» » » » Иван Рожанский - История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи


Авторские права

Иван Рожанский - История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Рожанский - История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наука, год 1988. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Рожанский - История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи
Рейтинг:
Название:
История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1988
ISBN:
5-02-008048-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи"

Описание и краткое содержание "История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи" читать бесплатно онлайн.



Рожанский Иван Дмитриевич. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи.

Книга посвящена различным аспектам генезиса науки в эпоху раннего и среднего эллинизма и времен римского владычества. Естественнонаучные идеи мыслителей прошлого даны в тесном сопряжении с философскими, религиозными, вообще гуманитарными представлениями той эпохи.

Для философов, историков философии, всех интересующихся историей философии и историей науки.






51

Родоначальником литературы об идеальных монархах следует считать Ксенофонта с его «Воспитанием Кира». Ряд философов обращался к монархам с наставлениями о том, каким должен быть хороший царь. Таковы «Начала царской власти» Ксено-крата, обращенные к Александру, далее «К Кассандру о царской власти» Феофраста, два сочинения Стратопа — «О царской власти» и «О царе-философе» (заметим, что Стратой был воспитателем Птолемея II Филадельфа). Целая серия сочинений со стандартными заглавиями «О государстве», «О царской власти» и т. д. вышла из школы стоиков.

52

См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т. 3. С. 261; 275.

53

Diod. III, 12–14.

54

См.: История Древнего мира. Т. II. С. 328–331.

55

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 3. С. 328 (Theait. 152A).

56

Секст Эмпирик, Соч.: В 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 73 (Sext. Adv. math., 65).

57

См.: Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. М., 1972, 9

58

Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 102 (Metaph. В 2, 996 а 32; «Met.» B23, 1398 b 29).

59

Платон. Соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 237–285 (Theait. 151E— 187 А).

60

Horat. I, II, 8.

61

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979 (Diog. Laert. VI, 20–81).

62

См.: Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.

63

Плутарх. Указ. соч. Т. 2. С. 404 (Plut. Alex.).

64

См.: Sloterdijk P. Kritik der zynischen Vernunft. Frankfurt a. M., 1983. Bd. 1. S. 208–214.

65

Cicero. Acad. II, 44, 135.

66

Точка зрения, подхваченная во второй половине XIX в. немецким филологом Эрвином Роде, к которому присоединились П. Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др. Традиционное мнение, согласно которому Левкипп был учителем Демокрита и, следовательно, реальной фигурой, защищавшееся Г. Дильсом, Э. Целлером, К. Прехтером, в конце концов, по-видимому, взяло верх (см. статью Й. Штенцеля о Левкиппе в Энциклопедии Паули-Виссова). Впрочем, учитывая скудость источников, вряд ли можно будет считать когда-либо «Левкиппов вопрос» решенным окончательно и безоговорочно.

67

Cicero. De fin bon. et mal. I, 6, 19.

68

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. Μ., 1913. С. 242.

69

См.: Вавилов С. И. Физика Лукреция // Лукреций. О природе вещей. М., 1947. Т. 2. С. 9—38.

70

Лурье С. Я. Демокрит. Л., 1970. С. 65; 255.

71

Детальный анализ понятия «амер» у Эникура дан в монографии: Furley D. J. Two Studies in Greek Atomists. Princeton, 1967.

72

Лурье С. Я. Теория бесконечно малых у древних атомистов. М.; Л., 1935;

Лурье С. Я. Демокрит. С. 47–51 и 231–238. Существует мнение, что термин «амеры» был впервые введен философом мегарской школы Диодором Кроном. См.: Furley D. J. Op. cit. P. 131–135.

73

Эпикур. Письмо к Пифоклу // Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 423 (Diog. Laert. X, 91).

74

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 437–442 (Diog. Laert. X, 139–154).

См. также: Лукреций Кар. О природе вещей. М.; Л., 1947. Т. 2. С. 588–611.

75

Эпикур. Письмо к Менекею // Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 433 (Diog. Laert. Χ, 125).

76

Лосев Α. Φ. Статьи по истории античной философии для IV–V томов философской энциклопедии: (Рукопись для общественного обсуждения). М., 1965. С. 39.

77

См.: Рожанский И. Д. Анаксагор: У истоков античной науки. М., 1972.

