни о русой косе запечатлены душевною тоской. Так пели наши предки, так оно и было. А теперь не то время! Теперь каждая девушка расплетает с радостью свою косу, чтобы ей быть посвободнее. За мужем. Следующую песнь также поют во время троицких хороводов.

Конопля, конопля, зеленая моя!
Что ж ты, конопля, не весела стоишь?
«Ах, как мне, конопле, весело стоять?
Снизу меня, коноплю, бурей сломало,
Сверху коноплю воробьи клюют».
Девка ты, девушка красная!
Что ж ты, девушка, невесело сидишь?
«Ах, как мне, девушке, веселой быть!
Мой батюшка хочет замуж отдавать,
А мачеха хочет в черницы постричь,
Мой батюшка пошел бояр собирать,
А мачеха пошла за игуменьею».
Скрипнули ворота растворчатые,
Брехнула собака борзая на цепи,
Мне чало (мне думалось), батюшка с боярами,
Ажио моя матушка с игуменью.
Садись, мое дитятко, на золотое стульце,
Расплетай, мое милое, русую косу.
Пусти меня, матушка, на Дон погулять,
Белильцы, румянцы с лица постирать.
Смоем, мое дитятко, горючей слезой,
Сотрем, мое милое, пельчатым рукавом [93].

ОКАМЕНЕЛЫЙ ХОРОВОД

Между суеверными предметами народ сохранил на берегу реки Мечи в селе Козьем (около Тулы) кучу камней, расположенных хороводным крутом. Там думают, что этот круг состоял из хороводных девушек, которые за неистовые пляски их на Троицын день превращены небесным громом в камни. Это похоже на Ниоба, превращенного громом с детьми в камни.

В древности ходили в священные рощи снимать кору с деревьев, березы, липы и дуба и прикладывали ее к ранам. Добывая огонь из священных деревьев <с> помощью трения, хранили его дома. Другие брали кусочек затлевшегося дерева или щепочку золы и берегли у себя, думая предохраниться от заразы. Спинную боль излечивали топтанием ногами по хребту спины, в священной роще [94].

ВЫБОР НЕВЕСТ В ЛЕТНЕМ САДУ В ПЕТЕРБУРГЕ

Странное сохранилось доныне обыкновение в Петербурге. Спустя неделю после первого Воскресенья от Троицы молодые люди выбирают себе невест в Летнем саду. Туда стекается из столицы в четыре или пять часов пополудни все, что может ходить и двигаться, чтобы посмотреть, полюбоваться и самих себя выказать. Музыка гремит безумолчно, по всем углам сада, в коем гуляют в богатых и изысканных нарядах, гуляют и замечают друг друга. Хотя это гулянье собственно купеческое, однако под их вывескою расхаживают и другие, кто ищет себе жениха или невесты. Девушки и молодые вдовушки из купеческого и мещанского сословия одеваются с расточительной роскошью, в дорогие платья, голову и шею унизывают жемчугом и бриллиантами; в уши вдевают драгоценные серьги; пальцы испещряют перстнями и кольцами. Разряженные невесты ходят по главной аллее, со своими матерями и родственницами; женихи, которые стоят по обеим сторонам аллеи, высматривают невест и потом объявляют о своем выборе стоящей возле них свахе. Эти передают условия и желания жениха, и дело по большей части в шляпе. Часто женятся весьма забавно. Многие из женихов, думая, что драгоценное украшение девушки, которое видели на ней, есть ее собственное, между тем как все это берется от бриллиантщиков напрокат, опрометью ищут руки в той надежде, что обогатятся наверно. Но как они обманываются жестоко! В удел достается нередко одно подвенечное платье, и в том, увы, все богатство!

VII

ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ

Это не есть народный праздник, а один веселый обычай: обманывать в первый день апреля. На Востоке и в древней Европе он составлял часть языческого празднества. У нас на Руси он никогда не был в числе празднеств; ныне же он служит к неистощимым забавам и шуткам [95]

Первое апреля обязано своим происхождением Востоку. В глубокой древности праздновали индейцы, и ныне празднуют в это время рождение бога Шивы, и его праздник называется Гули или Голака. В честь его представляют разные игры, сопровождаемые обманами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Быт русского народа. Часть 6"

Книги похожие на "Быт русского народа. Часть 6" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Терещенко

Александр Терещенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Терещенко - Быт русского народа. Часть 6"

Отзывы читателей о книге "Быт русского народа. Часть 6", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.