» » » » Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе


Авторские права

Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Политиздат, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе
Рейтинг:
Название:
Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе
Издательство:
Политиздат
Жанр:
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Описание и краткое содержание "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматривается вклад Ф. Энгельса в разработку теории коммунистического общества. Анализируя свыше ста произведений и писем Энгельса и многие работы Маркса, автор показывает, как в соответствии с развитием общества, рабочего движения, марксизма изменялись, развивались взгляды Энгельса, как формировалась и совершенствовалась марксистская методология научного предвидения будущего.

Книга рассчитана на широкие круги читателей, на всех, кто интересуется проблемами научного коммунизма, историей становления и развития марксизма.

* * *

Электронное издание книги подготовлено к 85-летию со дня рождения ее автора, Георгия Александровича Багатурия (род. 22 марта 1929 г.).






79

Курсив наш.

80

После «Классовой борьбы во Франции», где Маркс ввел формулу «присвоение средств производства обществом», Энгельс теперь также говорит уже об обобществлении средств производства.

81

Здесь Энгельс по-прежнему исходит из концепции всемирной коммунистической революции, выдвинутой в «Немецкой идеологии» и классически сформулированной в «Принципах коммунизма». Но обратите внимание на различие: в 1847 г. Энгельс еще говорил, что она произойдет «одновременно» во всех цивилизованных странах, а теперь, в 1851 г., он более конкретно рассматривает возможность пролетарской революции, завоевания пролетариатом политической власти во Франции, когда такая революция в других странах еще не началась или она происходит во Франции и Германии, но Англия еще не принимает участия в революционном процессе. Так постепенно конкретизируется первоначальное общее представление об «одновременности»: разновременность в рамках одновременности.

82

Мысль, о необходимости дальнейшего развития производительных сил после завоевания пролетариатом политической власти для создания материальных условий перехода к коммунистическому обществу была уже ясно высказана и в «Принципах коммунизма», и в «Манифесте Коммунистической партии».

83

Все это рассуждение представляет собой классический образец вывода относительно будущего, который опирается на материалистическое понимание истории и сводится к исторической аналогии.

84

«Ряд лет» (Маркс, по свидетельству Рёзера), «15, 20, 50 лет» (сам Маркс на заседании ЦК Союза коммунистов), «весьма далеко», «много лет» (Энгельс здесь) – так с разных сторон представляли себе тогда Маркс и Энгельс продолжительность предстоящего революционного процесса. Курсив наш.

85

Идею промышленных армий выдвигали еще утописты: Фурье (61, II, 286, 293 – 294, 296), Кабе (63, II, 101), Дезами (65, 277 – 278, 295 – 304, 349, 459), Вейтлинг (66, 469).

86

Т.е. нечто среднее между постоянной армией и милиционной системой.

87

Специфические трудности преобразования и развития сельского хозяйства отмечались и на XXIV съезде нашей партии (53, I, 57).

88

Мы должны, писал Энгельс одному из друзей, использовать нынешний спокойный период мировой истории, чтобы развить революционную теорию (34, 176).

89

См. письма Энгельса Кафьеро 1 июля и 28 июля 1871 г., Лафаргу 30 декабря 1871 г., Терцаги в январе 1872 г. и Куно 24 января 1872 г. (33, 201 – 203, 223, 309, 316 – 317, 327 – 329).

90

Энгельс, как всегда, очень конкретен, он вовсе не берется решать проблему вне пространства и времени, давать раз и навсегда готовое решение, провозглашать некую вечную истину. Он ищет решение проблемы лишь при исторически данных, как он сам говорит, при существующих в современном обществе условиях.

91

Обратим внимание на ярко выраженную здесь диалектичность постановки вопроса у Энгельса.

92

Ср. аналогичную формулировку в работе Маркса и Энгельса «Мнимые расколы в Интернационале» (18, 45).

93

Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, ф. 21, ед. хр. 56/11. Ср. известное высказывание Ленина: «аппарату типа Высшего совета народного хозяйства суждено расти, развиваться и крепнуть, заполняя собой всю главнейшую деятельность организованного общества» (51, т. 36, 377 – 378).

94

В «Критике Готской программы» Маркс дал классическое определение этого периода: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (19, 27).

