Василий Сергеев - Янычары

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Янычары"
Описание и краткое содержание "Янычары" читать бесплатно онлайн.
С глубокой древности Балканы, Кавказ и многие другие регионы мира являются зоной контакта христианской и мусульманской культур, – контакта, складывавшегося на субстрате древних, доисламских и дохристианских культов. В одни исторические этохи он был мирным, в иные – переходил в вооруженный конфликт. Каждое прикосновение к этой зоне сегодня выглядит, как разматывание пропитанных засохшей кровью бинтов на незаживающей ране, и может быть болезненно воспринято как одной, так и другой сторонами. Но во имя мирного разрешения геополитических, этнических, конфессиональных и многих других спорных вопросов кто-то должен начать этот диалог...
Начало XIV тысячелетия нашей эры. Османской империи еще нет. Второй султан династии – Орхан ибн Осман – только начал собирать ее из разрозненных бейликов. Его вазир – Чандарлы Хайр уд-Дин формирует «новое войско» – корпус янычар. В центре внимания книги – судьба одного из янычар, Абдаллаха ал-Хаддада...
Что означают имена царских сыновей? Да то же, что и в нашем эпосе: соответственно «гора», «глубь» и «солнце». А элемент «ксай» в приведенных именах соответствует персидскому «кшайя» – вождь, владыка, или индийскому «кшатрий» – военный вождь. Поистине, оттуда, из Причерноморских степей сошедшие с небес и блистающие предки могущественного султана овладели всем миром!
Что же сталось с могущественным племенем, возглавленным «Солнце-ханом» и оставшимся в Северном Причерноморье? Их там, поистине, звали будинами – ибо тюркский корень будун, как знает блистательный, означает просто «народ», «племя», «люди». Вот как отец истории описывает наших предков, – сказал Ариф Али и потянулся за одной из книг: «Будины – народ многолюдный со светло-голубыми глазами и с рыжими волосами. ... Хотя будины ведут такой же образ жизни, как и гелоны, но говорят на языке особом . ... Будины, туземцы в этой стране, ведут кочевой образ жизни ... гелоны, напротив, земледельцы, употребляют в пищу хлеб, занимаются садоводством и не похожи на будинов ни сложением, ни цветом кожи. Впрочем, у эллинов и будины называются гелонами, но это неправильно» ...
– Довольно! – удовлетворенно заметил Орхан. – Я вижу, что, поистине, мой народ издревле населял те края. Но где будины – и где сельджуки? Что связывает их?
– Да услышит сиятельный мои слова! История всего мира – одно непрерывное свидетельство подвигов его предков, и я, поистине, смогу назвать только важнейшие, чтобы не утомить блистательного!
Мир натрое царь Феридун разделил:
Часть – Запад и Рум, часть – Китай и Туран
А третья – Пустыня Бойцов и Иран.
Так в «Шах-намэ» пишет проникновенный Фирдоуси. Поистине, это разделение древнее всего в мире, ибо здесь под Тураном мудрейший понимает всю Дешт-и-Кыпчак, а Феридун – это искаженное персами слово Траэтаона, или Таргитай. Внуком Траэтаоны был царь Турана Афрасиаб, воин, обладавший баракой , которую персы именуют «фарном»; в его семиколонной подземной обители на Севере сияли звезды, солнце и луна; там исполнялись все желания! Афрасиаб бился с персами, Рустам и Сухраб были его противниками; Рустам был могучим воином, он заявлял:
«Мой трон – седло, венец мой – шлем, моя на поле слава!
Поистине, весь мир моя держава!»,
– и все же не смог устоять перед ним. Афрасиаб двенадцать лет владел Ираном, но был все же побежден Кей-Хосровом.
Поистине, Афрасиаб был потомком спасителя человечества Ноя и родоначальником Сельджуков через Алп-Эр-Тонга... «Афрасиаб... принадлежал к потомству Нуха . Афрасиаб убил своего зятя Сиавуша, а у того был сын [по имени] Кей-Хызрау... Мухаммад, сын Джафара, говорит, что с того времени прошло 3000 лет. Аллах знает лучше!», – пишет Наршахи в «Истории Бухары».
Сколько жемчужин вплетено в венок, которым украшены ваши предки, да благословит их Аллах и да приветствует! Создатель державы Ахеменидов, покоривший Мидию, Лидию, Малую Азию, Вавилон и Месопотамию, не смог покорить тюрков и был убит их царицей Томирис. Она приказала отрубить Киру голову и бросить ее в кожаный мешок, полный человеческой крови. «Ты всегда жаждал крови, так напейся ее досыта!» – воскликнула она при этом. Впрочем, Диодор Сицилийский говорит, что Кир был распят, – Аллах знает лучше!
А Троянская война! Ахилл был царем мирмидонян во Фтии. Но и Лев Диакон, и Арриан свидетельствует, что «Пелеев сын Ахилл был родом скиф из небольшого городка Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса «, да и Страбон помещает «фтиотийских ахейцев из войска Ясона» в Северном Причерноморье! Сам Геродот, говоря о том, что «дорийское [племя] очень долго странствовало», указывает, что «во времена царя Девкалиона, – то есть после всемирного потопа, – оторвал глаза от книги и поднял их на Орхана Ариф Али, – оно обитало в земле Фтиотида»...
