Александр Ладейщиков - Кот баюн и чудь белоглазая

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Кот баюн и чудь белоглазая"
Описание и краткое содержание "Кот баюн и чудь белоглазая" читать бесплатно онлайн.
Северные леса, холодные реки и болота — на этой земле живёт таинственный народ — чудь белоглазая. Суровое время — 8 век от рождества Христова. В маленькую деревню из леса приходит странное существо — Кот Баюн. Он помнит бегство с Хайрата и Аркаим, он знает, почему невры изгнали Лиску из Леса. В человеческой ипостаси он начинает «спасать свой народ» — и рваться к власти. Интриги и любовь, колдовство и мужество, превращения и война — родится ли новое государство — Великая Пермь?
Народы всё шире заполняли Землю, первоязык ариев искажался всё больше. Однако, потомки бежавших с Хайрата до сих говорят на схожих языках, только на первый взгляд различных до полного непонимания. Вот, смотри! — Коттин погрузился в лингвистический спич, размахивал руками, хватал обглоданную ножку зайца, пытаясь найти на ней кусочек мяса. Стефан слушал его внимательно, ему и в голову не приходило улыбаться странным речам названного брата. — Постепенно получилось так, что слово «Солнце» люди перестали увязывать с первопричиной названия — солью. Одни народы словом «соло» стали назвать всё круглое, подобное солнечному диску. Другие же народы поняли слово «Солнце» как «золо», «жёлт» — золотой, жёлтый, подобный цвету Солнца.
Ещё необходимо добавить вот что — чем дальше племя уходило вглубь неизведанных земель, тем больше менялся его язык — жизненный опыт ушедшего в поход народа с течением времени накапливался, а язык и есть выражение опыта. Со временем народы стали неосознанно изменять некоторые звуки своего языка на другие, сходные с ними. Например, букву К на Ч — сравни «кукла» и «чучело», а в Риме — «чичоллина» — значение одинаково. Понял?
— Понял! Почему же так происходило? — заинтересовался Стефан.
— Не знаю, — отмахнулся Коттин, — строение гортани изменялось, я думаю. Может быть, в разных землях пили разную воду, — серьёзно заметил он, — а человек формируется из земли, из праха — через воду, пищу. «Соло», в смысле «круг», у скифов превратилось в «коло», появились слова «околица», «около». У народов, ушедших на восток, «соло» преобразовалась в «коро», «хоро», всё с тем же значением — круглый. Так, появились слова «кора», «хоровод», «хор» — ведь в старину пели и плясали вокруг огня кругом. От слова «хор» произошло слово «храм», когда место молитвенных песнопений обнесли стенами. Так вот и появилось новое имя Солнца-бога — Хорс. Восточный вариант, иранский.
— Арианский? — переспросил Стефан.
— Это одно и то же, ведь иранцы — потомки пророка Зороастра, вышедшего из благословенных земель Арианы.
— А второе значение слова, где ты говорил о золоте?
— Там тоже всё ясно — «жёлтый», «золотой» произошло от «соло», «золо». «Золотое», то есть подобное Солнцу. «Злотый» у ляхов, «сольдо» у франков, «голд» у бриттов.
Спи давай!
— Сплю. Ты столько наречий знаешь! Много ли слов в нашем языке осталось от языка ариев?
— От санскрита? Много, конечно. Смотри сам:
Агни — огонь, ада — еда, бхагати — бегать, бхаяти — бояться, бхурана — буран, валана — волна, васанта — весна, ватар — ветер, враджья — враг.
— А я думал, враги — это варяги.
— Нет, Стефан, варяги — от «варить», «наваривать». Они торговцы, а не пираты. Слушай дальше:
Врана — рана, вяк — говорить, грабх — грабить, йебатхи — сам знаешь, что это такое.
— Ой, надо же, — покраснел юноша, и сразу перевёл разговор на другое. — Тот страшный оборотень Граабр — грабитель, значит?
— Да, похоже, — почесал нос Коттин. — Вот, ещё древние слова:
гхоре — ужас, двар — дверь, джани — жена, дживатва — жизнь, дэви — дева, крави — кровь, кришака — крестьянин, кур — петух, лад — ладить, лас — ласкать, лубх — любить, мата — мать, мритам — мертвый, майдан — майдан и есть, мурдха — лицо.
— Ага, морда лица, — засмеялся Стефан, но вдруг замер. — А я думал, что «крестьяне» произошло от «христиане».
— «Кришака» произошло от «кресать» — высекать огонь кресалом. На скифском языке земледельцев называли «огнищанами», потому что они выжигали леса под посевы, но, как видишь, есть и древнее название. Ещё хочешь? Получи:
набхаса — небеса, насика — нос, нитья — нить, падати — падать, параплавате — переплывать, пива — вода.
— Да? — саркастически спросил Стефан. — А как же тогда пиво?
— Пиво и есть пиво. Пиво с водой — неразлучные братья. Вот ещё:
прастара — простор, пхена — пена, свакар — свёкор, свасти — счастье, смаяти — смеяться, снуша — сноха, ступа — ступа, таскара — вор, хима — зима, хладака — свежесть, чашака — чашка, чуда — глупец.
— Почему это? — обиделся Стефан.
— Да всё у нас как-то не так выходит, — зевнул бывший Кот. — Хотим, чтобы было как у всех, а всё выходит по-нашему — по чудскому, посконному…
— Извини, Коттин, я вот хотел спросить…
— Спрашивай, пока я живой и добрый.