95

Обратите внимание на эту формулу: люди делают свою историю сами. Маркс и Энгельс обращались к ней неоднократно – и в «Немецкой идеологии», и в «Восемнадцатом брюмера…», и в «Анти-Дюринге», и в письмах. Она выражает активную роль человека в историческом процессе. С переходом к коммунизму эта роль принципиально изменяется, качественно возрастает: люди, человеческое общество в целом, начинают действительно, вполне сознательно творить свою историю.

96

Через два года Энгельс разовьет эту мысль в «Анти-Дюринге» (20, 294 – 295).

97

Здесь Энгельс формулирует важную закономерность, свойственную утопическим системам: их достоверность находится в обратном отношении к степени детализации картины будущего. Видимо, аналогичная закономерность действует и в более широком плане: достоверность научного предвидения будущего, при прочих равных условиях, также находится в обратном отношении к его конкретности.

98

Летом 1877 г. в статье «Карл Маркс» Энгельс еще более подробно развил свою мысль о двух великих открытиях Маркса (19, 111 – 115).

99

Первоначально эта тема появляется у Маркса в начале 1858 г. в рукописи «Критика политической экономии» (41, II, 21; ср. 41, I, 470, II, 49; 29, 254). Классически этот вопрос был разработан Марксом в 1865 г. в рукописи III тома «Капитала» (25, I, 478 – 485). Маркс показал здесь, что акционерные общества – это упразднение капитала как частной собственности в пределах самого капиталистического способа производства. При подготовке к печати III тома (изд. 1894 г.) Энгельс сделал важное добавление о развитии новых форм промышленных предприятий, представляющих собой акционерные общества второй и третьей степени (25, I, 480 – 481).

100

В другом месте, ссылаясь на «Капитал», Энгельс еще более четко определяет две формы собственности в будущем обществе: «общественная собственность простирается на землю и другие средства производства, а индивидуальная собственность – на остальные продукты, т.е. на предметы потребления» (20, 134).

101

Ср. аналогичную мотивировку в «Немецкой идеологии» (46, 93 – 94).

102

Так со всей определенностью Энгельс утверждает, что первоначально уничтожение частной собственности на средства производства осуществляется путем превращения ее в государственную собственность, т.е. первоначально (видимо, пока существует государство) общественная собственность существует в форме государственной собственности.

103

Энгельс описывает этот сам по себе весьма длительный и сложный процесс, разумеется, лишь в самой обобщенной форме.

104

Энгельс опирается на мысль Сен-Симона (ср. 20, 270).

105

Это важнейшее определение появляется здесь впервые. Очень четко выступает позиция Энгельса по вопросу о государстве после пролетарской революции и его борьба на два фронта – и против оппортунистов, и против анархистов.

106

Мысль о том, что обобществление средств производства должно будет устранить товарное производство, неоднократно высказывалась также и Марксом, например за три года до этого в «Критике Готской программы» (19, 18 – 19).

107

Если же иметь в виду предпосылки более отдаленные, то они восходят по крайней мере к «Немецкой идеологии» (46, 34 – 35, 29).

108

Правда, такой терминологии – и соответственно такого ясного понимания – у утопистов не было.

109

Это положение эквивалентно знаменитой формуле «Манифеста Коммунистической партии»: «Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (4, 447).

110

Ср. аналогичное высказывание у Буонарроти (58, I, 394 – 395).

111

В оригинале здесь, между прочим, игра слов: aus einer Last eine Lust wird, где Last – бремя, тягость, a Lust – радость, удовольствие.

112

Обратите внимание, что в отличие от утопистов Энгельс воздерживается от всякой дальнейшей конкретизации.

113

О преодолении противоположности между городом и деревней путем наиболее целесообразного, равномерного размещения населения и производительных сил (крупной промышленности) по всей стране Энгельс писал за пять лет до этого в своей работе «К жилищному вопросу» (18, 276 – 277). Актуальность задачи правильного размещения производительных сил была отмечена и на XXIV съезде нашей партии: «Надо и дальше продолжать работу по улучшению территориального размещения производства» (53, I, 92).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Книги похожие на "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Багатурия

Георгий Багатурия - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Багатурия - Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе"

Отзывы читателей о книге "Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.