Орхан пошевелил пальцами в недоумении и взглянул на Хайр уд-Дина...
– Почему мы должны вникать в эти обстоятельства?
– Поистине, султан устал, – немедленно взвился тот. – Разве Ахилл – прямой предок сиятельного? (Ариф Али отрицательно закрутил головой.) Зачем же нам слушать эти слова о властителе-греке, тем более теперь, когда мы вмешались в гражданскую войну между византийскими греками? А Томирис? Она что – в числе прямых предков блистательного? Я вижу, что над книгой нужно будет работать оч-чень серьезно...
ДЕТИ РАБОВ
Главная причина нашего недовольства жизнью есть ни на чем не основанное предположение о том, что мы имеем право на ничем не нарушаемое счастье, что мы рождены для такого счастья.
Г. ЛессингФатима
Роза – дар прекрасный рая, людям посланный на благо.
Станет сердцем благородней тот, кто розу в дом принес.
Продавец, зачем на деньги обменять ты хочешь розы?
Что дороже розы купишь ты на выручку от роз?
Кисаи (Х в.)Эту сказку счастливую слышал
Я уже на сегодняшний лад:
В чисто поле Иванушка вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошел в направленьи полета
По сребристому следу стрелы
И попал он к лягушке в болото
За три моря от отчей избы.
«Пригодится на правое дело...»
Положил он лягушку в платок,
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века,
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Ю. КузнецовВернувшись в текке орты, Абдаллах не узнал его. За те месяцы, которые он отсутствовал, здесь появилось несколько новых корпусов, не турлучных, а выстроенных из самана ; из них долетал грохот молотов. Один из корпусов стоял на самом берегу реки, и у его стены ворочалось, роняя капли, большое водяное колесо, подымая и роняя на наковальню чудовищной массы гидравлический молот. Дымилось несколько домниц, где получали кричное железо; тачки, в которых везли шихту для них, вскатывали на весы; мастера отыскивали нужное соотношение компонентов... Но, главное, была уже построена медеплавильная печь, первые камни в которую, уезжая, заложил сам Абдаллах: магистральным направлением работ на ближайший год было признано литье топчу (пушек) из бронзы...
Абдаллах как в омут бросился в работу. Его ждали здесь, хоть в цехах уже работало несколько специалистов из Дамаска, Индии, Египта. Ему обрадовались, и Абдаллах с удовольствием отмечал, что ему есть что сказать, что опыт его не пропал даром, что к его словам прислушиваются. За целый день он порой ни разу не имел возможности подумать о себе.
Но вечером...
Марица надломила в нем какой-то стержень. «Недавно они убили моего мужа и отняли у меня моих детей, моих мальчиков... Когда те вернутся, они, наверно, будут такими же, как ты сейчас, – умными и приспособленными! – звучал в его ушах ее голос. – А я не хочу...»
«Я должен найти ее мальчиков. – твердо решил Абдаллах. – Они, несомненно, здесь, среди янычар. И, клянусь Аллахом, я их найду!» Но, поклявшись в этом, он день за днем оттягивал исполнение этого решения, отдавая себе отчет в его трудности...
Он решил, что есть еще один способ совершенно заглушить тоску по Марице, вернуть в свою душу ту ясность и чистоту, которая была в ней все эти годы до роковой встречи. Он долго ходил по невольничьим рынкам, присматриваясь, выбирая, и, наконец, купил себе рабыню. Легко выговорить – «рабыня»; легко соблюсти права, которые шариат дает купленной рабыне, – но есть иной закон, закон, по которому ищут друг друга две человеческие души. Абдаллах понимал, что по этому закону он пока не имеет на нее никаких прав. И вопрос еще, будет ли иметь...
Сегодняшний вечер только начинался, но, ужаснувшись предстоящей тоске, Абдаллах велел послать за Фатимой.
...Она еще у дверей сбросила невзрачный халат (она не любила арабский изар, предпочитая тюркскую одежду), оставшись в полупрозрачных шелковых шальварах и шелковой же накидке, расшитой жемчугом, – все подарки Абдаллаха, – и сразу закружилась в танце, подняв бубен и ритмически потряхивая им. Подпрыгивая, зазвенели серебряные мониста на ее груди.
– Пайрика моя, когда ты смеешься, у тебя изо рта падают цветы! – сказал иранский комплимент Абдаллах. – И все же станцуешь потом. Сначала у нас будет маджлис аль-унс , – или, как сказал бы монгол, я хочу «пари уйнатмак» . Присядь!
Она испуганно взмахнула ресницами, видимо, не поняв, чего именно он хочет, но покорно села на ковер у его ног.
Он нежно сжал ее узкую ладошку, окрашенную хной, в своих руках и, ласково глядя ей в глаза, тихо, но быстро произнес давно и тщательно продуманную им последовательность вопросов:
– Ты ведь не тюрчанка? Когда ты получила имя Фатима? Ты состоишь в ордене (ат-тарика)?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Янычары"
Книги похожие на "Янычары" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Сергеев - Янычары"
Отзывы читателей о книге "Янычары", комментарии и мнения людей о произведении.