» » » » М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ


Авторские права

М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ

Здесь можно скачать бесплатно "М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ
Рейтинг:
Название:
Языческий календарь. Миф, обряд, образ
Автор:
Издательство:
Вече
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5083-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Языческий календарь. Миф, обряд, образ"

Описание и краткое содержание "Языческий календарь. Миф, обряд, образ" читать бесплатно онлайн.



В языческом календаре почти каждый день был праздником, и каждый день Солнце, восходя над землей, по представлениям наших предков приглашает на свой день рождения. Но среди дней выделяются особенные, когда Земля делится силой со своими детьми. Древние люди знали о них и готовились к ним, встречали эти дни, чтобы «сила не прошла мимо». Проживая эти узлы года — сильные точки, зная их характер и особенности, древние язычники использовали их энергию для того, чтобы идти по жизни в едином ритме с Землей.

Книга знакомит читателей с языческим календарем славян, кельтов, скандинавов и балтов, с важнейшими их праздниками — сильными точками года — Громница, Весеннее равноденствие, Купала, Осеннее равноденствие, Коляда.






Еще одна гора — веселая, изобильная. Ее сыром набивают, маслом поливают, на ней бывают, с нее на санях катаются, от нее всем хорошо. На русальные проводы ее «раскатывают» — значит, она той горе сродни, но гораздо ближе к нам, и ее блинный, пивной, шутейный дух готов весь мир насытить, что очень кстати после зимнего поста. Ан не торопись, эта гора приходит ненадолго, настоящий приход Весны еще впереди («А мы Масленку дожидали», «Ой ты Масленка», и подобных им несть числа).

Прилет птиц и «отмыкание лета». Прилетают кулики, жаворонки- вырьюшки, позже — журавли. Приносят на крыльях весну, уносят зиму. Облик птицы — кулика — имеет и сама Весна, кулика просят закрыть, замкнуть зиму холодную, открыть лето теплое. Птицы составляют свиту Весны, помогают ей прясть–ткать волшебную ткань («Жаворонки» и «Кулики» во всех видах, «Кулик–Весна», «Весняночка–паняночка»).

Пробуждение спящего природного божества. На сие время просыпается в берлоге медведь. По землям западным отмечен «медвежий праздник» — люди ложатся «в спячку», с боку на бок переворачиваются, встают, едят пищу из меда и овса, пляшут в вывороченных шубах. («Из‑под курня олень»)

Игры, в коих на две партии делятся. После этих игр–делений произойдет битва слуг Зимы и Лета. Это по большей части игры- пропуски, когда кто‑то идет издалека, а его не пропускают («Ходит матушка–весна», «Ходи в пекло, ходи в рай», «Ворота», «Кума ходит по двору»).

Предложения по ходу праздника

1. Явление на место. Коли правильно дорогу нашел — вскоре подойдешь к высокой горе, с которой раздается приветственный клич. И на ту гору поднявшись, узришь ворота, на место праздника ведущие. У ворот встретят тебя приветственной чаркой. Сию пей до дна, а дале не упивайся, твердая походка и верный глаз еще понадобятся.

2. Священная игра. Тем, кто в битве за снежную крепость похочет участите принять, предстоит разделиться на два войска — защитников и нападающих. А кому за кого выступить, определит игра, как до сего во славянстве было. Зачнется игра двумя воеводами и будет вестись, пока оба воеводы не наберут войска достаточно.

3. Зажигание общего огня. Сим действом из всего честного народа, ко празднеству собравшегося, соберется единый круг. Когда время настанет, хозяева праздника со свитою под стук бубнов весь лагерь обойдут и на действо созовут, а всем, кто готов, к их шествию присоединиться должно. И выйдет оно к громаде дров великой, и зажжена будет сия громада, а гореть ей во все праздника течение. Тот огонь — праздника сердце, он — наша слава силам Света, Дня и Лета, он в сей день всю нашу землю согреет. На общий костер можно принести старые бочки, солому и всякий хлам, но — не вонючий! Масленица — дело чистое.

4. Закликание Весны. С огнем от общего костра, на высокую гору поднявшись, к Солнцу обратясь, призовут красные девушки, молодые молодушки Весну–Красну песнями протяжными, от дедовских времен памятными. Кому те песни известны — да подхватит! А после того будем Весну хором кликать, через воду в темный лес клич бросать, да погромче.

5. Торжественное, с шумством и с пением, явление Масленки. И коли звучным и искренним будет наш призыв, то откликнутся на него светлые силы и выедет из лесу на санях, на борзых конях, со слугами вольными Масленка с блинами да пивом. Вот с ее‑то прихода и начнется настоящий праздник. Тому от души радуйся — да зри! Темным да ночным нечистикам это явно не по вкусу, и от них всякого подвоха ожидать можно.

6. Большая рать между силами Зимы и силами Лета. Может так случиться, что разъярившаяся нечисть, злодейски похитив нашу драгоценную Масленку, затворится с ней в снежной крепости, куда судьбою избранное защитное войско со своим воеводою направится. И предстоит ту крепость приступом взять и Масленку отбить.

