» » » » Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич


Авторские права

Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич
Рейтинг:
Название:
Ростов Великий, Углич
Издательство:
Искусство
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ростов Великий, Углич"

Описание и краткое содержание "Ростов Великий, Углич" читать бесплатно онлайн.



Ростов Великий, небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, называли имена прославленных зодчих и живописцев, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей. Более чем за тысячелетнюю историю Ростов пережил периоды экономического и политического подъема и упадка, нашествия врагов, стихийные пожары, что отразилось и на памятниках города. Утрачены сооружения XII века, драгоценными единицами исчисляются произведения живописи XIII–XIV веков и прикладного искусства XII–XV веков.






Чтобы осмотреть памятник с внешней стороны, надо пройти до конца кладовых палат. Это один из живописных уголков ансамбля. Отсюда видны южный фасад Спасской церкви, примыкающая к ней Белая палата, переход, соединяющий Отдаточную палату с княжьими теремами, и так называемая Ионинская палатка — переход от теремов к Иераршей палате. Все эти сооружения образуют дворик, где нет ни одного здания ранее XVII века (илл. 31). За аркой перехода, соединяющего Отдаточную палату с теремами, расположен второй дворик, ограниченный зданием теремов, Белой палатой и оградой с интересными столбами в виде бочонков, поддерживающих кровлю. В этом уголке кремля сохранилась ярко выраженная особенность планировки древнерусского ансамбля — соединение всех зданий переходами, обеспечивавшими их посещение без выхода на улицу.


27. Церковь Спаса на Сенях. Интерьер


Церковь Спаса на Сенях стоит на подклете, гладкая стена которого разделена по вертикали одной широкой лопаткой, не совпадающей с лопаткой стены церкви; размещение окон также лишено системы. Создается впечатление, что подклет архитектурно не увязан с церковью.

По документам известно, что на месте этой церкви стояла деревянная на каменном подклете, которая сгорела от удара молнии в 1671 году. Вероятно, этот каменный подклет остался не разобранным, и на нем возвели ныне существующую церковь Спаса. Надо отметить, что не только архитектурная обработка подклета неорганична обработке церкви, но и все архитектурные детали фасада собственно церкви архитектурно увязаны плохо. Так, например, пилястры верхних этажей поставлены над окнами. Возникает мысль, не была ли первоначально задумана очень небольшая церковь с обширной трапезной и уже во время строительства она была расширена, а трапезная вынесена в Белую палату? О том, что Белая палата построена как самостоятельное здание, указывает и то, что ее восточная стена частично закрывает южный фасад церкви Спаса на Сенях.


28. Архидьяконы. Фрагмент фрески алтаря церкви Спаса на Сенях. 1675


Но все эти неувязки архитектуры незаметны благодаря прекрасно найденному решению верхней части храма: одноглавый с трехлопастным пофронтонным покрытием, он поднялся над всеми другими кремлевскими церквами. Спокойная выразительность его гладких стен подчеркнута невысоким рельефом лопаток, аркатурным поясом и узкими окнами в толще стены. Чтобы он казался выше, барабан золотой главы поставлен еще на четырехгранную трибунку. Три его апсиды, как у всех ростовских церквей, очень большие, но их полукружия выявлены слабо. Они покрыты каждая на два ската тесом (реставрация 1957 года). Здесь применен, как на апсидах Успенского собора и церкви Иоанна Богослова, поясок из длинных впадинок. Впервые этот тип церкви с фронтонным покрытием появился в Ростове в середине XVI века в Исидоровской церкви. Архитектура ее, видимо, понравилась Ионе и он повторил ее в Авраамиевском (1650), Белогостицком (1657) монастырях и здесь.

На маленьком дворике, куда ведет арка перехода от Отдаточной палаты к теремам, слева расположено двухэтажное здание теремов, к которому с запада примыкала, занимая все пространство до башни крепостной стены, одноэтажная поваренная палата. Сейчас ее своды опущены и лишь их пяты указывают на некогда существовавшие перекрытия.

Все окна и двери первого этажа теремов растесаны. Единственное древнее окно сохранилось слева, у висячей галереи. Фасады здания, окрашенные при реставрации в конце XIX века по образцу ярославской церкви Петра и Павла в „шахмат“, имеют очень простые карнизы в виде „бегунков“ и тяги из валиков. Напротив княжьих теремов расположена Белая палата. Стена ее первого служебного этажа гладкая и только глубокие ниши арочных окон оживляют ее плоскость. Второй, парадный этаж отделен от первого нарядной тягой с карнизом и украшен более парадно. Средняя часть фасада и углы отмечены широкими лопатками, окно с двойной аркой и с гирькой окружено прямоугольной рамой, орнаментированной кирпичной порезкой. В этом приеме оформления самого окна и его обрамления очень своеобразно сочетались приемы обработки окон московских теремов с их гирьками и прямоугольных окон Грановитой палаты.

