» » » » Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич


Авторские права

Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич
Рейтинг:
Название:
Ростов Великий, Углич
Издательство:
Искусство
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ростов Великий, Углич"

Описание и краткое содержание "Ростов Великий, Углич" читать бесплатно онлайн.



Ростов Великий, небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, называли имена прославленных зодчих и живописцев, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей. Более чем за тысячелетнюю историю Ростов пережил периоды экономического и политического подъема и упадка, нашествия врагов, стихийные пожары, что отразилось и на памятниках города. Утрачены сооружения XII века, драгоценными единицами исчисляются произведения живописи XIII–XIV веков и прикладного искусства XII–XV веков.






Как и в церкви Воскресения, рассказ здесь начинается с верхнего яруса на южной стене от алтарной преграды, лентой обходит все стены (кроме восточной) церкви, продолжается во втором ярусе, и так до нижнего яруса.

На своде написаны наиболее известные эпизоды из мифов о жизни богоматери, о земных страданиях Христа и его явлений после воскресения. Цикл изображений, посвященный жизни Христа, не блещет оригинальностью композиции и трактовкой сюжетов, он менее интересен, чем те же циклы в Спасской и Воскресенской церквах, где они были главными.

Жизнеописание Иоанна и Прохора, по-видимому, более всего захватило фантазию художников. Ведь изображаемые события происходили когда-то очень давно и в каких-то неведомых странах, уж очень интересно было рассказать о веселых и печальных чертях, о их удачных и неудачных похождениях, о трагичных приключениях Иоанна, имевших счастливый конец.

Вот Иоанн с Прохором на корабле в окружении воинов плывут по бурному морю на остров Патмос (южная стена, третий ярус сверху, илл. 22). Волны изображены тонкими белыми нитями. Ветер натянул три белых паруса, развевает на корме флаг. У лодки сложные очертания, ее нос высоко поднят и украшен орнаментальной скульптурой. В центре лодки, друг против друга с поворотом к зрителю, сидят спокойно беседующие Иоанн и Прохор. Остальные пассажиры изображены плотно прижавшимися друг к другу; выделяются напряженная фигура кормового, удерживающего весло, и жестикулирующий мужчина — отец утонувшего во время бури юноши. Художник простодушно изобразил и юношу в волнах у борта лодки. Так живо рассказан один из первых эпизодов истории Иоанна.

Другая жанровая сценка, рассказывающая о том, как Иоанн и Прохор работают истопниками у Романы, владетельницы общественной бани, не менее занимательна (западная стена, третий ярус сверху). В картине изображены сразу два временных сюжета: слева в углу Прохор колет дрова, а справа он подносит уже наколотые дрова к печи, около которой трудится Иоанн. Злая Романа наблюдает, чтобы работающие не ленились. В позах мужчин чувствуется, что они выполняют тяжелый труд. Цветовая композиция построена на уравновешенной асимметрии: с большой тонкостью распределены голубые пятна одежд Прохора и Романы, которым противопоставлен зеленоватый плащ и красная одежда Иоанна.


22. Иоанн и Прохор плывут на остров Патмос. Фреска церкви Иоанна Богослова. 1683


На южной стене изображен античный храм Артемиды (четвертый ярус сверху). В представлении русского живописца это храм-колоннада, в центре которой на высоком со ступенями пьедестале стоит скульптура обнаженной женщины. На Артемиде плащ, развевающийся за спиной. Слева и справа от богини расположена толпа молящихся в декоративных одеждах, цвета которых ритмично чередуются: красный, голубой, зеленый, красный и далее в той же последовательности.

Справа от этого сюжета изображено избиение Иоанна камнями. Иоанн повержен на колени, руки у него сложены в молитвенном жесте. К нему склонился человек в красноватой рубахе и белых штанах, заправленных в сапожки, с камнем в руке; за ним — человек в желтой рубахе с голубой перевязью вокруг бедра, также с камнем в поднятой руке. Линии фигур очень ритмичны, почти орнаментальны, и вместе с тем движения их подчеркнуто выразительны.

Почти весь нижний ярус занимает живой рассказ о борьбе Иоанна с чертями и главным жрецом Кинапсом. Борьба с чертями была одним из любимейших сюжетов народных рассказов, в которых человек всегда оставлял чертей в дураках. И вот в одной из сцен изображается как сначала посылается один черт, чтобы совратить Иоанна, затем два и, наконец, все бесовское воинство. Кажется, что Иоанн проигрывает битву и черти торжествуют, но нет, побеждает человек. В этих полных динамизма росписях художник нашел выразительные средства передачи экспансивного поведения своих героев. Цветовая характеристика персонажей четкая и ясная. Кинапс в синей одежде, розовом плаще и белом головном уборе, Иоанн — в красной одежде и зеленом плаще, а Прохор — в голубой одежде и розовом плаще. Композиции всех сюжетов построены на асимметрии и с удивительно тактичным соблюдением равновесия цветовых пятен.