— А вот этот самый, из трёх букв который? — Стефан уставился вниз. — Тоже из древнего языка?
— Нет, — засмеялся Коттин, — это на старом норманнском наречии — шишка. Уж лучше называй по-нашему — блуд.
— Шишка? — захохотал Стефан. — Вот смеху-то! А у баб? — он провёл ребром ладони между ног. — Слово из пяти букв?
— Тоже старо-норвежский язык, то бишь, норманнский. Означает — печка.
— Печка? — восторженно взвыл юноша. — Шишку в печку!
— Спи, давай, ишь, разорался. А то будут голые девки сниться.
— Да я их голыми только раз и видел — когда за пшеном с Радимом ходили. Они из бани на реку бежали — окунуться.
— Вы ходили с Радимом в городок? — внезапно нахмурился Коттин.
— Ходили, как же. Сначала с отцом, потом и сами. По зарубкам.
— Как бы чего не вышло, — насторожился бывший Кот. — Да, ладно, что это я… всё будет хорошо.
Мишна, уставшая и замёрзшая, брела по отполированной полозьями снежной дороге, обходя кучки лошадиного навоза, брошенные ещё летом колёса, сломанную оглоблю — человеческое жильё было где-то рядом, что и радовало и пугало девушку. Вдруг в вечерних сумерках послышались необычные звуки — вдалеке бил бубен, свистели дудки, взлетали к небесам крики, весёлый смех — с раннего детства девушка не слышала ничего подобного. Наконец, за очередным поворотом блеснул огонёк — в полутьме показались чёрные бревенчатые избы, крытые соломой, нагороженные тут и там заборы из жердей. Огонёк светил из бани, возле неё стояла толпа девушек, они смеялись и разговаривали, но музыка играла где-то далеко, в глубине селения.
«Гадают», — подумала Мишна, — «Сегодня же праздник, в нашем селе тоже гадали и коляды творили. До этого проклятого Фавна». Ноги сами собой понесли усталое тело быстрее — сгорбившись, закутавшись в накидку, тесно прижав локтем холщовую суму, девушка представляла собой жалкое зрелище. Наконец, местные девчонки её заметили, несколько секунд молчали, потом закричали, завизжали, кто-то побежал в ближайшую избу — оттуда уже выскакивали парни, на ходу накидывая полушубки, кафтаны. Они хватали вилы, топоры, у одного толстого молодчика с рыжими усиками блеснула сабелька — все побежали к пришлой, чужой, явившейся из лесу, из тьмы.
— Стой, не подходи! — взял на себя командование рыжий, — А вдруг нечисть, оборотень? Ты кто такая? — закричал он.
— Из погорельцев я, люди добрые! Замёрзла, сейчас помру!
— Тихо вы, — оттолкнул рыжий девчонок. — Не лезьте, вдруг укусит!
— Из деревни я, из Гранёнок! Погорели мы!
— А ну-ка, возьмись рукой за клинок! — скомандовал старший, по всей видимости, новичок из дружины, — Нечисть стали не переносит!
Все затаили дыханье, смотрели. Мишна красной замёрзшей рукой дотронулась до сабельки, провела пальцем по кованой неровной поверхности. Ничего не произошло. Толпа выдохнула, зашепталась, потом заговорила.
— Гранёнки, говоришь? Там же изб много — больше десятка! Однако, я что-то плохое про то село слышал, — заважничал рыжий, красуясь перед девицами. — Слышал — как старый пам помер, там все запили дурным запоем! Вот, деревню и спалили! А что, все погорели?
Девчонки засмеялись, заговорили громче — то беда была известная, человеческая, куда ближе и понятнее, чем страшная нечисть.
— Все погорели! Я у дядьки Аникея жила, пришла из лесу с хворостом — глядь, одно пожарище! Дядька-то ещё жив был — но потом помер, угорел.
Девушки заговорили громко, запричитали, сразу же заглушили голоса парней — кто-то утирал слезу, нахлынувшую от страшного рассказа, кто-то накидывал на плечи Мишны свою шубку — бедную, из рыжей лисицы. Толпа подхватила девушку, повела по дороге. Парни отстали, о чём-то спорили, махали руками, видимо, решали, что делать с приблудой — жизнь погорелицы на новом месте начиналась без особых потрясений и страхов.
Чем глубже заходила стайка девчонок и парней вглубь слободы, тем чаще встречались толпы колядующих, весело поющих, с мешками, в вывороченных наружу тулупах, в страшных масках, с раскрашенными лицами — народ гулял. Наконец, на фоне тёмно-фиолетового неба вырос высокий забор. «Так вот почему селение называют городом! Вон, какая ограда!» — подумала девушка, и в это самое время из ворот вышел стражник, зевнул, уставился на толпу молодёжи.
— Кто такие? Слобода? Не велено в город ночью!
— Тут погорелица пришла! Мишна с Гранёнок!
— Да куда же я её дену? — страж покачнулся, на его красной роже появилось недоумение, сменившееся раздражением. — Пир закончился, дружинники гуляют в слободах. Скоро уже ворота закрою! Кто опоздал — я не виноват! Впрочем, что это я? Ну-ка, девица — заходи! — вдруг переменил своё мнение привратник.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Кот баюн и чудь белоглазая"
Книги похожие на "Кот баюн и чудь белоглазая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Ладейщиков - Кот баюн и чудь белоглазая"
Отзывы читателей о книге "Кот баюн и чудь белоглазая", комментарии и мнения людей о произведении.