» » » » Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич


Авторские права

Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1964. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич
Рейтинг:
Название:
Ростов Великий, Углич
Издательство:
Искусство
Год:
1964
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ростов Великий, Углич"

Описание и краткое содержание "Ростов Великий, Углич" читать бесплатно онлайн.



Ростов Великий, небольшой город Ярославской области, хорошо известен памятниками древнего национального искусства. Летописцы издревле отмечали ростовские палаты и храмы, называли имена прославленных зодчих и живописцев, восторгались книжным богатством, собранным в сокровищнице ростовских князей. Более чем за тысячелетнюю историю Ростов пережил периоды экономического и политического подъема и упадка, нашествия врагов, стихийные пожары, что отразилось и на памятниках города. Утрачены сооружения XII века, драгоценными единицами исчисляются произведения живописи XIII–XIV веков и прикладного искусства XII–XV веков.






Но беспокойное искусство барокко с безудержным декоративизмом кривых линий, завивающихся лепных орнаментов, стесняло степенных, живущих с оглядкой на прошлое провинциалов. И поэтому здесь выработалось свое понимание этого стиля.

Двухэтажный каменный дом Овсянниковых, с низким первым и почти в два раза более высоким вторым этажом, имеет четкий симметричный фасад (илл. 72). Центр его выделен двумя широкими пилястрами и лучковым фронтоном с круглым окном. Эта деталь типична для 1760-х годов и была применена впервые архитекторами П. Р. Никитиным и М. Ф. Казаковым при постройке домов на набережной в Твери. Типичны для архитектуры провинциального барокко и наличники окон с лучковыми фронтонами, „ушками“ и полуциркульными утолщениями под подоконниками. Деревянная тесовая с высоким подъемом крыша на четыре ската „колпаком“ также выразительна и дополняет облик этого дома, свидетеля жизни угличского посада XVIII века.

Вся правая сторона улицы К. Либкнехта, начиная с дома № 12, почти подряд застроена двухэтажными домами с мезонинами. Они построены по проектам „апробованных фасадов“, разработанным столичными зодчими в 1810-х годах и разосланным в провинциальные города для обязательного применения. Средства архитектурной выразительности этих домов взяты из классического арсенала: это русты на фасадах в первом этаже или только на углах, пилястры, акцентирующие центр фасада, впадины с лепным растительным орнаментом в простенках, архивольты, сандрики и замковые камни над окнами, зубчики в карнизах. Эти детали, расположенные по определенным правилам классической композиции, создавали стилевое единство архитектуры 1-й половины XIX века.

Но часто местные зодчие, поскольку все строительное производство было кустарным, решали архитектуру каждого дома весьма индивидуально. Например, в доме № 12 дворовый фасад имеет в своей центральной части полукруглый выступ, в простенках которого расположены полуколонны.

Дом № 21 является одним из вариантов двухэтажных барских домов, строившихся по тем же „апробованным фасадам“. По общепринятой схеме классической композиции центральная часть фасада выделена четырехколонным портиком, поставленным на цокольный этаж. Пропорциональный строй дома отличается грубоватой наивностью; в частности, второй этаж сделан недостаточно высоким, поэтому колонны кажутся короткими и толстыми. Это впечатление усиливается еще и тем, что колонны сделаны без необходимого утонения к капители, то есть колонны не имеют энтазиса. На фасаде применено много декоративных элементов классической архитектуры: здесь и зубчики в карнизе, и розетки в антаблементе, и грифоны под окнами, и замковые камни с львиными масками в окнах первого этажа. Все эти детали хотя и измельчены, сохраняют прелесть наивного провинциализма.

Колонны ворот, сделанные также без утонения и потому напоминающие столбы с капителями с завитками, являются изобретением местного мастера.

Ближе к Волге улицу К. Либкнехта пересекает улица Нариманова, на ней расположена Корсунская церковь (илл. 71), построенная в 1730 году.

В этом пятиглавом храме многое еще сохраняется от памятников XVII века. Интересна колокольня, возвышающаяся над низкой трапезной. Ее три уменьшающихся к верху восьмерика с открытыми арками легки по пропорциям, изящны своими тонкими карнизами. На южном фасаде сохранились красивые наличники окон, по формам близкие архитектуре XVII века.

На высоком берегу Волги расположен Красноармейский бульвар. Он застроен двухэтажными каменными домами начала XIX века, похожими друг на друга и вместе с тем каждый на свое лицо. Эти купеческие дома, иногда неуклюжие, с поразительной силой доносят до нас образ провинциального русского города начала XIX века. Так и кажется, что герои бессмертной комедии Н. В. Гоголя „Ревизор“ неторопливо выйдут из ворот или выглянут в окно мезонина.


77. Введенская церковь Николо-Улейменского монастыря. XVI–XVII вв.


В архитектуре этих домов ясно видно, как разнообразно использовали местные мастера классические приемы композиции и убранства, выработанные в Москве. Видимо, в Углич был прислан типовой фасад двухэтажного дома с одним закругленным углом для постройки на углу квартала. Для узких московских улиц конца XVIII — начала XIX века этот прием был практически оправдан. Здесь местные зодчие оставили эту особенность проекта, но уже использовали ее как чисто декоративную деталь, сделав закругление на обоих фасадных углах. Очень разнообразно применены русты, замковые камни, сандрики.