78

Диоген Лаэртий приводит дословно письмо Антигона Гоната к Зенону, содержащее предложение о переезде в Македонию, а также ответ Зенона. См.: Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 271–272 (Diog. Laert. VII, 7–9).

79

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 392.

80

Там же. С. 385–387.

81

Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 215–239.

82

Schneider К. Kulturgeschichte des Hellenismus. München, 1967–1969. Bd. 1, 2.

83

Когда Птолемей I Сотер принял в 285 г. решение отойти от государственных дел, встал вопрос о его наследнике. Деметрий Фалерский считал правильным передать престол старшему сыну царя от его первой жены Эвридики — Птолемею Керавну. Однако Сотер не согласился с мнением своего советника и назначил на следником младшего сына (от второй жены Береники), получившего впоследствии прозвище Филадельфа (поскольку он женился на своей родной сестре Арсиное). Результатом этих разногласий было то, что после смерти Сотера в 282 г. Деметрий Фалерский оказался в опале и, будучи сослан, вскоре умер (согласно легенде — от укуса змеи).

84

См.: Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968. Т. 1. С. 94–95 (Платон. Апология Сократа. 266).

85

Перечень лиц, состоявших во главе Библиотеки, приведен нами согласно работе: Fraser P. М. Ptolemaic Alexandria. Vol. 1. P. 333. Фрэзер исключил из этого перечня поэта Каллимаха, который, по мнению ряда других исследователей, возглавлял Библиотеку после Зенодота. С другой стороны, большинство историков не включают в перечень главных библиотекарей Аполлония Эйдографа.

86

Galen. Comm. in Hipp. Epidem II. (XVII a 606—7, ed. Kühn).

87

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 220–221 (Diog. Laert V, 51).

88

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 223–224 (Diog. Laert VI, 62).

89

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 222 (Diog. Laert VI, 58).

90

Страбон. География. М., 1964. С. 733 (Strabo XVII, I, 8).

91

Диоген Лаэртий сообщает (V, 58), что Стратон получил от Филадельфа 80 талантов, но это было, по-видимому, единовременное вознаграждение, выданное ему при отъезде из Александрии.

92

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 229 (Diog. Laert V, 80–81).

93

Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 222–223 (Diog. Laert V, 59–60).

94

Prod. Diad. In prim. Euclidis Elem. Libro Comm. P. 68 (ed. Friedl., 1873). Подробное обсуждение этого места содержится у Фрэзера. См.: Fraser P. M. Ptolemaic Alexandria. Vol. II. P. 563–564, note 82.

95

Аналогичный анекдот рассказывается, впрочем, также об Александре и ученике Эвдокса Менехме (Стобеем), так что он принадлежал, по-видимому, к числу «бродячих» сюжетов.

96

Классической и во многих отношениях до сих пор непревзойденной считается «История греческой математики» Т. Хита Heath Т. A History of Greek Mathematics. Oxford, 1921. Vol. I, II).

97

На этот сюжет Каллимах написал поэму, частично дошедшую до нас в числе прочих папирусных находок недавнего времени. Ранее был известен только латинский перевод этой поэмы, сделанный Катуллом (Carmen LXVI. De Coma Berenices). Содержание поэмы таково: когда Птолемей Эвергет находился в военном походе в Сирии, его жена Береника обещала посвятить локон своих волос богам, если царь вернется живым и невредимым. Отрезанный локон был положен на хранение в храм, но внезапно оказался исчезнувшим. Следующей ночью Конон обнаружил его на небе в виде созвездия. Эту историю пересказывает также римский астроном-популяризатор II в. н. э. Гигин.

98

O том, что тема трактата «О спирали» была предложена Архимеду Кононом, сообщает Папп в «Математическом сборнике» (IV, 30). До Конона спираль вообще не попадала в поле зрения греческих математиков.

99

Дошедший до нас текст «Измерения круга» представляет собой лишь часть более полного сочинения Архимеда на эту же тему. Об этом свидетельствуют фрагменты этого сочинения, приводимые Героном и Диофантом. См.: Архимед. Соч. М., 1962. С. 270.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи"

Книги похожие на "История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Рожанский

Иван Рожанский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Рожанский - История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи"

Отзывы читателей о книге "История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.