» » » М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь


Авторские права

М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь

Здесь можно скачать бесплатно "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Республика, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь
Рейтинг:
Название:
Религии народов современной России. Словарь
Автор:
Издательство:
Республика
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-250-01818-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Религии народов современной России. Словарь"

Описание и краткое содержание "Религии народов современной России. Словарь" читать бесплатно онлайн.



Словарь включает свыше 350 статей религиоведческого, этиологического, социально-психологического, этического, правового и политологического характера, отражающих с разных сторон религиозно-культурную ситуацию в России последнего десятилетия.

Читатель найдет в книге обширную информацию не только о традиционных для России конфессиях (христианстве, исламе, буддизме и др.), но и о различного рода новых религиях и культах (Церковь Объединения, Общество Сознания Кришны, Церковь сайентологии и др.). Большое внимание уделено характеристике особенностей религиозной жизни каждой из наций, народностей и этнических групп, проживающих ныне на территории Российской Федерации.

Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии, культуры, этнографии, политики.






Наряду с иноческими возникали и мирские братства как общества взаимопомощи лиц разных сословий в делах не только духовных, но и мирских. Принято считать, что такие братства появились впервые в Зап. Руси в 16 в. Но древнерусские летописи упоминают о существовании мирских братств «братчин» в Сев. — Вост. Руси еще в 12–14 вв. Первые сведения о правосл. церк. братствах на Руси относятся к 1159, когда жители г. Полоцка пригласили своего князя Ростислава на братчину. Из средневековых русских грамот очевидно, что подобные братства были не только в Полоцке, но и в Великом Новгороде, Пскове и нек-рых др. городах Сев. — Вост. Руси. «Идея братств есть по преимуществу идея русская, подчеркивал епископ Алексий (Дородницын), ректор Казанской духовной академии. В то время как на Западе люди объединяются в разных орденах, союзах, ассоциациях и проч., любимой формой объединения у русского народа являются братства, которых Западная Европа почти не знает». Сегодня у нас есть все основания считать, что братчины на Руси явление производное, заимствованное от западноевроп. цехов или гильдий, с крыми очень сходны русские братства до 80-х гг. 16 в. В период противостояния православия католицизму (см. Католицизм в России) в Зап. Руси возникли религ. — просветительские братства: Львовское (1439), Киевское, Перемышльское, Виленское (1458) и др. Они вошли в историю как проводники офиц. политики Великого Московского Княжества, а затем Российской империи, как оплоты централизованного гос-ва и Русской Православной церкви. В условиях Великого Княжества Литовского деятельность этих правосл. братств получила особенно широкое распространение. Братства основывали церк. школы, типографии, храмы и монастыри с правом патроната над ними, осуществляли благотворительные цели учреждали госпитали и богадельни. Впоследствии братства начинают заботиться и о духовном просвещении в круг своих задач они включают изучение Библии, занимаются издательской деятельностью, религ. воспитанием. С вхождением Зап. Руси в состав Московского гос-ва в 18 в. политич. значение правосл. братств пошло на убыль и практически было исчерпано. Заметно уменьшилось и значение организованных братствами духовно-просветительских школ и учреждений. Братства в больших городах исчезают и сохраняются лишь в провинции.

Возрождение правосл. братств в России на новом витке исторической спирали произошло в 60-е гг. 19 в. в «эпоху великих реформ» и было вызвано к жизни радикальными соц. — общественными преобразованиями: отменой крепостного права (1861), судебной и земской реформами. Тогдашняя «перестройка», естественно, не могла пройти бесследно для церк. жизни. Состоялись съезды духовенства, было учреждено Присутствие по делам православного духовенства, изданы новые законы о братствах и попечительствах, преобразованы духовно-учебные заведения.

В 1852 митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов, канонизирован в 1994) составил «Правила благоустройства монашеских братств в Москве», к-рые по решению Синода были введены в московских епархиальных монастырях. В 1862 в Киеве по инициативе митрополита Арсения (Москвина; 1860–1876) был выработан проект устава для учреждения правосл. братств. 30 апр. 1864 министр внутренних дел внес в Комитет министров записку с правилами для учреждения правосл. братств. 8 мая того же года имп. Александр II утвердил эти правила Ко вт. пол. 19 в. относится быстрый рост числа правосл. братств почти во всех епархиях России. К нач. 1893 имелось 159 братств, объединявших ок. 40 тыс. членов («братчиков»). Все эти братства можно разделить на 4 группы: 1) религ. — нравственные; 2) миссионерские (противораскольничье и противосектантские); 3) благотворительные; 4) церк. — благоустроительные (заботились о благолепии, благоустройстве, реставрации старых и построении новых храмов). Положительным в деятельности братств был сбор пожертвований в пользу бедных и голодающих, борьба с пьянством и хулиганством, открытие обществ трезвости, учреждение читален и аптечек с бесплатной выдачей лекарств, распространение душеполезной лит-ры, а также сельскохозяйственных брошюр для крестьян, организация ночлежных домов и похоронных бюро.

