М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Языческий календарь. Миф, обряд, образ"
Описание и краткое содержание "Языческий календарь. Миф, обряд, образ" читать бесплатно онлайн.
В языческом календаре почти каждый день был праздником, и каждый день Солнце, восходя над землей, по представлениям наших предков приглашает на свой день рождения. Но среди дней выделяются особенные, когда Земля делится силой со своими детьми. Древние люди знали о них и готовились к ним, встречали эти дни, чтобы «сила не прошла мимо». Проживая эти узлы года — сильные точки, зная их характер и особенности, древние язычники использовали их энергию для того, чтобы идти по жизни в едином ритме с Землей.
Книга знакомит читателей с языческим календарем славян, кельтов, скандинавов и балтов, с важнейшими их праздниками — сильными точками года — Громница, Весеннее равноденствие, Купала, Осеннее равноденствие, Коляда.
Где сему место? В начале? На общем кругу, при зачине или чуть после него хорош будет короткий, зажигательный призыв, собирающий со всего круга волю и желание в маленькую огненную точку. По составу собравшихся видно будет, как лучше сделать, хором ли, небольшим ли кругом краснопевцев, искусное пение которых захватит всех. Для долгих песен, протяжных и безмятежных, возносящихся с горы к небесам, боле подходит вечернее время, после страстей пира и мистерии, когда общими усилиями дорога для Весны открыта и, тьфу–тьфу, безопасна.
Явление МасленкиПриход Масленки — духа праздника, предвестницы грядущей Весны, можно обставить по–разному. Это может быть соломенная кукла, может быть красивая и веселая девица с огромным блином и чашей пива, а может быть ряженый девицей мужик. Масленка приезжает с поездом, как невеста, со свитой из «молодых слуг» и ряженых, о чем и в песнях поется, она может прийти с последним «караваном», торжественно войти на почетное место, и тогда явление ее и будет началом священной части праздника. А может укрыться в лесу, в то время как собрание постепенно «разогревается» к некому явлению. И в торжественный миг раздаются песни, стук да звон — Масленка со свитой, с блином в руке, с сосудом пива под мышкой из лесу- го и выходит.
Ей почетное место — посреди круга, у главного костра, в центре большого хоровода, или за кругом — под священным деревом, против очага.
Мистерия–действо и битва Зимы с ЛетомПосередь поля, у всех на виду, встречаются два бойца — зимний, темный, пострашнее да полохматее, и летний, кругом светлый, но тоже смешной. Зимний появляется из леса, вламывается на костер со всяким бесчинством, его сначала провожают добрым словом, а после пинком, но и то не помогает. Тогда‑то выходит на него Летний. И тут уж воля игрецов, что они устроят, — красивый показательный бой или шутейное сражение на мешках, на вениках. Пока все смотрят на поединок, является из лесу «темная сила», крадет чучелку, запирается с ней в снежной крепости.
Или тако: приходит Зима, со свитой многой, просит выкуп, чтобы уйти. Сама уходит, а шалуны круг нее начинают шалить, их загоняют в крепость.
Происходит штурм — взятие крепости. Если крепость достаточно велика, то не взять ее иначе, как обычной тактикой: самые отчаянные молодцы, встав друг на друга, рвутся через снежный вал, а остальной народ поддерживает их снежками. Если же крепость чисто шутейная, то придумать можно много чего: брать «конным боем», а то и на настоящих конях, или в крепости запираются девчата, а берут ее парубки, или борьба ведется за попытку проломать стену, сбить знамя… да мало ли как бывает?
Немало игр, связанных именно с поединком, приходится как раз на Масленицу: битье на мешках с завязанными глазами, «конное ристание» за платок, висящий на сосне, толкачки на ледяном бревне или над прорубью — для любителей.
Честной пир. Игрище и красочные обряды, кои сожжением Масленицы закончатсяНа честном пиру едят от пуза, да не объедаются, чтоб на игрище не заснуть. Много масла и сыра и, конечно, блинов. Какая‑то часть блинов печется на месте.
Масленичный поезд со «стариками», ряжеными. Если есть гора— с нее хорошо кататься на санях, лучше всего — парами. Добро будет, если на санях, — солнечный знак. Главные сани, на которых сам праздник едет, составлены из нескольких, о двенадцати конях, украшены соломой, на них Масленка или шест с колесом.
Неминуемо прокатить на санях молодые пары, что в этом году состоялись, а также в снег их зарыть.
Игры на сем действе — обычные, которые все знают: «бояре», «подушечка», «хрен», «заинька», «скоморек». В особом почете — игры с огненным и солнечным духом, как «горелки» и игры, посвященные птицам: «уточка», «селезень», «воробушек», и другие. Причем не только здесь, а в течение всей весны, аж до самой Купалы.
Жаворонки — печенье в виде птички. С ними можно закликать весну, подбрасывая их к небу, их прячут в лесу, оставляют птицам. Можно и так — один кто‑то прячет их в лесу или стогу соломы, а все трижды закликают весну. После находят своих — помеченных и дружно приобщаются. Жаворонок — по–старинному вырий — птичка, которая первая прилетает из «теплых стран» или прямо из Ирия как раз на этот срок. Песен, посвященных жаворонкам и весне, известно множество.
