Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
Так за истину подвизались пророки святые, апостолы и святители Христовы, подвизались до крови – и Сам Христос, пророками и апостолами проповеданный, засвидетельствовавший пред Понтием Пилатом доброе исповедание (1 Тим. 6:13). На этот образ и нынешние пастыри пусть взирают и свидетельствуют истину со всяким дерзновением, помня слово Христово: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). И далее: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10:32-33).
5) Пастыри долг имеют разумно в своем учении поступать, смотреть и рассуждать, где евангельское утешительное, где законное обличительное и устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, и даже вредно там предлагать утешительное слово, где требуется страх, и там греметь, где утешение нужно. В народе двоякие люди имеются, нерадивые и бесстрашно живущие, и страхом сокрушенные и печальные. Ради бесстрашных страх Божий нужен, чтобы от сна греховного пробудившись, покаялись. Ради сокрушенных и печальных пластырь утешения евангельского потребен, чтобы в вере утвердились и живое в сердцах своих восприняли утешение. Потому пастыри так должны учение предлагать, дабы всякий от учения их приличное себе сыскал лекарство и, то к язвам своим прилагая, исцелялся, что видим в писаниях пророческих и апостольских и их последователях святых отцах, которым последовать и нынешние пастыри должны.
6) Пастыри часто должны это учение повторять, дабы у иных страх Божий, у иных вера и от нее утешение истинное в сердцах насадилось и утвердилось. Павел святой усмотрел пользу эту и написал: Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно (Флп. 3:1). В книге Бытия читаем, что и Сам Бог столько раз повторял Аврааму милостивое Свое обещание. То же видим и в святых учителях церковных, которые неусыпно порученных себе людей учили, наставляли, увещевали, устрашали и утешали. Ибо непостоянно сердце человеческое и удобопреклонно, и скоро совращается с истинного пути. Потому всегдашнего требует напоминания, увещания, укрепления, наставления и поощрения.
7) Пастырям, поскольку без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться как о себе, чтобы помог им в этом немалотрудном деле, так и о людях, себе порученных, дабы просветил душевные их очи к познанию истины, и управил сердца их к творению воли Своей, и сохранил их от козней дьявольских. Творили это апостолы святые, как читаем в Посланиях их, творили пастыри, преемники их и учителя церковные. То же и нынешним пастырям творить должно.
8) Хотя и все христиане всякому гонению подвержены, ибо, по слову апостольскому, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12), но особенно пастыри тому подлежат. Причина этому в том, что они царство дьявольское проповедью слова Божиего разрушают, прелесть его и тьму открывают, души человеческие от рук его восхищают и приводят в царство Христово, и потому дьявол на них более ярится и восстает, и всякое гонение восставляет через злых людей, как свое истое орудие. Поэтому добрым пастырям надобно к терпению приготовляться, и всегда, как кораблю на море, бури бедствия находящего ожидать, и нашедшее терпеливым сердцем нести. Да будет им во образ Сам Пастыреначальник Иисус, Который от Своих людей претерпел крест, и святые апостолы, последователи Его, которые были укоряемы, гонимы, хулимы, были как сор для мира, были как прах, всеми попираемый (1 Кор. 4:12-13), и святители Христовы прежде бывшие, которые столько укоров, клевет, озлоблений, гонений и заключений претерпели от неблагодарных людей, которых учили истине и на путь спасения наставить старались. Да подвигнет их к терпению и в том да утвердит многая мзда, сокровенная им на небесах. Радуйтесь, – говорит им Христос, – и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12).
9) Как учить и чему, и как со своими людьми поступать, должно им учиться из книг пророческих, апостольских и богоносных отцов. И потому видно, как нужно им чтение Святого Писания и прочих христианских книг.