7. Честной пир. Совершится он прямо у взятой крепости, пивом да блинами, кои Масленка привезет, и тем пивом все будут обнесены круговой чарой. А продолжится на общих столах да очагах, и на тот пир постарайся поболе блинов масленых да сыра принесть и со товарищи съесть, да не лопнуть, чтобы силы осталось на дальнейшее И не забудь: по древнему обычаю, первый блин — комам, то есть духам древесным, лесу и предкам благосклонным, что у захоронений древних в лесу почитаются.

8. Ярмарка и игрище. Самая веселая часть праздника, которая на широкой поляне развернется. Будет тут радость–потеха на любой вкус: хочешь от лишних грошей поизбавиться — народные умельцы разложат свои изделия, выбирай по себе, будет память о празднике. Хочешь свою удаль показать — ищи себе супротивника: на гужах, на мешках, стенка на стенку, на кулачки на ледяном бревне. Любишь добрую песню — становись в круг, где поют и пляшут. Особо приветствуются игры старинные, всем ведомые — горелки, ручеек, заинька, скоморек и иные.

9. Действа красочные, чтобы пробуждению природы помочь. Сии старинные обряды будут плавно течь в одно время с игрищем, и участие в них примет всяк, кто пожелает.

Жаворонки — печенье в виде птички. Их пекут загодя, с ними весну закликают, красное Солнце заклинают, и о том, как это делается, песен сложено немало.

Ходит народ к воде, с узорчатыми полотенцами и хлебом Весну встречать. Женщины водят хороводы, старшая выносит каравай: «Вот тебе, матушка Весна, ржаного хлеба!» Разводят костры на берегу жги у моста, водят хороводы. Девки и молодки прыгают через костер. Песня над прорубью — пробудить воду от зимнего сна.

Игра в разбуженного медведя, из северных краев к нам пришедшая. Отправляются самые отчаянные головы в лесу берлогу искать, медведя пугать, хватит уж ему спать — Весна на дворе! А уж как проснется — успевай уворачиваться, больно он зол, особенно на красных девок! Коли найдутся любители, пляшется хоровой медвежий танец в шкурах и вывороченных шубах.

10. Проводы Масленки на небо. Ко времени праздник кончать будет вскружена Масленка на общий костер. А круг нее — хоровод в два, три и более — сколько народу — слоев–колец. И с песнями, с весельем, как и приехала, огню предается. Погуляла с нами, полизала сыр и масло — пора и честь знать. Весело с ней было, но не печалимся — уходит она с огнем на небо, а вскоре вместо нее придет сам! Весна–Красна, и Земля расцветет по–весеннему. Ближе к сумеркам, чтоб ярче светило, с горы скатывается колесо горящее со словами: «С горы катись, с весной воротись!»

Чему при сем быть: Освоение места

Всякому ведомо: в народном празднике Место — действующее лицо, одно из важнейших. Совершать праздник добро на месте, которое уже знаешь и с которым успел сродниться.

Какое место для этого праздника лучше всего подходит? Широкая поляна, ровная — для потех и игрищ. Это может быть и лед на пруду или озере, если он достаточно крепок. Хорошо при нем иметь гору, на которую взойдя, девицы–красавицы будут весну кликать, чтоб далеко было слышно. А еще лучше — две горы, два соседних пригорка, которые займут две группы певуний, между собой перекликаясь. Наилучшее расположение — чтобы с них было видать полуденное и закатное солнце. Гора, склон оврага, крутой берег хороши и для катания. Чуть в стороне, в достаточном отдалении должно найтись место для снежной крепости, а еще — берлога для медведя.

Самое меньшее: за неделю до праздника, а то и за день, те, кто готовит действо, выходят на место, чтобы соединиться с ним. Хорошо здесь провести первое закликание Весны, пение веснянок, призвание светлых сил именно на это место. Не худо опробовать здесь же те игры и плясания, от которых не убудет, если их повторят еще раз.

Начало действа

По приходе же на место в день праздника группа устроителей становится в полной мере хозяевами действа. Всех приходящих они встречают как полагается. По обычаю некоторых домов, можно прямо при входе собирать дань — пропускной выкуп дровами, яствами, питьем, а то и лихой песней. Когда число гостей соизмеряется с запасами пития, допускается и приветственная чарка.

Прямо при встрече (или через недолгое время для размещения на месте) для желающих участвовать в мистерии устраивается игра–жеребьевка. Игра определяет, скольким и кому именно на какой стороне сражаться, сил Зимы или Лета. Таких игр немало. О них будет сказано в своем месте.

Зачин

Сия часть действа важнейшая, из всех сошедшихся создает она единый круг. И зачин же задает честному собранию дух праздника.

Место обретает свой священный центр через зажжение общего костра.

Закликание Весны

На то есть подобающие песни и приговоры. Можно сие сделать хором у костра, можно небольшим кругом певунов, на виду у всех на гору поднявшись. Весну всегда закликают с высокого места, с дерева, с холмов, с крыш домов, с высоких берегов. Если есть близко два холма — два круга певуний занимают их и поочередно поют протяжные, «гукальные» заклинания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Языческий календарь. Миф, обряд, образ"

Книги похожие на "Языческий календарь. Миф, обряд, образ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М. Грашина

М. Грашина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ"

Отзывы читателей о книге "Языческий календарь. Миф, обряд, образ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.