Нижний ярус посвящен легенде о встрече Авраамия Ростовского с Иоанном Богословом и борьбе Авраамия с идолопоклонством и с чертями. Тема, сходная с легендой об Иоанне. Рассказ начинается на южной стене от преграды. В первой картине изображен интерьер храма под сводами, поддерживаемыми колоннами, группа духовенства и Авраамий, который должен отправиться на служение в Ростов. Интересна звонничка псковского типа с двумя пролетами и третьим над ними.

В сцене моления Авраамия очень верно изображены складные столики (аналои) для книг или икон.

На западной стене расположена сцена встречи Авраамия с Иоанном на берегу реки. Вдали виден город Ростов; над его башнями и стенами поднимаются фронтоны домов с дымниками. Среди охристых, красных и зеленых тонов особенно красивы голубой цвет реки и голубые же пятна епитрахилей Авраамия и Иоанна. Рядом с этой композицией изображен центральный сюжет легенды: под роскошной сенью (видимо, из резного камня) на высоком пьедестале стоит обнаженный бог Велес; Авраамий сталкивает его жезлом, и поверженный бог с отвалившимися руками и ногами валяется тут же. Слева написан Ростов: отчетливо видна одноглавая церковь, башня со смотрильной вышкой и другая, покрытая шатровым верхом.

Рассказ о борьбе Авраамия с чертенком начинается с композиции, расположенной в правом углу западной стеньг. Все сцены предельно повествовательны. Вот чертенок, желая досадить Авраамию, залез в сосуд, из которого тот умывался, а Авраамий накрыл сосуд крестом. В гости к Авраамию пришел князь Владимир, он заинтересовался крестом и снял его с кувшина (илл. 23). Чертенок сейчас же выпорхнул и улетел из кельи. Вот удравший чертенок решил не сдаваться. Он переоделся воином, явился в терем к князю с жалобой. Художник не пожалел красок, нарисовав черту крылья, по особому зачесанные рыжие волосы, а лицу и рукам придал сероватый оттенок. Князь принимает война- черта сидя на троне; он поверил наговорам и приказал доставить Авраамия на суд. Вот Авраамия, одетого во власяницу, посадили на белого коня и в сопровождении воина и служки повезли на суд (илл. 24). У Авраамия вид скорбный, и конь плетется понуро, а у молодого изящного служки конь выступает, как на цирковой арене. В последней композиции очень выразительно изображены смерть и погребение Авраамия.


23. Князь Владимир выпускает беса из кувшина. Фреска церкви Иоанна Богослова. 1683


Фресковые росписи на сводах церкви Иоанна Богослова более репрезентативны и торжественны. Они значительно крупнее по масштабу. В „Благовещении'1, в „Рождестве Христа“, в сцене купания новорожденного проскальзывает желание художника реалистично отобразить взаимоотношения людей, природу.

В алтаре много места отведено изображению пантеона святых; выделяются фрески по сторонам царских врат: „Тайная вечеря“ и „Омовение ног“. В „Тайной вечере“ вновь особенно ярко проявилось дарование художника, сумевшего подчеркнуть драматизм происходящего, выделить главных персонажей. В том, как Христос через весь стол передает хлеб сидящему на первом плане Иуде, чувствуется сильное душевное напряжение.

Архитектурно-художественное оформление галереи отличалось также высоким совершенством, но большие утраты живописи на сводах и на стенах снижают впечатление.

Из всех ростовских памятников только здесь входы галереи были оформлены перспективными порталами столь декоративными и красочными. Пять уступов из полуколонн и четвертей набраны из тесаного и окрашенного кирпича. Эти формы порталов, широко распространенные в московской архитектуре середины XVII века, здесь кажутся особенно уместными, перекликаясь с красочностью живописи.

Тема росписи галереи посвящена апостолам. В западной части изображены, по-видимому, „страдания14 — здесь много сцен распятий и избиений, в южной и северной частях — в красивых орнаментальных кругах — апостолы или святые.

Красивая гамма красок в росписях церкви Иоанна Богослова сейчас нарушается поновлениями, произведенными неопытной рукой. Раздражают фоны, прописанные яркой синькой, и некоторая приглушенность и жесткость в тонах нижних трех ярусов.

И все же эти росписи представляют для зрителя неиссякаемый источник все новых и новых впечатлений, восхищают красотой композиции и жизнерадостностью красочных сочетаний.


24. Авраамий едет на суд. Фреска церкви Иоанна Богослова. 1683


В юго-западной части кремля расположена Красная палата, построенная в 1670–1680 годах. В описи, составленной в январе 1691 года, она значится как „хоромы для пришествия великих государей — столовая, в нем писано стенным письмом, пол настлан железными досками; перед столовою сени, подле сеней отдаточная, да восемь палат жилых, двои сени проходные; под ними исподних житий: хлебная да восемь палат жилых“. Далее мы узнаем, что „государские палаты“ каменным переходом были соединены с Крестовой палатой митрополичьих покоев и, наконец, во двор сходило каменное крыльцо с двумя рундуками, над которыми возвышались каменные шатры, опаянные белым железом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ростов Великий, Углич"

Книги похожие на "Ростов Великий, Углич" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Иванов

Владимир Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич"

Отзывы читателей о книге "Ростов Великий, Углич", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.