М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"
Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.
Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.
Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.
В прошлом у негидальцев был развит шаманизм. Осн. функциями шамана были: лечение больных, поиски украденной души, проводы умерших душ в загробный мир. (См. также Народов Сибири религиозные верования.)
Н.А. Месштыб
Неденоминированные христианские церкви (от лат. den оmmatio наделение специальным именем) общее название прот. церквей, отвергающих разделение христиан на различные конфессии и стремящихся к вероисповедному единству на основе Библии. Во вт. пол. 20 в это течение получило широкое развитие в США. Для России было не характерно и стало распространяться под влиянием иностранных миссионеров и проповедников в 90-е гг. 20 в. Отношение традиционных прот. церквей к движению неоднозначно. В наст. вр. в РФ зарегистрировано более 200 неденоминированных христ. орг-ций, преимущественно миссионерского толка, занимающихся евангелизационной, духовнопросветительской и благотворительной деятельностью.
Л И. Кудрявцев
Некрасовцы старообрядцы-беспоповцы (см. Беспоповщина), потомки донских казаков, во главе с атаманом Игнатом Некрасом (Некрасовым бежавших от преследований пр-ва в Турцию. Там они поселились частью в Добрудже, частью в Малой Азии. В условиях более чем 250-летнего чуждого им этнического окружения община Н. превратилась в особую этноконфес. группу. Н. не поддались процессу ассимиляции. В 1962 большая часть Н. реэмигрировала на родину и поселилась в Ставропольском крае. В условиях новых экономич. и соц. — культурных общественных отношений произошла эволюция духовного облика Н.; исследователи фиксируют демократизацию патриархальной структуры семьи и традиционных семейных отношений.
В.Ф. Миловидов
Немцев в России верования.
Иммигрировавшие в Россию немцы были по преимуществу прот. вероисповедания. Официальные данные о конфес. принадлежности российских немцев появляются только в кон. 19 в. По первой всеобщей переписи населения (1897), в Российской империи (включая прибалтийские губ.) проживало 1 790 589 немцев. Из них лютеране составляли 1 360 943, католики 242209, меннониты 65 917, реформаты 63 981, баптисты 19 913, православные 13360, др. христиане 1411, верующие др. конфессий 22 855.
Немцы, проживавшие в прибалтийских губ., на Волыни, в Крыму и на Кавказе, были преимущественно евангелического исповедания. В Поволжье немцев-лютеран было больше, чем немцев-католиков. Относительно небольшая группа немцев-меннонитов расселялась в Поволжье. На Волыни проживало много немцев баптистского исповедания. Развитие ассимиляционных процессов среди немцев, особенно в городах, приводило к принятию ими правосл. веры.
В советское время численное соотношение немцев-протестантов и немцев др. исповеданий сохранилось. Лютеране составляли около 2/з всего немецкого колонистского населения СССР, к катол. исповеданию принадлежала приблизительно Vs. В Республике немцев Поволжья лютеране и католики численно находились в соотношении 3,5:1. Следующей конфес. группой среди немцев (по числу верующих) были меннониты. Процент немцев-баптистов был невелик, адвентистов насчитывалось всего несколько тысяч.
Сокращение числа верующих после Окт. революции происходило вследствие антирелиг. политики советской власти. В 20-е гг. наблюдалась массовая эмиграция верующих немцев за границу. Оставшиеся в стране в кон. 20 — 30-е гг. подвергались гонениям, духовных лиц арестовывали, церкви закрывали. Депортация немецкого населения в 40-е гг. привела к окончательному разрыву преемственности в передаче семейных религ. обычаев среди немцев.
В наст. вр. с возрождением церк. орг-ций немцы получили возможность исповедовать в России веру своих предков. В стране появились немецкие лютеранские, катол., баптистские общины. Среди немецкого населения остались лица правосл. исповедания. Мировоззренческая дезориентация наряду с утратой своих «конфессиональных корней» и религ. безграмотностью населения приводят нек-рых немцев в секты. Среди российских немцев активно работают сейчас Новоапостольская церковь и Свидетели Иеговы.
О В. Курило
Ненцев верования и культурные традиции. Численность ненцев 34 665 чел.; живут в Ненецком, Ямало-Ненецком и Таймырском авт. окр.
Для традиционной культуры ненцев характерны ранние формы религий: одухотворение природы (солнце, ветер, пурга, радуга и др.), анимизм, культ гор и камней, св. мест, промысловый культ, пережитки тотемизма, культ предков покровителей семьи, рода, отдельных территорий, шаманизм. Относящиеся к ним верования и обряды еще в сер. 20 в. были широко распространены. Сейчас население городов и крупных поселков не придерживается религ. традиций, хотя и помнит о них. Промысловое, особенно оленеводческое население исполняет мн. из обрядов. Сохраняются похоронные обряды.
