» » » » Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.


Авторские права

Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЗАО Центрполиграф ООО «МиМ–Дельта», год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.
Рейтинг:
Название:
Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.
Издательство:
ЗАО Центрполиграф ООО «МиМ–Дельта»
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-9524-1612-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Описание и краткое содержание "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." читать бесплатно онлайн.



В книге Г.И. Зуева рассказывается об истории одного из старейших военных учебных заведений России – Морского кадетского корпуса. На основании литературных и архивных материалов, воспоминаний выпускников автор живо и увлекательно рассказывает о деятельности этого специального учебного заведения с момента его учреждения Петром I в 1701 году до официального закрытия в 1925 году во французской Бизерте.

Из незаслуженного забвения извлечены имена, судьбы и дела директоров, преподавателей корпуса разных лет – талантливых организаторов учебного процесса. Курьезы, анекдоты и трагедии, содержащиеся в приведенных автором извлечениях из малоизвестных мемуаров морских офицеров, характеризуют учебу и быт корпуса в разные эпохи. Подобные персональные свидетельства бывших кадет и гардемарин, занимательные детали и подробности не только чрезвычайно любопытны, но и придают историческим событиям особую живость и колорит.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся отечественной историей, а также на государственных и общественно-политических деятелей, ученых, причастных к формированию новых духовных ценностей возрождающейся России.






Англия и Франция вынуждены были ввести свои эскадры в Черное море и начать военные действия в Крыму. Для отвлечения России от южного направления союзные военноморские силы планировали нанести ей серьезные удары на севере, уничтожить в короткий срок Балтийский флот и прорваться к Петербургу. Поход английской эскадры на русскую столицу широко рекламировался газетами Европы. Английская королева, приняв на своей яхте вице-адмирала Непира и командиров кораблей эскадры, торжественно объявила прессе, что сама поведет эскадру в море.

Россия переживала экономический кризис. Русский флот в основном имел парусные суда. В его составе насчитывалось лишь несколько небольших колесных пароходов, в то время как английский и французский флоты в своем большинстве состояли из новейших по тому времени винтовых линейных кораблей и фрегатов.

Однако, несмотря на это, действия Британского флота на Балтике потерпели неудачу и в итоге закончились провалом. Объединенный англо-французский флот с позором ушел обратно, так и не выполнив своей основной задачи. Русские укрепления остались нетронутыми, а Балтийский флот не уничтожен.

Однако на главном Черноморском театре войны численно превосходившими силами союзников после длительной осады удалось захватить ключевую позицию обороны Севастополя – Малахов курган.



Россия, в лице его нового императора – Александра II, вынуждена была признать свое поражение в войне и подписать 18 марта 1856 года невыгодный для себя мир.

Но вместе с тем Крымская война послужила хорошим уроком и явилась стимулом для оперативного перевооружения флота и перехода к замене парусных судов паровыми линейными и броненосными кораблями. Наконец, одним из решающих моментов в победе Балтийского флота над объединенной англо-французской эскадрой стало использование русскими моряками минного оружия. Все подходы к русским береговым позициям в Финском заливе надежно прикрывали первые в истории Российского флота минные заграждения.

В ходе Крымской войны Николай I делался все мрачнее и мрачнее. Видный государственный деятель граф Петр Александрович Валуев, лавировавший между либеральными бюрократами и консерваторами, характеризовал тогдашнее наше положение как нечто весьма безобразное и жуткое: «Давно ли мы покоились в самодовольном созерцании нашей славы и нашего могущества? Давно ли наши поэты внимали хвале, которую нам „Семь морей немолчно плещут…“ Давно ли пророчествовали, что нам: „Бог отдаст судьбу вселенной, гром земли и глас небес“…

Что стало с нашими морями? Где громы земли и горняя благость мысли и слова? Кого поражаем мы? Кто внимает нам? Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флота безнаказанно опустошают наши берега… Друзей и союзников у нас нет… В исполинской борьбе с половиной Европы нельзя было более скрывать под сенью официальных самохвалений, в какой мере и в каких именно отраслях государственного могущества мы отстали от наших противников. Оказалось, что в нашем флоте не было тех именно судов, того оружия, которое требовалось для уравнения боя… Сверху блеск – внизу гниль…»

Славянофил и монархист поэт Тютчев писал в это же время по поводу тогдашних событий об императоре Николае Павловиче: «Чтобы создать такое безвыходное положение, нужна была чудовищная тупость этого злополучного человека».

В эпиграмме на Николая I поэт-монархист довольно едко, с явным сарказмом писал тогда:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, –
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь а лицедей.

Так ревнитель старых порядков и романтик русской империи клеймил своего любимого государя.

В начале 1855 года император заболел. 18 февраля он умер.

Царствование Александра II началось под знаком катастрофы. Николай Павлович передал сыну «команду не в добром порядке». Положение России было ужасным. Мемуары свидетелей того времени наполнены мучительной тревогой, смятением и возмущением.

