Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание сочинений. Том V"
Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том V" читать бесплатно онлайн.
9) Воровство и хищение — когда человек лошадей или иную скотину немощную и худую нарочно выкармливает, чтобы за добрую продать и так покупателей обмануть.
10) Воровство и хищение — картежная игра на деньги, ибо кто выигрывает, тот грешит против заповеди: не кради. А кто не выигрывает, тот, хотя и все имение свое, и себя самого проигрывает, также похищает волею своею, ибо желает чужого добра, и грешит против заповеди Божией: не пожелай (Исх 20:17). Также и всякий, кто желает чужую вещь похитить и присвоить, хотя самим делом и не похищает, есть похититель, ибо человек волею грешит или не грешит. И такой человек, который желает чужого добра, уже волею похищает, хотя бы делом и не похищал, ибо в воле и произволении человеческом состоит грех. Когда хочет человек похитить чужое, уже похищает волею своею; хочет блудодействовать, уже будодействует; хочет убить человека, уже убил волею своею.
А если в воле греха нет, то и в самом деле нет. Когда воля человеческая добрая, то и человек добрый, а когда воля злая, то и человек злой. По воле своей каждый или зол, или добр. Итак, зол человек, волю злую имеющий, хотя бы внешних злых дел и не делал. В воле и сердце человеческом пребывает убийца, блудник, вор и прочее зло. И чего в сердце нет, того и в самом деле нет. Надобно волю и сердце исправить, и тогда добрый будет человек.
11) Хищение — когда господин у раба и крестьянина, и властелин у подвластного какой-либо вещи домогается и просит. Ибо подвластный с властелином спорить не может, и потому и нехотя отдает то, что он просит; принужден и нехотя дает, а не вольным изволением. Правильно люди ученые научают: высшие, когда низших просят, повелевают.
12) Хищение и воровство — когда кто возьмет у кого деньги, или иную какую вещь на сохранение, или в заклад, и не отдаст, и сказывает, что или отдал, или не брал.
13) Хищение — когда кто возьмет что взаймы и не отдает заимодавцу ни этим, ни чем-то другим.
14) Хищение — когда кто возьмет у кого деньги или иное что на подаяние милостыни, и удержит у себя, или на иное что употребит.
15) Хищение — когда кто найдет потерянную вещь и не объявит об этом, но у себя удерживает.
16) К хищению относится лихва, или процент, а лютейшее хищение — когда с убогих берется, ибо так нагой обнажается и бессильный в большее бессилие приводится, а таковому, по христианской любви, без возврата должно помогать.
17) К хищению относится, когда люди, притворяясь нищими и имея чем питаться, или притворяясь немощными, будучи здоровыми, просят милостыню, дабы этим как немощным, а тем как скудным и не имеющим пропитания, люди подаянием милостыни помогали.
18) Хищение — когда подводы хитро и без указной цены берутся.
19) Хищение — когда слуга не допускает до властелина приходящего человека без денег и с него за доклад домогается взять деньги.
20) Хищение — когда кто, не желая трудиться, будучи здоров, дома обходит и чужой хлеб поедает.
21) Хищение — и то, когда богач богатство, от Бога ему данное, или держит взаперти, или расточает на непотребные расходы, а нищим не уделяет, как должно христианину. Ибо Бог дает богатство людям не ради них самих только, но и ради бедных и скудных людей. «Если кто, — говорит свт. Василий Великий, — платье сдирает с его хозяина, нахальником и мошенником называется. Не одевающий нагого, будучи в состоянии это делать, не больший ли нахальник и мошенник? Хлеб алчущего — тот хлеб, который у тебя находится; одежда нагого — та, которую ты хранишь в своей клети; босого обувь та, которая у тебя гниет; бедного серебро то, которое ты хранишь, закопав в землю. Вот сколько много людей ты обижаешь, когда, будучи в состоянии, не делаешь никакого вспомоществования» (Слово о милостыне). Пусть рассуждают скупые и живущие в роскоши богачи, и внимают тому, что написано (см. Мф 25:41–46).
22) Видишь, сколько есть родов хищения. От них и прочие роды хищения познавай, которых я здесь не коснулся.
23) Из этого видишь, сколько на свете воров и похитителей!
