» » » » Илья Басс - Жизнь и время Гертруды Стайн


Авторские права

Илья Басс - Жизнь и время Гертруды Стайн

Здесь можно скачать бесплатно "Илья Басс - Жизнь и время Гертруды Стайн" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Аграф, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Илья Басс - Жизнь и время Гертруды Стайн
Рейтинг:
Название:
Жизнь и время Гертруды Стайн
Автор:
Издательство:
Аграф
Год:
2013
ISBN:
978-5-7784-0436-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Жизнь и время Гертруды Стайн"

Описание и краткое содержание "Жизнь и время Гертруды Стайн" читать бесплатно онлайн.



Гертруда Стайн (1874–1946) — американская писательница, прожившая большую часть жизни во Франции, которая стояла у истоков модернизма в литературе и явилась крестной матерью и ментором многих художников и писателей первой половины XX века (П. Пикассо, X. Гриса, Э. Хемингуэя, С. Фитцджеральда). Ее собственные книги с трудом находили путь к читательским сердцам, но постепенно стали неотъемлемой частью мировой литературы. Ее жизненный и творческий союз с Элис Токлас явил образец гомосексуальной семьи во времена, когда такого рода ориентация не находила поддержки в обществе.

Книга Ильи Басса — первая биография Гертруды Стайн на русском языке; она основана на тщательно изученных документах и свидетельствах современников и написана ясным, живым языком.






При Гарварде существовало женское отделение, переименованное позднее в Радклифф. Туда Гертруда и направилась в 1893 году. Поскольку в школе она училась с перерывами, получив существенную порцию знаний от домашних учителей, формального документа об окончании школы она не имела. Но написала блестящее письмо-эссе руководству колледжа, и ее не только приняли, но и приписали к посещению особенно продвинутых курсов.

Гертруда сразу же окунулась в оживленную атмосферу колледжа, укомплектованного талантливыми студентами и выдающимися преподавателями-учеными. К примеру, Джордж Сантаяна, разносторонний ученый-философ, эссеист и писатель, материалист, не без идеалистических устремлений, представитель критического реализма. С другой стороны, Джосайя Ройс, воспитанный на философии Гегеля, являлся твердым сторонником немецкого классического идеализма. Он также по праву считается основателем гарвардской школы логики.

Два человека оказали решающее влияние на формирование Гертруды как личности. Одним был Хьюго Мюнстерберг, немецкий профессор, перебравшийся в Штаты, чтобы возглавить новую психологическую лабораторию, оборудованную современными приборами для проведения опытов, другим — профессор Вильям Джеймс.

С психологии Гертруда и начала. По совету Мюнстерберга она провела серию интересных экспериментов, зарегистрировавших тот факт, что обычный человек под влиянием определенных условий в состоянии осуществить совершенно для него нехарактерные поступки, не думая о них. Иными словами, то были эксперименты, относившиеся к подсознательному.

Партнером по этим экспериментам был земляк Гертруды, в будущем блестящий молодой ученый Соломонс, рано умерший (1900 год). Он оставил несомненный след в ее жизни.

Оба студента не только проводили эксперименты, но и сами являлись их участниками. Один энергично писал первые пришедшие на ум слова, тогда как другой одновременно читал рассказ, обязательно вслух, как бы отвлекая первого. Результаты исследования были опубликованы в полновесном журнале Психологическое Обозрение под названием Автоматизм нормальной моторной деятельности. В дальнейшем (уже без Соломонса) она расширила эксперимент, для чего привлекла около сотни участников. По ее просьбе испытуемые с закрытыми глазами пытались рисовать геометрические симметричные фигуры, которые им до того несколько раз демонстрировали, водя рукой участника по деревянному планшету. При проведении опыта присутствовал и отвлекающий внимание фактор — замечания экспериментатора. И эта работа была опубликована в 1898 году под названием Исследование культивированного автоматизма моторной деятельности; Изучение характера и его связь с вниманием.

Наиболее способных к обучению Гертруда разделила на два типа, а типы в свою очередь на группы и подгруппы. Каждому подразделению она дала подробнейшую психологическую характеристику, что свидетельствует о глубокой и разносторонней подготовке Гертруды. Приведем для примера лишь разделение на первом уровне (речь идет о студентах).

Тип I. Состоит в основном из женщин, специализирующихся в литературе, и мужчин — в юриспруденции — нервического склада, высокочувствительных, одаренных воображением, со способностью легко возбуждаться и быть предельно заинтересованными.

Тип II. Результаты более разбросаны и интересны. В основном индивидуалисты, часто светловолосые и бледнолицые, отчетливо флегматичны. Легко внушаемы. Тип близок к истерическому.

И еще один интересный вывод следует привести.

Большое число моих подопечных были жители Новой Англии. Их отличительная черта — привычка подавлять свои желания, высокая степень самосознания, болезненный страх опуститься’ — были постоянным препятствием [в эксперименте].