У восточного фасада церкви Спаса на Сенях расположена лестница, ведущая на „верхние или открытые сени“, объединяющие церковь, Белую палату и Самуилов корпус. Сени, разобранные в XVIII веке, были восстановлены в конце XIX века, но без соблюдения исторической точности. Не была восстановлена на восточной стене аркада, где висели колокола звонницы церкви Спаса, не были сделаны кирпичные столбы и арки, которые поддерживали площадку гульбища, выстланную чугунными плитами.

Вход в церковь Спаса на Сенях сделан с северной, а не с западной стороны, как обычно, так как с запада к ней примыкает Белая палата. Он отмечен сенью на столбахкубышках, формы которых были несколько изменены во время реставрации конца XIX века.

Внутреннее решение интерьера церкви совершенно уникально и оставляет глубокое впечатление. Поражает ее высота, приподнятая на несколько ступеней солея с золоченой колоннадой, поддерживающей двойные арки с гирьками, красочное убранство стен (илл.27). Пространство церкви, где располагались молящиеся, очень небольшое, оно меньше площади солеи и алтарной части. Такое необычное разделение интерьера церкви объясняется тем, что Иона очень любил торжественные богослужения, часто собирал на них несколько десятков священников и большие хоры; для них-то и отведено 2 /3 площади церкви: высокая солея служила как бы театральным помостом, где происходила служба. Каменная алтарная преграда вместо икон сплошь покрыта фресковой росписью; лишь в первом ярусе помещены две так называемые местные иконы. Царские врата обрамлены порталом, обложенным золоченой медью, а южная и северная двери — перспективными порталами, украшенными живописью. Архитектурно-художественное оформление первого яруса алтарной преграды и солеи поражает своей продуманностью и достигнутым эстетическим эффектом.


29. Орнамент фрески церкви Спаса на Сенях. 1675


30. Иноземные народы. Фрагмент фрески „Страшный суд“ церкви Спаса на Сенях. 1675


Привлекают внимание круглые отверстия в стенах церкви — камеры, в которых расположены громадные глиняные горшки с довольно тонкими стенками. Эти так называемые голосники служили для улучшения акустики помещения.

Считается, что церковь Спаса на Сенях была расписана первой среди всех кремлевских церквей. Существует мнение, что росписи выполняли „ростовский поп Тимофей, волгжанин Дмитрий Степанов, Иван и Федор Карповы“ в 1670-х годах, сразу же по окончании строительства церкви.

В соответствии с посвящением храма Христу росписи стен рассказывают евангельский миф о его земной жизни и явлениях после воскресения. На сводах помещены наиболее драматические эпизоды мифа: „Распятие“, „Снятие со креста“, „Положение во гроб“, „Воскресение“ и „Сошествие святого духа на апостолов“.

Остальные сюжеты размещены в пяти поясах на южной и северной стенах. Причем повествование начинается с композиции, расположенной на южной стене, в самом верхнем ярусе от алтарной преграды, продолжается на северной стене до нее, переходит во второй ярус на южную стену, и так до конца нижнего яруса.

Вся западная стена посвящена важнейшему религиозному догмату, занимающему в любой религии основное место, — учению о загробной жизни. Композиция „Страшный суд“ в Спасской церкви полностью раскрывает истолкование этого догмата православной церковью в конкретных условиях исторической обстановки второй половины XVII века. Два нижних яруса (нижний более высокий) посвящены рассказу о страданиях Христа. Эта часть мифа особенно занимательна и больше, чем другие, обращена к чувствам человека.

Такая последовательность размещения росписей применялась в течение всего XVII века во всех храмах. Этим церковь приучала народ находить начало и конец иллюстрированного рассказа о жизни Христа, доходчивость которого проповедник усиливал живым словом.

В церкви Спаса изображены наиболее занимательные и конкретные сюжеты из земной и загробной жизни Христа: чудо исцеления больных, воскрешение умерших, насыщение несколькими хлебами и рыбами большого количества голодных. Из иносказаний — знаменитая притча о монете с портретом кесаря, в своей основе утверждающая непротивление власти угнетателей, и притча о лепте вдовицы, призывающая отдать свои богатства церкви. В выборе этих тем видна очень последовательно выраженная общая тенденция господствующего класса — использовать религиозные представления в своих классовых интересах, сохранив покорных подданных, принимающих незыблемость феодальной эксплуатации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ростов Великий, Углич"

Книги похожие на "Ростов Великий, Углич" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Иванов

Владимир Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич"

Отзывы читателей о книге "Ростов Великий, Углич", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.