С хлебом за околицу, весну встречать. Женщины водят хороводы, старшая выносит каравай: «Вот тебе, матушка Весна, ржаного хлеба!» Разводят костры на берегу или у моста, водят хороводы. Кличут при этом: «Зарецкие, перерецкие, передайтесь на нашу сторону!» Эти зарецкие — животворные духи, которым пора пришла возвращаться из Иного Мира. Того, что на призыв выйдет кто‑то не тот, не опасаются — на нашей стороне горит костер. Девки и молодки прыгают через этот костер. Песня над прорубью — пробудить воду от зимнего сна.
Игра в разбуженного медведя, или хоровой медвежий танец.
С горы скатывается колесо горящее со словами: «С горы катись, с весной воротись!» В старину горящее колесо спускали на старых- престарых санях, которые вместе с ним сгорали на льду. В иных местах колесо палили на высоком шесте, надетое как бы для птичьего гнезда.
Масленку палить самое лучшее — на закате, в голубые сумерки. А круг нее — хоровод в два, три и более — сколько народу — слоев- колец. Масленка провожается с песнями, как вестница на небо, к предкам, как выкуп, — за наш жар соломенный ждем на землю нашу тепла весеннего. О том и поется.
Под конец действа снежная крепость разносится до основания. Ее обломками торжественно заваливаются кострища — зиму растопили.
Праздник Весеннего Равноденствия(Масленица-2000)
Время — 19 марта, воскресенье.
Место — Битцевский парк.
АЗ. Караван гостей, до места дошедший и все тяготы преодолевший, проводится мимо дуба высокого. А сидит на том дубе Соловей- разбойник, и на всех проходящих лает, по матушке их хает.
А за дубом начинается место заветное, для праздника отведенное. Встречают на том месте всех приходящих Государь Хозяин с Государыней Хозяйкою добрым словом да чаркою.
Здравствуй, мил человек!
Просим к нам, погостить на этом месте. Сделай милость, прими чарку с дальней дороги. А на пиру пей — да не допивай, чтобы главу не потерять, да день с вечером не спутать.
И проходят гости на поляну, где костер великий сложен, но еще не зажжен.
БУКИ. Как все гости соберутся, то обойти устроителям всю поляну с громом и трубным звуком, призвать народ во единый круг. И при всем круге общий костер возжигается. А сказать при сем можно слово:
«Батюшка ты, Царь–Огонь!..»
И у общего костра еще раз приветствуют Государи Хозяева весь честной круг. И сказывают слово о празднике, зовут народ на пригорок, Весну закликать.
— Здравствуйте, гости дорогие. Рады вас видеть, спасибо, что пришли! Призвали мы вас не просто пиво да мед пить, хотя и этого не минуем. А собрались мы, чтобы Весну–Красну на нашу землю кликать, Лето Красное выпускать, а Зиму Белую в дальнюю дорогу провожать. Зима нам всем надоела, весь хлеб уже поела.
Собрались мы еще почтить Солнышко наше Ясное. Там, во небесных полях, Белый День переборол Темную Ночь. И теперь день станет светлее, а весна теплее. И мы тому порадуемся, потому что хорош Месяц, что ясно светит, а Солнышко лучше того — тепло греет.
Потому будем сегодня радоваться да песни петь, веселыми быть, чтобы с нами развеселилась вся Земля Родная. Полно спать, пора петь да плясать. Как нам сегодня от костра да от плясок тепло, так и всему миру скоро тепло станет. А сейчас пойдем на высокую гору, на чистую воду, чтобы песня наша далеко была слышна, чтобы Услышала ее Матушка Весна!
ВЕДИ. Стоит у пригорка Вещий Старец и при виде народа вопрошает: «По что пришли?» — и ему объясняют, по что.
Пропускает он народ на пригорок, призывает Весну словом кратки^!. Скажем, таким:
— «Весна! Весна Красная! Приди к нам с радостью, с великою милостью! Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным!»
Выводят вперед красные девушки да молодые молодушки и начинают заклички, поют–перепеваются.
ГЛАГОЛЬ. И с последней песней выкатывается из лесу на коне Масленка со свитой. Слуги Масленки прибирают людей в цепочку, ведут их цепочкою на поляну, где заводят народ в хоровод. Первый круг —- коло Масленки, а ко второму ее отставляют в сторону.
ДОБРО. Выходит из лесу Некто, диво дивное, волохатое, грабоватое. Требует себе места — всю поляну, все пиво на питье, всех девок на закуску, солнышко трубку раскурить. И никак его ни добрым словом не усовестишь, ни на порог не покажешь. Тогда выходит из круга сильномогучий волхв с тяжелым предметом и без долгого вступления провожает нарушителя:
— А ну пошел отсюда, вражья сила! Полно тебе пакостить, реки морозить, людей морочить! Кончилось твое время! Проваливай восвояси, за леса да за овраги!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Языческий календарь. Миф, обряд, образ"
Книги похожие на "Языческий календарь. Миф, обряд, образ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М. Грашина - Языческий календарь. Миф, обряд, образ"
Отзывы читателей о книге "Языческий календарь. Миф, обряд, образ", комментарии и мнения людей о произведении.