Красноармейский бульвар является самой высокой точкой города, с него и сейчас открывается замечательной красоты вид на Заволжье, на древний Угличский кремль и Воскресенский монастырь, на здание электростанции с плотиной. Эта панорама прекрасна и днем в сверкающих лучах солнца и при вечернем сумеречном освещении, когда зажигаются огни волжских пароходов, сменяющих один другого у пристани.

В восточной части города сохраняются редчайшие памятники жилой деревянной архитектуры конца XVIII века. На правой стороне Каменской улицы расположен двухэтажный дом № 4 конца XVIII века, принадлежавший когда-то Ворониным (а ранее Меховым). Этот дом своим характерным объемом выделяется из окружающей застройки (илл. 75). По традиции он на высоком подклете, который когда-то использовался для хозяйственных нужд. Дом раньше имел вышку и летнюю чердачную комнату; в XIX веке эти вышки в провинциальных домах превратились в мезонины. На дворовом фасаде во втором этаже до сих пор сохранились скромно украшенные окна XVIII века. Лестница во второй этаж, когда-то размещенная снаружи, теперь находится внутри дома и приводит в сени, которые разделяют этаж на две части: на жилую комнату и летнюю горницу. Выразительны простые перила лестницы и скамеечка на верхней площадке, украшенные тесовой „опушкой — очень несложным бесхитростным орнаментом.

Достопримечательностью этого дома является великолепная прямоугольная изразцовая печь (илл. 73). Подобные печи вошли в моду еще в петровское время; их изразцы с изображением диковинных птиц, живот — ных, цветов, а также людей, часто сопровождались символическими надписями, заимствованными из популярного тогда издания „эмблемы и символы. Во 2-й половине XVIII века изразцам стали придавать разнообразную форму валиков, кубышек, арочек и делать из них печи очень сложного рисунка. Производство таких изразцов и кладка из них печей в провинции сохранялась вплоть до конца XVIII века.


78. Собор Николо-Улейменского монастыря. XVII в.


Изразцы печи дома Меховых-Ворониных сплошь заполнены рисунком: изображения людей, птиц и животных обрамлены орнаментом из пышной растительности (илл. 74).

Подобный дому Меховых-Ворониных сохранился дом № 7 на Гражданской улице, принадлежащий когда-то Казимировым. Это здание также имело подклет и жилые покои, расположенные во втором этаже. Пропорции дома, его крыша уже утратили свою индивидуальность и выразительность, но сруб с его проморенными временем длинными и толстыми бревнами, рубленными в углах с „остатком, сохраняет свое очарование. Лестница, ведущая во второй этаж, еще более нарядна, чем в доме Ворониных, своей лучковой аркой, порезками перил и пристенными скамьями. Очень красива печь в жилой комнате, на изразцах которой изображены в окружении барочных завитков фантастические птицы „сирин, крылатые животные с львиными лапами, люди в костюмах XVIII века. Потолок комнаты оштукатурен и украшен лепным орнаментом; в центре его помещен орел с распростертыми крыльями — явное влияние столичной моды и подражание богатым лепным потолкам дворцов в стиле барокко.

Во дворе дома № 46 по Ростовской улице стоит двухэтажный особняк, ранее принадлежащий Опариным. Деревянный, на каменном подклете дом, выстроенный в середине XVIII века, очень сильно перестроен, сруб обшит тесом, а крыша приобрела современную форму. В одной из комнат интересна печь из цветных изразцов, в зеркале которой сделана ниша, обрамленная толстыми балясинами. На изразцах изображены различные сюжеты, те, что и на печах домов Ворониных и Казимировых, но вокруг них нарисованы примитивные рамки геометрического узора желтого цвета.

На Первомайской улице стоит еще один интересный мемориальный и архитектурный памятник Углича, дом

№ 13/10, ранее принадлежащий Калашниковым. В. И. Калашников (1849–1908), выдающийся изобретатель, создатель оригинальных судовых паросиловых установок, механик и теплотехник, родился и провел свои детские годы в этом доме.

Дом выстроен в середине XVIII века (илл. 76). Он, как и дом Овсянниковых, состоит из двух частей: каменной, обращенной к улице, и деревянной, обращенной во двор; сени расположены между ними. Но если Овсянниковский дом подражает столичной архитектуре, то дом Калашниковых целиком идет от традиций деревянного зодчества. Он двухэтажный, трехоконный, как дома Ворониных и Казимировых, вытянут в глубь двора, где к нему примыкает деревянная пристройка. Как воспоминание о бревенчатых углах, по сторонам фасада сделаны пилястры с равномерно расставленными в них изразцами, как бы отмечающими торцы бревен. Наличники окон второго этажа с их рамкой с, ушками“ и лучковыми фронтонами особенно типичны для провинциальной архитектуры стиля барокко.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ростов Великий, Углич"

Книги похожие на "Ростов Великий, Углич" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Иванов

Владимир Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Иванов - Ростов Великий, Углич"

Отзывы читателей о книге "Ростов Великий, Углич", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.