» » » » Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе


Авторские права

Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Политиздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе
Рейтинг:
Название:
Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе
Издательство:
Политиздат
Жанр:
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Описание и краткое содержание "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматривается вклад Ф. Энгельса в разработку теории коммунистического общества. Анализируя свыше ста произведений и писем Энгельса и многие работы Маркса, автор показывает, как в соответствии с развитием общества, рабочего движения, марксизма изменялись, развивались взгляды Энгельса, как формировалась и совершенствовалась марксистская методология научного предвидения будущего.

Книга рассчитана на широкие круги читателей, на всех, кто интересуется проблемами научного коммунизма, историей становления и развития марксизма.

* * *

Электронное издание книги подготовлено к 85-летию со дня рождения ее автора, Георгия Александровича Багатурия (род. 22 марта 1929 г.).






24

Это важнейшее положение марксистской теории коммунистического преобразования общества в высшей степени актуально в наше время. «Великое дело – строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека, – говорил Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии. – Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы» (53, I, 108).

25

О биологическом изменении людей в будущем говорили Оуэн (62, I, 241), Кабе (63, I, 301, II, 115), Дезами (65, 210). О перевоспитании людей говорил Оуэн (62, I, 246 – 247, II, 181 – 182). Но никто из них не связывал социальное изменение людей с их революционной практикой.

26

Напомним, что сам термин «диктатура пролетариата» появился впервые в работе Маркса «Классовая борьба во Франции» (1850). Напомним также классическое определение Марксом того специфически нового, что сделал он в теории классов и классовой борьбы: «То, что я сделал нового, – писал он И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., – состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов» (28, 427). Все три момента уже присутствуют в «Немецкой идеологии».

27

Январь: Энгельс отмечает неясность у Карлейля в вопросе о целях и задачах современной демократии. «Демократия является, конечно, лишь переходной ступенью… к истинной, человеческой свободе».

Февраль: Выясняется, что «современная демократия» – это та, к которой стремятся чартисты, «рабочая демократия». Как только будет введена Народная хартия, говорит Энгельс, денежная аристократия будет политически побеждена рабочей демократией.

Март: «Ближайшим будущим Англии будет демократия. Но какая демократия!.. Борьба демократии против аристократии в Англии есть борьба бедных против богатых. Демократия, навстречу которой идет Англия, – это социальная демократия» и т.д. (1, 595, 606, 642).

28

Прямых высказываний о переходном периоде в «Немецкой идеологии» нет, хотя необходимость его подразумевается, о чем свидетельствует, например, идея диктатуры пролетариата. Необходимость какого-то переходного периода к новому общественному строю осознавали многие предшественники научного коммунизма: бабувисты (58, I, 39 – 40, 44, 375, 395, 410, 415), сен-симонисты (60, 278 – 280), Фурье, Оуэн (62, I, 231 – 232, 238, II, 33, 109, 181 – 182, 185, 188, 260), Кабе (63, I, 39 – 42, 78 – 79, II, 71 – 73, 86, 98 – 120, 481, ср. 502), Дезами (65, 82, 258 – 259, 276 – 278, 458 – 475), Вейтлинг (66, 241, 255, 355, 360 – 432).

29

Это понятие – «общность имущества» – было распространено среди участников коммунистического движения в период великой французской революции, среди бабувистов (74, 4, 59; 58, II, 135), встречается у Оуэна (62, I, 276 – 278), сен-симонистов (60, 239 – 240), постоянно фигурирует у Кабе, Дезами, Вейтлинга.

30

Намек на младогегельянцев, группировавшихся вокруг Бруно Бауэра. Против них Маркс и Энгельс написали книгу «Святое семейство, или Критика критической критики».

31

Как остроумно замечает Энгельс в «Анти-Дюринге», такой человек порабощен своей прикованностью на всю жизнь к одной определенной специальности «даже и тогда, когда этой специальностью является просто ничегонеделание» (20, 304).

32

К аналогичным результатам приведет уничтожение разделения труда и в области искусства (3, 393).

