» » » » Т. Москвина - Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского


Авторские права

Т. Москвина - Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского

Здесь можно купить и скачать "Т. Москвина - Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Т. Москвина - Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского
Рейтинг:
Название:
Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-88017-21
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского"

Описание и краткое содержание "Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского" читать бесплатно онлайн.



Значение поучений великого старца, чудотворца и молитвенника, их роль в формировании духовного облика современного человека на сегодняшний день огромны. Не к внешним аскетическим подвигам, не к строгому посту, молчальничеству и ношению вериг призывает нас преподобный Серафим, а, в первую очередь, к любви к Богу и ближнему, к неосуждению и прощению обид. Именно сердцу, преисполненному любви к Богу и ближнему, обильно подается благодать Святого Духа, в стяжании которой, как известно, и состоит цель христианской жизни.






Самое важное, к чему должен стремиться всякий христианин, пекущийся о своем спасении, – это «мир душевный», с которым мы непременно должны приносить молитву Богу и приступать к Святым Таинам и который должен отражаться в наших отношениях с ближними. «Сей мир – некое бесценное сокровище», и «мы должны все свои мысли, желания и действия сосредоточивать к тому, чтобы получить» его и «всеми мерами стараться, чтобы сохранить» его. «Радость моя! – говорил преподобный Серафим одному собеседнику, – молю тебя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

«Устрой мир душевный, – говорил он другому своему посетителю, – чтобы никого не огорчать и ни на кого не огорчаться, тогда Бог даст слезы раскаяния». «Кто в мирном устроении неуклонно ходит, тот как бы лжицею черпает духовные дары».

Как же должен человек вести себя, чтобы приобрести и соблюсти мир душевный?

Чтобы «сохранить душевный мир, – говорит преподобный Серафим, – должно отгонять от себя уныние и стараться иметь дух радостный».

«Надобно удерживать язык от многоглаголания», потому что «ничто так не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая – с другими».

Вообще «к сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя», а «внимание – мать внутреннего покоя», и при этом «должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами, ибо благодатные дарования получают только те, которые бдят о душах своих».

«Нельзя также стяжать мира душевного, доколе страсти не утишатся в человеке», и враг спасения, «все силы» которого направлены «к тому, чтобы возмутить дух человека, только на страстных имеет сильное влияние». «Особенно же, – говорил преподобный Серафим, – нужно сокрушать следующие три страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие», которыми ухищрялся диавол искусить даже Самого Господа нашего Иисуса Христа.

Чтобы победить страсти, нарушающие душевный мир, христианину нужно быть внимательным к себе, «входить в себя», «оберегать ум и сердце от непристойных помыслов и впечатлений», стараясь «отражать» даже «первое нападение» их. «Положи примету, – говорил отец Серафим словами преподобного Исаака Сирина, – входи сам в себя и смотри, какие страсти, по твоему замечанию, изнемогли пред тобой, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие выздоравливания души твоей… Внимай, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, то есть мир душевный, и какие страсти преследуют тебя одна за другою последовательно и стремительно; телесные ли или душевные это страсти; как смотрит на них ум, вступает ли с ними в брань, или, видя, не видит их и вовсе не занимается ими; и какие остались из старых страстей, и какие вновь образовались». Таким путем внимания «можно узнать меру душевного здравия».

Чтобы достигнуть бесстрастия, «нужно много подвизаться в духовном размышлении и молитве, поучаться в законе Божием, всею душою возноситься к Богу в пламенной молитве» о том, «да потухнет искра порочных страстей при самом начале», потому что такое состояние бесстрастия «Сам Бог дает и утверждает в душах боголюбивых».

«Будем непрестанно, день и ночь, со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, – увещевает отец Серафим, – да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, чтобы мы достойно могли проходить путь звания нашего и чистыми руками приносить Ему дары служения нашего».