Наряду с возрождением правосл. братств уже в 19 в. в России возникли самозваные лжебратства, впоследствии именуемые сектами. К числу таких типичных сект относится, напр., «Десное братство» (иначе иеговисты; секта возникла в 1846 на Урале), «братство штунды» (учение заимствовано из Германии, секта появилась в России в 60-е гг. 19 в.) и др. К 1914 кол-во братств возросло в России до 711.

Развитие правосл. братств в России в нач. 20 в. шло в нескольких руслах и было процессом довольно сложным и противоречивым. Один из видных праворадикальных идеологов того времени князь Александр Щербатов, апологет воинствующих братств, противопоставлял их разного рода пацифистским попечительствам, благотворительным союзам и об-вам. Он призывал, в части., к распространению братств среди фабричных рабочих. А. Щербатов явился автором «Воззвания к православным русским людям», к-рое распространялось от имени Православного братства Животворящего Креста. В воззвании содержались откровенные политич. лозунги, резкие выпады против католиков и лютеран, обличения протестантов и материалистов, брань в адрес революционеров и социалистов. Русский народ, торжественно величаемый «Свято-Русским», призывался к объединению не только в братствах «приходских, сельских, городских, областных, по ремеслам и занятиям», но и к объединению в дружины, «для борьбы со смутой и крамолой». В отличие от Братства Животворящего Креста, «Христианское Братство Борьбы», основанное в 1905 известным религ. и общественным деятелем Валентином Свенцицким (впоследствии протоиерей, выдающийся проповедник, умер в 1932), было по существу политич. (антимонархической и социалистической) орг-цией. Братство, организованное небольшой группой христиан, пыталось обратиться к епископам Русской Православной церкви, чтобы те составили «окружное послание» в защиту соц. — экономич. и общественно-политич. требований, выдвинутых освободительным движением. После падения самодержавия в февр. 1917 правосл. братства приняли различную политич. ориентацию, в частн., по отношению к Временному пр-ву, что создавало предпосылки для раскола внутри самой Русской Православной церкви.

Вскоре после Окт. переворота 1917 правосл. братства были разгромлены большевиками, несмотря на попытки Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина; 1918–1925) сохранить братское движение. «Составляйте из благонамеренных прихожан братства, советы что найдете полезным по местным условиям», — с таким призывом обращался патриарх Тихон к российскому духовенству. Разгром остановить не удалось: сотни и тысячи членов правосл. братств были расстреляны, десятки тысяч — сосланы.

Возрождение правосл. братств в совр. России зримым образом началось в 1988, в период празднования 1000летия крещения Руси. В церк. ограду устремились новообращенные христиане, представители интеллигенции. Братства стали вырастать на основе духовно-просветительских кружков, в их состав вошли мн. неофиты с типичными чертами неофитской психологии, включая большую нетерпимость и уверенность в собственной исключительности. Эти качества впоследствии наложили сильный отпечаток на характер деятельности братств. Нек-рые из активных участников братств, вышедшие из духовного подполья, привнесли к тому же в церк. жизнь политич. азарт и свойственную им нетерпимость. Появление братств вызвало неоднозначную реакцию в различных, в т. ч. и церк., кругах. Поддержка со стороны Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сделала возможным проведение съезда правосл. братств и учреждение их союза.

Образование «Союза православных братств» в Москве (окт. 1990) по существу явилось началом «перестройки» в Русской Православной церкви. Главная задача «Союза братств» была определена след, обр.: обновить и динамизировать каждую правосл. общину в русле всестороннего духовного, соц. — культурного и хозяйственного возрождения России. В «Союз православных братств» первоначально вошли братства в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь Сретения Господня, во имя Всемилостивого Спаса, во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в честь Воскресения Христова, братство «Радонеж», братство в честь св. мученика и целителя Пантелеймона и нек-рые др. Первый председатель «Союза православных братств» игумен Иоанн Экономцев так определил его задачи на съезде союза: «Проявляя заботу о расширении нашего движения, мы должны уделять первостепенное внимание вопросам духовной и религиозной жизни внутри наших братств. Ведь сама по себе благотворительная и просветительская деятельность, какими бы красивыми словами она ни обставлялась, если она не сочетается с участием в литургической жизни и не вытекает из нее это уже от лукавого».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Религии народов современной России. Словарь"

Книги похожие на "Религии народов современной России. Словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Мчедлов

М Мчедлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Мчедлов - Религии народов современной России. Словарь"

Отзывы читателей о книге "Религии народов современной России. Словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.