Согласно мифологии ненцев, вселенная состоит из земли, созданной гагарой и горностаем, 7(3) небес над ней и 7 земель (слоев льда) под ней. Верховные духи Нум (добрый), Нга (злой), жена Нума, хозяйка земли, покровительница рожениц Я’мюня, Я’небя. Жертвоприношения изображениям духов-покровителей и духовпредков, духам-хозяевам воды, реки, озер, леса, отдельных территорий бывают как кровавые (олени для Нума, часто белой, для Нга темной масти, последнему и собаки), так и бескровные (деньги, хлеб, вино, сукно). Изображения духов-предков (сядэев) периодически кормили, передавали по наследству. Понятия о душе связаны у ненцев с жизненной силой, тенью, сердцем, умом. После смерти человека делали его деревянное изображение, крое хранили и кормили.
Шаманы (тадебя) были трех категорий: выдутана общались с духами неба, яназы тадебя с духами земли, самбана с духами подземного мира (см. также Народов Сибири религиозные верования).
З.П. Соколова
Неопротестаитские конфессии в России религ. орг-ции прот. происхождения, появившиеся в Российской Федерации сравнительно недавно, в кон. 80 нач. 90-х гг. в результате деятельности иностранных миссионеров из США, стран Европы, Южной Кореи. К их числу относятся такие орг-ции, как Армия спасения, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Квакеры, различные харизматические церкви, такие, напр., как Новоапостольская церковь, Международные церкви Христа и др.
Сравнительно новыми эти прот. вероисповедания являются лишь для России. Движение Друзей (квакеров) появилось в Англии еще в 17 в. Церковь мормонов образована в 1830 в США, а Армия спасения международная христ. орг-ция, проводящая большую работу в соц. и гуманитарной сферах появилась во вт. пол. 19 в. Сравнительно новыми образованиями являются Международные церкви Христа (Церковь Христа), возникшие в кон. 70 нач. 80-х гг.
Активную миссионерскую деятельность в России ведут различные прот. корейские церкви, причем не только среди корейцев. В последние годы возникло несколько российско-корейских церквей, многонациональных по составу. Таковы Совместная русскокорейская пресвитерианская церковь в Москве, Пресвитерианская церковь «Хаптонг» и др.
Размах миссионерской деятельности неопрот. образований весьма велик. Они проводят массовые евангелизационные служения с участием проповедников из США, Канады и др. стран. Для проведения служений снимаются киноконцертные и конференц-залы. Духовно-просветительская работа по пропаганде Библии ведется в детских домах, лечебных учреждениях, школах, вузах. Большое внимание уделяется благотворительной деятельности, помощи детским домам, инвалидам.
В перв. пол. 90-х гг. отмечен бурный рост неопрот. конфессий, прежде всего за счет молодежи. На 1 янв. 1996 в России зарегистрировано 118 харизматических общин и 15 миссий. В Москве Церковь Христа насчитывает 2200 чел.
Э Г. Филимонов
Неоязычество одно из совр. направлений духовно-религ. исканий; возрождение дохрист. форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обвом.
Язычество не исчезло полностью и окончательно ни в одной из стран, находящихся в орбите влияния мировых религий. Вопреки христианизации и мусульманизации, оно продолжало жить в видоизмененных, часто неявных формах: в двоеверии, неофициальной народной культуре карнавалов и в архаичных ритуальных формах местных празднеств, таких, как коррида, жертвоприношение быка и т. д., а также в традиционных верованиях, обрядах и поверьях. На Руси язычество на протяжении столетий противостояло христ-ву (см. Язычество в России). Сакральное сословие волхвов уходит с исторической сцены только в 13 в., а их преемники скоморохи, как преследуемая церковью и властями кастовая группа, просуществовали до 18 в., а отдельные наследники скоморохов сохранились и по сей день. Судя по антиязыческим поучениям, носителями дохрист. мудрости и знаний оставались знахари, ведуны, предсказатели и др. представители колдовских профессий (см. Колдовство). Их преемниками являются пользующиеся большой популярностью в наше время представители нетрадиционной медицины (особенно безвозмездные врачеватели), к-рые, как и ср. — век. знахари, не противопоставляют себя господствующей религии, а, напротив, подчеркивают свою лояльность церкви, хотя вопреки церковной символике и фразеологии опираются в своей деятельности на языческую методологию. Неоязыческий (с элементами оккультизма) характер имеют ставшие ныне модными школы и корпорации колдунов и экстрасенсов, существующие чаще всего на коммерческой основе и пропагандирующие свою деятельность через телепередачи. Массовому увлечению совр. людей языческими воззрениями способствует незавершенность (несмотря на тысячелетний период христианизации) перестройки общественного сознания на основах монотеистического мировоззрения, что выражается в преобладании у правосл. верующих внешних форм религиозности. Ведь христ-во формально победило в городах только к 1213 вв., а в деревне к 14–17 вв., что объектив но отразилось в церковном и монастырском строительстве и смене форм погребальной обрядности. Сельская же градиц. культура так и осталась двоеверной, с преобладанием смягченных христ. фразеологией языческих черт (см. Русские дохристианские верования).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"
Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"
Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.