» » » » Михаил Елисеев - Скифы. «Непобедимые и легендарные»


Авторские права

Михаил Елисеев - Скифы. «Непобедимые и легендарные»

Здесь можно купить и скачать "Михаил Елисеев - Скифы. «Непобедимые и легендарные»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Елисеев - Скифы. «Непобедимые и легендарные»
Рейтинг:
Название:
Скифы. «Непобедимые и легендарные»
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-699-62537-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Скифы. «Непобедимые и легендарные»"

Описание и краткое содержание "Скифы. «Непобедимые и легендарные»" читать бесплатно онлайн.



Их величают «непобедимыми» и «легендарными», «бичом царей» и «грозой завоевателей». Их не могли одолеть лучшие полководцы древности — ни Кир, ни Дарий, ни сам Александр Македонский. «Скифская война» наводила ужас на всех захватчиков, а «скифский выстрел», когда всадник поражает врага, развернувшись в седле и стреляя назад, стал «визитной карточкой» этого воинственного народа. Внезапные нападения и стремительные отходы, заманивание противника в глубь своей территории и изматывание его войск в бесконечных мелких стычках, грамотное использование географических и климатических условий, а затем, когда чужаки уже ослаблены и обескровлены, мощная контратака всеми силами и сокрушительный разгром — так воевали грозные скифы. И эта же «скифская тактика» принесла России победу в обеих Отечественных войнах — и над Наполеоном, и над Гитлером. Недаром нас считают наследниками скифской боевой славы, а каждый русский может с гордостью повторить: «ДА, СКИФЫ МЫ!.. Попробуйте, сразитесь с нами!»

В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех Скифских войнах, о героической предыстории Руси, о заветах, подвигах и победах наших великих предков.






Очень точно охарактеризовал сущность скифской стратегии Геродот: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого. Ведь у скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища — в кибитках. Как же такому народу не быть неодолимым и неприступным?» Е. А. Разин в «Истории военного искусства» отмечал, что «стратегия скифов характеризуется правильной оценкой соотношения сил и стремлением изменить его в свою пользу. При наличии численного превосходства врага скифы не вступали в бой, а преднамеренно отступали в глубь своей территории. Лишь после того как враг был деморализован и ослаблен, скифы стремились отрезать ему пути отступления, а затем окружить и уничтожить. Таким образом, скифы одни из первых применили стратегическое отступление для изменения соотношения сил в свою пользу». Одним царям в войнах с этим народом повезет больше, другим меньше, но как ни странно, желание одолеть скифов у великих правителей будет присутствовать всегда, их словно магнитом будут притягивать эти земли. Ну а скифы, несмотря ни на что, будут сражаться героически, и слава их переживет века — многие народы канут в Лету и о них просто забудут, а вот память о великих воинах степей жива и сегодня.

* * *

О воинских традициях этого народа блестяще написал Геродот, и есть смысл его процитировать: «Военные обычаи скифов следующие. Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принесший голову врага получает свою долю добычи, а иначе — нет. Кожу с головы сдирают следующим образом: на голове делают кругом надрез около ушей, затем хватают за волосы и вытряхивают голову из кожи. Потом кожу очищают от мяса бычьим ребром и мнут ее руками. Выделанной кожей скифский воин пользуется как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов. Человеческая кожа действительно толста и блестяща и блестит ярче почти всякой иной. Многие скифы, наконец, сдирают всю кожу с вражеского трупа, натягивают ее на доски и затем возят ее с собой на коняхТаковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши». Недаром боялись враги этих свирепых воинов — слухи об их традициях и обычаях ходили по всему Древнему миру, и по возможности все старались избежать вооруженных столкновений с ними. За исключением Великих царей и воителей, которые свято уверовали в свою неуязвимость и стремились увенчать себя лаврами победителя непобедимых скифов. А теперь посмотрим, когда этот народ впервые явил себя миру и громко заявил об этом на международной арене.

