Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том IV"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том IV" читать бесплатно онлайн.
Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.
4) Хотя любить и должны жен своих мужья, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерной любовью жены пленился, и впал в тяжкий грех, и себя и род человеческий погубил (Быт. 3:17). Соломон премудрый, излишним жен люблением плененный, в грех богоотступничества и идолопоклонничества впал (3 Цар. 11:4). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконничать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угодие творят. Жена неразумная и бесстрашная обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как глава жены, не должен ласкательством ее прельщаться, а тем более тот, кто властью какой облечен – дабы и сам не погиб и иным много бед не учинил.
§ 478. Должность жен к своим мужьям.
1) Также и жены должны своих мужей любить и угождать им во благое и по воле Божией.
2) Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей.
3) Должны к своим мужьям благоговейными быть, по апостольскому велению. Жена да боится своего мужа (Еф. 5:33). Страх этот с любовью сопряжен должен быть.
4) Жены мужьям должны повиноваться, как повелевает им апостол: Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3:18). И еще: Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Причину тому полагает апостол: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2:12-14). Однако мужьям должно помнить, что апостол написал в другом месте: Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28), – и жен своих не иметь как рабынь, но как помощниц и, как тела свои, любить, по апостольскому увещанию, как выше сказано.
Женам да будет образ в повиновении мужам своим святая Сарра, которая повиновалась Аврааму, называя его господином (1 Петр. 3:6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры.
§ 479. Союз брака должен быть тверд и не нарушим без благословных причин. Так повелевает Божие слово: Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:32). Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:18). Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее (1 Кор. 7:27, 39).
Глава 7.
О должности господ и рабов их
Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
(Еф. 6:5-9)§ 480. В Церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различие которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть свобода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).
И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, господ и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невозможно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов (1 Кор. 7:22). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внешнего различия не отнимает Господь, но повелевает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся (1 Кор. 7:24). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, должность есть, вкратце представляется.
§ 481. Должность господ к своим рабам.
1) Господа должны помнить, что они сами и рабы их – братья во Христе и единого Господа имеют на небесах. Следовательно, хотя и повелевают рабами своими, однако не должны их презирать и за подножие свое иметь. Христос Господь и Царь неба и земли, не стыдится христиан братиею Своею называть (Пс. 21:23; Евр. 2:12), тем более человеку простому подобного себе человека должно за брата иметь. Да последуют же господа Христу, как рабы Господу своему, и с рабами своими как с братиею своею да поступают. И хотя должны господа рабов своих в страхе содержать, однако внутри в сердце иметь их и почитать за братию, и думать о себе, что ничем не лучшие них.
2) Хотя и наказывать неисправных нужно будет, однако должно им то чинить умеренно, и поступать духом кротости, и умерять строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия, – по учению апостольскому (Еф. 6:9). Да рассуждают же господа о том, что они сами подчинены Господу господствующих, Который на лица не смотрит, праведно судит между господами и рабами их, перед судом Которого и господ не защитит свобода, и рабов не постыдит рабское состояние, но все по своим делам воспримут (Еф. 6:8).
3) Не обременять их излишними работами и оброками. Ибо, как господа, так и рабы такую же плоть имеют: так же хотят питаться, одеваться и упокоеваться с женами и детьми своими; также, дабы имели время к молитве, славословию Божию и слушанию Божиего слова, и с прочими христианами в храмы святые собираться.
4) Любить их, как братию свою во Христе и защищать их, и промышлять отечески о них. Ибо всякий господин благочестивый должен быть отцом своим рабам.
5) Словом и увещанием обращать и наставлять их на путь истины и страхом Божиим обуздывать бесчинных.
6) Самих себя в пример благочестивого христианского жития подавать им, дабы рабы, видя господина своего благочестивого и добронравного, и сами были добронравными. Ибо ничто так не приводит рабов к добронравию, как пример добронравного господина. Убеждается раб благочестиво жить благочестивым господина своего житием. Сильное и действительное поощрение рабам к трезвому и благопостоянному житию – трезвое и благопостоянное господина житие. Тогда господин правильно и сильно увещевает раба не обижать, не красть, не сквернословить, не ругать, не прелюбодействовать, не пьянствовать, не бесчинствовать, когда сам того не делает. Иначе и ему то слово прилично: Врач! исцели Самого Себя (Лк. 4:23).
§ 482. Погрешают господа против должности христианской:
1) Которые рабов своих презирают и снисходительно с ними не поступают. Такие преступают учение Евангельское. Ибо Спаситель наш обязывает всякого любить (Мф. 22:39; 5:44-47). И святой апостол Павел увещевает должное и справедливое им оказывать (Кол. 4:1).
2) Которые их утесняют и поступают немилосердно. Наказывать их не иначе, как только чтобы они исправлялись, но наказание растворять гневом, яростью и мщением – это беззаконное дело.
Должно помнить, что они от единого Творца и то же человечество имеют. Они обязаны оброком и работой заслуживать попечение, каковое господин о них прилагает, но должно оставлять им время доставить пропитание себе и своим домашним и давать время к покою. Должно всем помнить, что все имеем Господа на небесах, Который на всех взирает, и всех дела видит, и воздыхания убогих слышит, и на проливаемые слезы смотрит, и лиц человеческих не приемлет, но равно господина и раба судит, и всем воздает по делам их. А забывшие о Господе, забыли и то, что они христиане. Забыли, что Господь равно промышляет о всех, равно повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и равно посылает дождь на праведных и неправедных, равно пищу и одеяние дает всем, равно определяет день к деланию и ночь к упокоению, равно проливает щедроты Свои всем и хочет, чтобы все благости Его насыщались и, насыщаясь, благодарили Благодетеля.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том IV"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том IV" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том IV"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том IV", комментарии и мнения людей о произведении.