Александр Николаевич водрузил на свою голову русскую корону в то время, когда вся Европа, вооруженная и озлобленная, выступила против России. Осада Севастополя еще продолжалась но, несмотря на героизм его защитников, судьба города-крепости была предрешена. И вот, наконец, заключили тот позорный и невыгодный для российской империи мир с Европой.

Проводимые новым императором государственные реформы сказались не только на положении российских военно-морских сил, но и на системе морского образования.

Преобразования на флоте начал новый глава Морского министерства великий князь и генерал-адмирал Константин Николаевич. Особое внимание он обратил на Морской кадетский корпус, полагая, что «…в нем заключается будущность флота». В числе намеченных преобразований морской министр считал целесообразным улучшить систему воспитания и образования морских офицеров, а таюке создать необходимые условия для эффективной практики воспитанников Морского корпуса, ибо только «беспрерывными плаваниями небольшого числа хороших судов можно приготовить целое поколение будущих опытных и страстных моряков».



Генерал-адмирал выступал ярым врагом показной отчетности, а вопросы положения флота и воспитания его личного состава передал на гласное обсуждение специальной рубрике журнала «Морской сборник».

В начале царствования Александра II контр-адмирала Б.А. Глазенапа, получившего в марте 1855 года новое назначение, сменил на посту директора Морского кадетского корпуса довольно престарелый вице-адмирал А.К. Давыдов. До перевода в Морской корпус он служил сначала инспектором классов, а потом и директором Кронштадтского штурманского полуэкипажа (так называлось в прежние времена и впоследствии переименованное в Кронштадтское штурманское училище второе по своей важности учебное заведение Морского ведомства). За выдающиеся заслуги в деле подготовки флотских штурманов вице-адмирала Давыдова перевели с тем же званием директором Морского корпуса.

При его правлении изменили парадную форму одежды воспитанников Морского корпуса. Теперь кадеты носили двубортный парадный мундир со стоячим воротником, белыми суконными погонами и золотыми петлицами на воротнике и обшлагах. Вместо тесаков на поясном ремне воспитанники теперь носили палаши. Старый головной форменный убор заменили суконным, в виде кепи, с этишкетом и султаном. Для повседневного ношения в корпусе кадетам оставили старые суконные куртки.

Новый директор Морского кадетского корпуса вице-адмирал Алексей Кузьмич Давыдов в период кратковременного пребывания на этом посту использовал свой собственный и довольно оригинальный в педагогической практике прием массового перевоспитания кадетов и гардемаринов. Этакий одновременный метод кнута и пряника. Об этом довольно подробно говорится в записках бывшего воспитанника Морского корпуса тех лет Д.Ф. Мертваго.

Автора записок приняли в Морской корпус в 1856 году. Распоряжением ротного командира капитан-лейтенанта Якова Ивановича Глотова новичка одели в форменную одежду, выдали ему ружье с соответствующим номером и показали место хранения личного оружия в общей пирамиде.

Вместо штатского пиджачка мальчика обрядили в однобортную куртку со светлыми медными пуговицами и в серые суконные брюки без подтяжек, но с ремневой затяжкой сзади. Юному воспитаннику выдали также «ротный» пюпитр для хранения учебных пособий, со скошенной под углом крышкой для письма на ней.

К полученному комплекту «учебной мебели» ему добавили прочный дубовый табурет.

К разряду оперативных официальных воздаяний воспитанникам за содеянное ими в период очередной учебной недели при Алексее Кузьмиче Давыдове относились субботние раздачи кому следует – яблок и кому следует – розог. Приведем выдержку из записок Д.Ф. Мертваго:


«Часам к трем по субботам классная канцелярия изготовляла общие для всех воспитанников корпуса недельные списки учеников, получивших отметки 10, 11 и 12 баллов, с постановкою во главе списка фамилий, получивших наибольшее число таких отметок. Иногда бывало, что отличный по учению воспитанник в продолжение недели спрашивался преподавателями, положим, семь раз (в неделю было 22 урока) и за каждый раз за свой ответ получал отметку не меньшую 10-ти. Такой избранный в четвертом часу, по субботам, по перекличке „выстраивался“ в столовой зале и своею, часто единичною, персоною, составлял переднюю шеренгу толпы, стоящей сзади также в шеренге „получателей яблоков“ Самая длинная шеренга, конечно, была тыловая, однодесяточная. Десяточники и выше, т. е. двух-трехдесяточники и т. д., выстраивались в зале от входа направо.

Таким же порядком, но только от входа в залу налево, выстраивались шеренги „нулевиков“, т. е. получивших в продолжение последней недели за свои ответы в классах по одному или по несколько нулей. „Нулевиков“, конечно, было всегда неизменно меньше „десятников“, а равно и число шеренг у них было минимальное: самое большее три или две шеренги и притом самые коротенькие.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Книги похожие на "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Зуев

Георгий Зуев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Зуев - Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг."

Отзывы читателей о книге "Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.