33

Свои «краткие сеансы» Фурье описывает следующим образом: «Действуя очень короткими сеансами, самое большее по полтора-два часа, каждый может заниматься в течение дня семью-восемью родами привлекательных работ…» (61, III, 126 – 127, 151 – 156, 166 – 170, IV, 19). Вопрос о профессиях рассматривали также Морелли (56, 214), Кабе (63, I, 272), Дезами (65, 154, 163).

34

Свободно в каком смысле? Свобода от чего? В «Немецкой идеологии» указано точно: свобода от классового разделения труда, от заботы о средствах к жизни.

35

В «Манифесте Коммунистической партии» это определено как «идиотизм деревенской жизни» (4, 428).

36

К сожалению, до переработки этой части черновой рукописи первой главы дело так и не дошло.

37

Аналогичным образом и противоположность между умственным и физическим трудом также «асимметрична», а этим обусловливается и характер ее преодоления: не развитие некоторого смешанного вида труда, а передача функций физического труда машинам на основе углубления процесса превращения науки в непосредственную производительную силу.

38

В одном месте Энгельс поясняет смысл этой гегелевской категории так: «снять», т.е. уничтожить форму и спасти содержание (21, 281; ср. 20, 142). Характерно, что, говоря об уничтожении частной собственности, классов, противоположности между городом и деревней и т.д. и т.д., Маркс и Энгельс, как правило, употребляют тот же термин – Aufhebung. В этом проявляется одна из главных отличительных черт именно научного (диалектико-материалистического) коммунизма: понимание исторически необходимого и исторически преходящего характера частной собственности и всех связанных с ней явлений.

39

Отсюда можно сделать вывод, что «труд» – это производственная деятельность в условиях классового общества.

40

Т.е. разобщенным.

41

Эта мысль универсальнее, чем идея о едином языке в будущем обществе, развивавшаяся утопистами. Ср. Фурье (61, III, 58, 574 – 575, IV, 247, 267), Кабе (63, I, 85, II, 116 – 117), Дезами (65, 297), Вейтлинг (66, 188, 194, 279, 490).

42

О «разумно устроенном обществе» говорил Морелли (56, 73) и постоянно говорит Оуэн (62, II, 24, 29, 41, 53, 56, 86, 109).

43

И в том и в другом случае проявляется противоположность интересов: эгоизм выступает как противопоставление частного интереса общему, а самоотверженность – как принесение частного интереса в жертву общему.

44

То, что прежде выступало и воспринималось как принесение частного интереса в жертву общему, утратит характер жертвенности, поскольку между личным и общественным интересом уже не будет противоположности.

45

Обратим внимание на эту специфически марксистскую постановку вопроса: не утопическое предвосхищение будущего, а строго научное (и научно ограниченное) предвидение в сочетании с практическим экспериментом в будущем.

46

По сути дела, здесь уже высказана та мысль, что существование классов обусловлено недостаточным развитием производства, а значит, будет устранено в результате его дальнейшего развития.

47

Здесь мы впервые встречаем у Маркса и Энгельса положение, которое предвосхищает исходный тезис «Манифеста Коммунистической партии»: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» и т.д. (4, 424). Теоретическим источником этого положения был вывод, сделанный из анализа истории сен-симонистами (60, 81, 193 – 194, 197 – 204, 213, 223, 224, 227 – 229, 231, 233, 579). В более широком плане таким источником были работы буржуазных историков и экономистов, в особенности французских историков периода Реставрации и классиков английской политической экономии.

48

Через три-четыре недели в «Принципах коммунизма» (см. ответ на 18-й вопрос) Энгельс конкретизировал это представление об основных фазах предстоящего революционного процесса (4, 332 – 333).

49

Мы употребляем здесь это понятие в его историческом значении, в том смысле, в каком уже и в то время употребляли его Маркс и Энгельс и в каком оно фигурирует также и в документах и материалах первой международной пролетарской коммунистической организации – Союза коммунистов.

50


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Книги похожие на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Багатурия

Георгий Багатурия - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Отзывы читателей о книге "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.