10) Какими тщательными быть в своем звании пастырям должно, и как тщательно держаться Божиего слова, и тем людей наставлять, и себе и всему стаду внимать, от Павловых увещаний могут приметить: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Как бы сказал: поставлены вы не от человека, но от Бога – Духа Святого, пасти не стадо бессловесное, которое видимые окружают звери, но пасти стадо овец Христовых, которых окружают невидимые звери, дьявол, как лев, и злобные духи его, и этих овец, которых пасете, стяжал Христос, Господь и Бог, не серебром и золотом, но Кровью Своею. Берегите же и себя и стадо сие, вам в сохранение порученное от Бога. Так же к Тимофею святому в двух посланиях написал, и к старанию, усердию и прилежанию о себе и о людях поощрял его, и в лице его всякого пастыря: Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию (1 Тим. 5:21). И еще: Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа (1 Тим. 6:13-14). И далее взывает: О, Тимофей! храни преданное тебе (1 Тим. 6:20). И еще: Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:1-2).
Видим из этих слов святого апостола, к Тимофею святому написанных, каким желанием, усердием и ревностью горело святое его сердце, дабы Тимофей святой усердно и неусыпно пас стадо Христово и по учению от него преданному поступал, Бога Самого в свидетели призывает, Который все знает и сердца человеческие испытывает, и Господа Иисуса Христа, к Которому на суд следует ему явиться, и святых Ангелов, с которыми Судия придет судить всему миру. Заклинаю, – говорит, – пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами. В чем? Да сие, то есть, преданные заповеди, сохранить без предубеждения, ничего не делая по пристрастию. И взывает: О Тимофей! храни преданное тебе.
Сказанные к Тимофею святому слова апостольские касаются и всех пастырей, увещевают их в звании этом святом свято и непорочно пребывать, и предание его хранить, проповедовать слово, во время и не во время, обличать, запрещать, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, и быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Следует им со всеми овцами, им от Христа порученными, явиться на суде Его и обо всех их дать Ему ответ. Блажен, кто скажет тогда: Вот Я и дети, которых дал Мне Бог (Евр. 2:13). Окаянен и беден, кто не сможет того сказать тогда, но, стыдом и страхом объятый, услышит: Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25:30).
В Апокалипсисе читаем, что Христос всякому Ангелу (епископу) семи Церквей говорит: Знаю дела твои (Откр. 2:2, 9, 13, 19; 3:1, 8, 15). Что это значит? Не иное что, как что всякого пастыря наблюдает Христос, и дела его, замыслы и начинания примечает, и в книге Своей записывает, и всякому воздает по делам его, как там же видим, хотя и о всяком человеке такое же всеведение имеет Он. Если непостыдными быть хотят пастыри в тот день, пусть рассуждают, что Христос на все их дела смотрит, и потому, как перед очами Его, пусть обращаются, и внимают себе и всему стаду своему. Еще читаем у св. Иоанна Евангелиста, что Христос, когда по восстании от мертвых вопрошал Петра троекратно: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – и Петр отвечал: Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя, – сказал ему: Паси агнцев Моих (Ин. 21:15-17). Из этого видим, что пастыри, когда хотят любовь показать ко Христу, должны показать ее делом – пасти агнцев Его. Христос овец Своих любит, ибо их стяжал Кровью Своею. Если же кто Христа любить хочет, как и всякий должен, то должен любить овец Его, и пасти их и представить их Ему целых, а не нерадеть о них, как наемники делают.
§ 472. Должность людей к пастырям своим: 1) Повиноваться им и учение, ими предлагаемого, слушать, и по тому жизнь свою исправлять, как увещевает апостол: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (Евр. 13:17). Семя для того на земле сеется, чтобы плод приносило земледельцу, так и семя Божиего слова ради того сеется на нивах сердец, дабы прорастило плод себе приличный, то есть христианское и благочестивое житие. Иначе напрасно и сеется, когда бесплодно бывает. Потому людям должно учению пастырскому внимать, и углублять его в сердцах своих, и плод показывать, дабы пастырь, видя плод учения своего, возрадовался и охотнее был к спасительному своему труду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.