24) Если кто хочет от хищения сохраниться и как хищник на Суде Страшном не быть осужденным, тому должно себя исправить и внимать всеобщему правилу: чего не хочешь себе, того ближнему не твори; и чего хочешь себе, то ближнему делай (см. Деян 15:20, 29). Этому закон Божий и пророки святые, и Отцы наши блаженные, и учителя церковные научают.
Спасайся.
Письмо двадцать второеВот тебе посылаю и о Втором пришествии Христовом, о котором мы, когда ты у меня был, разговаривали вкратце, и по тому, что написано, советую поступать.
Христианам, а особенно в нынешнее последнее время, когда после первого пришествия Христова минуло уже 1780 лет и более, в нынешнее, говорю, особенно время живущим должно каждый день ожидать Второго Христова пришествия и к нему достойным покаянием приуготовлять себя.
Когда Царь земной хочет в какой-либо город прийти и город об этом знает, все граждане его ожидают и приготовляют себя к встрече и принятию его. Царь Небесный, Иисус Христос, хочет прийти вновь, о чем и Сам, живя на земле, объявил, и рабы Его, святые апостолы проповедали нам, и Церковь святая этого чает. Итак, должно христианам, как ведающим об этом пришествии Его, приготовляться к встрече и принятию Его, и ожидать Его каждый день, потому что Он неожиданно придет, а тем более, что придет не так, как первый раз пришел, в смирении и нищете, но придет в страшной славе. Придет не жить на земле, учить и страдать (это уже было), но судить и воздать всем по делам их.
Если бы Ангел с небес пришел к нам и сказал нам: «Вот на сих днях будет пришествие Христово» — как бы все вострепетали и обратились бы к истинному покаянию! Всякого береглись бы греха и воздыханием и слезами умилостивляли бы Бога, и прочее. Но кто знает, сколько продолжится еще пришествие Христово? Может быть, и на этих дня будет. Ибо никто совета Божия и определения не знает. Ведь сказано: будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий (Мф 24:44).
Как о первом пришествии Христовом проповедали пророки, говоря: «Придет Христос, придет Христос в мир», — и пришел Христос, когда определенное Ему время пришло, так и о Втором пришествии учителя церковные проповедуют и говорят: «Придет Христос судить живых и мертвых; придет судить, и явится неожиданно, как молния». В каком же страхе и отчаянии будут тогда грешники, которые ныне о страшном том дне не помышляют и к нему не готовятся истинным покаянием!
Итак, да помышляем, возлюбленный, каждый день, и да приуготовляемся к сретению Господа нашего, ибо уже близ день Господень, и неожиданно, как молния, воссияет. Знаю я, что писал апостол фессалоникийцам, говоря: не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов (2 Фес 2:2). Но с того времени уже прошло тысяча семьсот восемьдесят лет и более, как выше сказано. Потому нам, по столь многих прошедших годах, надобно вскоре его ожидать, и с апостолом Иаковом исповедовать: пришествие Господне приближается; вот Судия стоит у дверей (Иак 5:8–9), а тем более, когда уже видим, что по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф 24:12), и благочестие попирается, и нечестие более и более умножается; слово Божие презирается, и каждый почти единой суете придается, и мало кто спасения души искренним сердцем ищет. Итак, чего в таких обстоятельствах ждать, как не того, что неожиданно услышим вопль: Вот, Жених идет, выходите навстречу Ему (Мф 25:6)?
Итак, берегись, возлюбленный, говорить в сердце твоем и делать то, что написано о злом рабе: если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «Не скоро придет господин мой», — и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф 24:48–51), — чтобы и тебе так же не пострадать. И удаляйся от насмешников, описанных Петром святым, которые говорят: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же». Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением (2 Петр 3:4, 9). Ибо, когда будут говорить нечестивые: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес 5:3). Но пусть, по увещанию Господню, будут чресла ваши препоясаны и светильники будут гореть. И мы будем подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими (Лк 12:35–37).
Напишем на сердце слово Господа нашего: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий, Который говорит: Вот, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:12). Верно слово Божие и солгать никак не может. Грядет, грядет судить Господь, грядет скоро, и придет тогда, когда люди не ожидают, и возмездие Его с Ним, чтобы воздать каждому по делам его.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание сочинений. Том V"
Книги похожие на "Собрание сочинений. Том V" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тихон Задонский - Собрание сочинений. Том V"
Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том V", комментарии и мнения людей о произведении.