Научные результаты работы, в общем-то, были не так уж важными и не привели к дальнейшему развитию. Но интерес к психологическому исследованию личности человека сохранился у Гертруды на всю жизнь и послужил руководящим принципом в ее писательском творчестве.

Мюнстерберг настолько восхитился инициативностью, умом и способностями юной студентки, что к концу второго года обучения письменно поблагодарил ее:

Сверх всего, благодарю Вас за образцово выполненную работу в моей лаборатории… И хотя я встречал [в Кембридже] разную аудиторию, вы были для меня идеальной студенткой!

Ее способности были отмечены и студентами, избравшими Гертруду секретарем философского общества. В такой должности ей приходилось общаться с такими фигурами, как профессор Ройс и профессор Сантаяна, и согласовывать с ними тематику их выступлений. Казалось бы, дорога к плодотворной и интересной профессии и карьере открыта.

Но вмешался’ другой профессор — философ Вильям Джеймс, врач по образованию, в начале карьеры экспериментировавший с веществами, влияющими на умственную способность человека. В порядке эксперимента почтенный профессор, надышавшись веселящим газом, писал, например, такие фразы: «There are no differences but differences of degree between different degrees of difference and no difference» Приблизительный перевод звучит так: «Не существует различий, кроме различий степени между различными степенями различия и неразличия». Фразу эту Гертруда запомнила основательно — многие из ее литературных опытов используют похожий процесс повторения. Для Гертруды же важным фактором, склонившим ее к сотрудничеству с Джеймсом, стало направление его научной деятельности, выражавшееся в использовании языка в необычных условиях. Джеймс, автор т. н. прагматической теории истины, рассматривал привычку как физиологический элемент. Повторение определенных действий создает пути разгрузки мозга. Привычки воспитывают скорость, искусство и быстроту принятия решения. При определенных недостатках, утверждал он, чем больше факторов нашей ежедневной жизни мы передадим не требующему больших усилий автоматизму, тем в большей степени наш ум займется свойственной ему работой.

Профессор Джеймс представлял собой почти идеального учителя — энергичный, открытый ко всякого рода идеям, он требовал того же от студентов. Из всего времени, проведенного в Радклиффе, содружество с профессором оказало самое сильное и продолжительное влияние на Гертруду. В апреле 1896 года она писала: «Он — настоящий человек среди остальных людей… ученый огромной силы и самобытности, воплотивший в себе самом невероятной мощности и ценности исследовательский ум».

В свою очередь и Джеймс восхищался умом студентки, ее страстной преданностью работе, искренностью высказываний, нередко сопровождаемых эмоциональными вспышками.

Похоже, что в тот момент Гертруда определилась с будущим направлением своей профессии: «Стоит ли жить? Да, тысячу раз да, пока на земле существуют такие умы, как профессор Джеймс». На экзамене же произошло труднообъяснимое. Она уставилась на экзаменационную тему и, вместо ответа, на первой странице написала: «Дорогой профессор Джеймс! Прошу прощения, но я и вправду чувствую себя сегодня не в своей тарелке, чтобы подготовить экзаменационную работу по философии». И покинула аудиторию.

Профессор Джеймс, верный принципам индивидуальной свободы, не будучи формалистом, прислал Гертруде почтовую открытку: «Дорогая мисс Стайн! Я прекрасно понимаю ваше состояние. Я и сам частенько чувствую себя подобным образом».

А в конце записки стояла самая высокая оценка на курсе.

В течение всего времени пребывания в колледже психология и физиология оставались ее излюбленными предметами. Удивительно, но по французскому языку и английской литературе у нее были низкие оценки. Преподаватель языка и литературы нашел содержание ее сочинений интересными, но отметил крайне неудовлетворительную грамматику и построение предложений. И не он один. Уже упомянутый Леон Соломонс написал по поводу одного из ее отчетов: «Тебе должно быть стыдно за небрежную манеру, в которой ты его подготовила». Именно небрежность! Впечатление таково, что ее интересовало содержание, но никак не форма. До писательства было еще далеко.

Годы в Радклиффе прошли вполне благополучно для девушки — пара любимых предметов, шумная и интересная студенческая жизнь в Гарварде. Вылазки к океану, велосипедные прогулки, участие в студенческих капустниках и театрализованных представлениях, регулярное посещение оперы — на все хватало времени. Внешне она все-таки выделялась среди женской части студенческой аудитории: «крупная, нескладная молодая женщина, внешне мужеподобная» — по воспоминаниям одного соученика, «ничего из обычных девичьих увлечений… проводила большую часть времени за чтением французских психологов» — пишет другой. Однако ее талант и лидерство были признаны.

Уже в те годы ей хотелось стать значительной личностью, «отметиться» в истории человечества, она чувствовала себя готовой к тому по способностям и таланту.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Жизнь и время Гертруды Стайн"

Книги похожие на "Жизнь и время Гертруды Стайн" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Илья Басс

Илья Басс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Илья Басс - Жизнь и время Гертруды Стайн"

Отзывы читателей о книге "Жизнь и время Гертруды Стайн", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.