Походы в Азию

Вторжение скифских племен в Северное Причерноморье и изгнание правивших там долгое время киммерийцев явилось прологом к их нашествию в Азию. Именно с этого времени — VIII в. до н. э. — они становятся известны в Древнем мире как грозная военная сила, с которой необходимо считаться правителям соседних держав. Вторжение киммерийцев в Малую Азию было вызвано тем, что, не сумев противостоять натиску скифских орд, они были вынуждены спасаться бегством на юг, сметая всех на своем пути — «Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы, как известно, заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа». Для жителей Закавказья и малоазийского региона это нашествие стало сущим бедствием, но они и не подозревали, что грядет еще более страшная беда. В 70-х гг. VII в. до н. э. полчища новых захватчиков — скифов — через Дербентский проход вторглись на территории Мидии, Сирии, Палестины, вступили в контакт с Египтом и целых 28 лет терроризировали эту громадную территорию, основав в Закавказье собственное полукочевое государственное образование, известное на Древнем Востоке как царство Ишкуза. По сообщению готского историка Иордана, после попытки скифского царя Танаузиса (Танай у Юстина), «многие победители из его войска, обозрев подчиненные провинции во всем их могучем плодородии, покинули боевые отряды своего племени и по собственному желанию поселились в разных областях Азии». В принципе можно говорить о том, что нашествие скифов не было таким организованным и спланированным мероприятием, как вторжение монгольской орды, произошло оно в основном стихийно, и многие их отряды продолжали в течение долгого времени проникать в Азию Прикаспийским путем. Геродот четко указал причину появления в регионе новых завоевателей, и его наблюдение подтверждает, что в какой-то степени они оказались там случайно — «Скифы вытеснили киммерийцев из Европы и преследовали их в Азии». Если бы киммерийцы избрали для отступления другой маршрут, то возможно, что на Ближнем Востоке об их победителях так бы никто и не узнал, но случилось то, что случилось. Для соседних народов наступили черные дни, ибо не было в то время силы, которая смогла бы остановить захватчиков и положить предел их грабительским устремлениям. «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинствомпривели все там в полное расстройство. Ведь, помимо того что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы еще разъезжали по стране и грабили все, что попадалось» (Геродот). Зато Юстин приводит совершенно фантастические данные о происходящих событиях: «Повернув обратно (из Египта), скифы покорили Азию, сделали ее своей данницей, но обложили ее умеренной податью, скорее в знак своего владычества над ней, чем в знак вознаграждения за победы. На покорение Азии скифы потратили 15 лет… В течение 1500 лет платила Азия дань скифам. Прекратил выплату дани царь ассирийский Нин». Сразу отмечу, что Азию скифы покорили до похода на Египет, да и насчет умеренной подати терзают смутные сомнения, обычно, если кочевые народы дорываются до более развитых цивилизаций, то ни о какой умеренности не может быть и речи! Все с точностью до наоборот. Цифра 1500 лет, на мой взгляд, в комментариях вообще не нуждается, да и прекративший платить дань ассирийский царь Нин выглядит довольно забавно — это не что иное, как сокращенное название столицы Ассирийской державы Ниневии. Сами же ассирийцы к изгнанию скифов из региона вообще никакого отношения не имели, это сделали, как увидим в дальнейшем, совершенно другие люди.

За все время существования этого царства скифы вели боевые действия против Мидии, Ассирии, Лидии и Нововавилонского царства, а как наемники они были востребованы по всему Ближнему Востоку и Малой Азии. Вступая поочередно в союз с ведущими державами региона, скифы развили бурную внешнеполитическую деятельность, сражаясь где угодно и с кем угодно, а когда их союзники очень усиливались, они тут же заключали договор с недавними врагами и начинали громить бывших союзников. Примером подобной политики может служить то, что, воюя с Ассирийской державой, скифы в дальнейшем заключают с ней союз, направленный против киммерийцев и других ее соседей, а в дальнейшем начинают оказывать помощь мидянам, восставшим против ассирийского господства. В середине VII в. до н. э. скифы становятся ведущей военной силой в Азии, мидийский царь полностью послушен их воле и является союзником, а для Ассирии наступают последние дни. Под ударами скифских и мидийских войск военный разгром этого хищника становится свершившимся фактом, и вскоре эта держава исчезает с политической карты Древнего мира.

Но самим скифам этот крупный успех вышел боком — после гибели Ассирии необычайно усиливается Мидийское царство, чей правитель, талантливый военный и государственный деятель Киаксар, начинает тяготиться своей зависимостью от северных пришельцев. Вся его последующая деятельность будет направлена на освобождение от этой позорной зависимости и в итоге увенчается блестящим успехом. С этого времени роль скифов в политической жизни Малой Азии и Ближнего Востока резко снижается, упоминания о Скифском царстве в Закавказье исчезают из источников, а сами грозные воины, переполошившие весь Древний Восток, частично оседают в регионе, ассимилировавшись с местным населением. Другие начинают обратную миграцию в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ, в южнорусские степи, где и образуется та самая легендарная Скифия, о которой нам известно из трудов античных авторов. Таким образом, деятельность скифов в Азии заканчивается в начале VI в. до н. э., и, вернувшись из дальних походов, они начинают создавать центр своего государства в низовьях Борисфена (Днепра). Для этого народа наступала новая эпоха.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Скифы. «Непобедимые и легендарные»"

Книги похожие на "Скифы. «Непобедимые и легендарные»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Елисеев

Михаил Елисеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Елисеев - Скифы. «Непобедимые и легендарные»"

Отзывы читателей о книге "Скифы. «Непобедимые и легендарные»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.