В частности, святой Саровский старец, сам величайший девственник, усердно увещевал христиан блюсти целомудрие, «отражать от себя мучительные помыслы сладострастия». «Ради будущего блаженства, – говорил Преподобный своим посетителям, – стяжите целомудрие, храните девство. Дева, хранящая свое девство ради любви Христовой, имать честь со Ангелами и есть невеста Христу: Христос есть Жених ей, вводящий ю в свой чертог небесный…»

«Если девство кто хранит, – говорил преподобный Серафим одному из посетителей, – Дух Божий таких принимает».

Впрочем, это вовсе не значит, что святой старец осуждал брачную жизнь; напротив, как уже известно, многим, искавшим даже иночества, он советовал вступать в брак.

«И девство славно, – говорил отец Серафим Богдановичу, – и брак благословен Богом: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся (Быт. 1, 22); только враг смущает все».

«Жизнь брачная Богом Самим благословенна, матушка, – говорил Преподобный одной девице, желавшей принять монашество. – В ней только нужно соблюдать с обеих сторон верность супружества, мир и любовь…»

Но и людям, живущим в браке, по наставлению отца Серафима, нужно стараться побеждать плотские страсти, отражать от себя «помыслы сладострастия»…

Далее, страсти побеждаются воздержанием и постом.

«Посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных».

«Спаситель наш, – рассуждал святой старец о важности поста, – пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом».

О том, в чем должен состоять истинный пост, который может принести пользу душе человека, преподобный Серафим, сам великий постник, учил так: «Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом, и умом».

«Для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа», не должно «разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал».

Но «истинный пост состоит не в одном только изнурении плоти, а и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему».

Нравственное значение поста заключается в том, что чрез него человек ослабляет свои страсти, борется с чувственными влечениями, очищает сердце; «духовная жизнь его приходит в совершенство», «плоть становится тонкою и легкою» и «дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле», «ум отрешается от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного».

Конечно, не всякий сможет «наложить на себя строгое правило воздержания во всем или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей»; даже прямо неразумно истощать свое тело напрасно, хотя бы и «для снискания добродетели». «К строгому посту» следует «приступать не вдруг, а постепенно», приучаясь мало-помалу довольствоваться скудною пищею.

Напрасно думают, что постная пища вредна для здоровья, и в этих видах, вопреки постановлению Святой Церкви, не соблюдают постов; несправедливо полагают, что пост истощает силы человека. «Святые постники, к удивлению других, – говорил преподобный Серафим, – не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно». «Как же люди по сто лет жили, – спрашивал преподобный Серафим одного собеседника, – хотя были великие постники и питались хлебом и водой?» – Вот вопрос, над которым следовало бы остановиться своим вниманием лицам, смущающимся постановлениями Церкви о постах. Ведь «хлеб и вода, – как говорил отец Серафим, – никому не вредны», да и не о хлебе единем жив будет человек (Втор. 8, 3; Мф. 4, 4)…

На ослабление страстей, которые столь враждебны душевному миру человека, оказывают влияние и болезни, «когда тело изнуряется ими, и человек приходит в себя»; впрочем, «и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей».

«Отними грех, – говорил преподобный отец Серафим, – и болезней не будет, ибо они бывают в нас от греха». С другой стороны, «болезнь очищает грехи», ослабляет страсти и нравственно возвышает человека. Посему нужно переносить болезни «с терпением и благодарением», и кто так переносит их, «тому вменяются они вместо подвига или даже более». Вместе с тем нужно уповать и надеяться, что если «Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения».

Но среди забот о своей душе, ее спасении, освобождении от страстей, о приобретении мира душевного, мы не должны пренебрегать и телом, напротив, должны заботиться и о нем, «подкреплять его», по крайней мере, настолько, «чтобы оно было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет». Каждый день должно употреблять пищи столько, чтобы укрепить тело». А «если мы самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то такое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели».

Особенно нужно заботиться о теле при болезненном его состоянии или при усиленных физических трудах, и в этих случаях «должно подкреплять его умеренным сном, пищею и питием, не соблюдая даже и времени».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского"

Книги похожие на "Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Т. Москвина

Т. Москвина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Т. Москвина - Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского"

Отзывы читателей о книге "Каждому человеку. Наставления и заветы преподобного Серафима Саровского", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.