» » » » Владимир Стасов - Цезарь Антонович Кюи


Авторские права

Владимир Стасов - Цезарь Антонович Кюи

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Стасов - Цезарь Антонович Кюи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Государственное издательство "Искусство", год 1952. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Стасов - Цезарь Антонович Кюи
Рейтинг:
Название:
Цезарь Антонович Кюи
Издательство:
Государственное издательство "Искусство"
Год:
1952
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цезарь Антонович Кюи"

Описание и краткое содержание "Цезарь Антонович Кюи" читать бесплатно онлайн.



историк искусства и литературы, музыкальный и художественный критик и археолог.






Живые впечатления свои и искреннее восхищение великою личностью гениального человека, а равно и свои, гораздо менее интересные, свидания с Рихардом Вагнером в Байрейте Кюи изложил тогда же, в 1876 году, в «С.-Петербургских ведомостях», а позднейшие свои свидания с Листом — в записке, написанной по моей просьбе и напечатанной мною в одной моей статье, в «Северном вестнике» 1889 года.

С 1884 года началось знакомство Кюи с графиней де Мерси Аржанто, началось и продолжалось до самой ее кончины, в Петербурге. Все высокоинтересные подробности этого знакомства Кюи с ревностной, несравненной пропагандисткой в Европе творений новой русской музыкальной школы изложены в биографии графини Аржанто, напечатанной на страницах «Артиста» (№ 14, 1891), и потому мне нет надобности давать здесь оттуда выписки.

Но зато я считаю нужным, для заключения своего очерка, привести отрывок из одного его письма ко мне, 3 мая 1880 года, где он высказывает общий взгляд на деятельность членов-товарищей новой русской музыкальной школы. Они характерны.

«Если б талант наших да иностранцу — он бы его исписал и испортил. Возьмите же хоть Z: в плодовитости он ультра-иностранец, по таланту же — не слабее нас. А чорта ли в том? Плодовитость порождает водянистость, повторения и ремесло, а ремесло — смерть искусства. Много писали музыканты-ремесленники: Россини, Обер, Оффенбах, Рафф и проч.; музыканты же художники всех стран — мало. Я ценю, люблю „Ратклиффа“ и „Анджело“, но повторять их не хотел бы. В своем одиночестве им лучше: они весче, они сильнее. Относительно плодовитости, живопись — исключение, потому, думаю, что концепция легче (берется из действительности) и берет меньше времени, чем техника, выполнение. А у нас — главный расход на идеи.

Далее, всякий художник даст то, что в нем сидит. Если что во мне еще сидит, никакое генеральство его не затормозит. [6] Если все вышло — нужно с этим мириться и радоваться, что кое-что сделано. А наши „реформаторы“ и „начинатели“ — славу богу, поработали на целое столетие. Глазное, проникнитесь мыслью, что долговечность, сила и значение наших произведений, с Глинки начиная, в их немногочисленности».

Прибавлю еще два слова: первое то, что графиня Аржанто напечатала в Париже в 1888 году, на французском языке, прекрасную, подробную, обширную биографию Кюи, с солидным разбором всех его музыкальных произведений (единственный недостаток этой книги — излишнее иногда пристрастие к своему другу и предмету художественного обожания). Другое же мое слово то, что в 1890 году Репин написал изумительный по правде, жизни и силе краски — портрет автора «Ратклиффа» и «Анджело».


1894 г.

КОММЕНТАРИИ

«ЦЕЗАРЬ АНТОНОВИЧ КЮИ». Биографический очерк. Напечатан впервые в 1894 году (журнал «Артист», февраль, № 34).

Статья имеет двоякое значение: как монография и как страница из истории русской музыкальной критики.

Среди стасовских многочисленных монографий («М. И. Глинка», «М. П. Мусоргский», «А. П. Бородин» и др.) эта работа занимает особое место. Она писалась при жизни Кюи, специально к его юбилею, с целью подбодрить композитора, вдохновить на дальнейшее творчество. Это определило и ее характер: умышленное замалчивание Стасовым теневых сторон музыкальной деятельности Кюи, а следовательно, и недостаточную объективность работы в целом. Однако неправильно было бы упрекать автора в научной недобросовестности: в ряде других своих статей он с присущими ему прямотой и горячностью обрушивался на Кюи, указывая на сделанные им ошибки. Так, например, в фельетоне «Печальная катастрофа», напечатанном в газете «День», 1888, 8 января, № 3, Стасов говорит об отступничестве Кюи, начавшемся с критического отношения его к творчеству старшего поколения русских композиторов — «Борис Годунов» Мусоргского (1874) и «Каменный гость» Даргомыжского (1877) — и кончившимся заявлением о ложности творческих установок возглавляемого Глазуновым молодого поколения и восхвалением произведений А. Рубинштейна, С. Танеева и Э. Направника. В своем письме к московскому музыкальному критику Кругликову от 19 августа 1889 года Стасов дает отрицательную оценку книги Кюи «Музыка в России» («La musique en Russie»), появившейся вначале в «Revue et Gazette musicale» и в 1880 году изданной отдельно (Париж): я«…потребовал, — пишет Стасов, — чтобы он (Кюи) переделал от самого корня и изменил эту поверхностную, неудовлетворительную и ябеднически-несправедливую книгу» («Советская музыка», 1949, № 9, стр. 50).

Для композиторов молодой русской музыкальной школы Стасов был не только защитником, советчиком, наставником и критиком, но и человеком постоянно побуждавшим их к творчеству. Одним из средств, стимулировавших таковое, он считал общественное признание, выраженное в форме публичных чествований данных композиторов. Отсюда его постоянные заботы об организации юбилеев, связанных с датами их жизни и деятельности и датами оперных постановок; отсюда и его хлопоты о юбилее Кюи.

Среди членов «могучей кучки» Кюи казался Стасову как бы обиженным. «Уже много лет я всем здесь нашим толкую о том, как мы все виноваты перед Кюи, никогда не делавши ему никакой овации, никакого торжества, — писал Стасов Кругликову. — Он один находится в таком положении из всей компании новой русской школы». Поэтому Стасов и«…предложил прицепиться к 25-летию „Ратклиффа“, чтоб загладить свой грех», особенно горячо взявшись за организацию данного юбилея (письмо от 11 октября 1893 года. «Советская музыка», 1949, № 11, стр. 78).

Однако из намеченных Стасовым мероприятий многое осуществить не удалось: ни постановка «Ратклиффа» в Петербургском Мариинском или каком-либо частном оперном театре, ни устройство концерта из произведений Кюи не состоялись. Причины — неприязненное отношение к Кюи дирекции императорских театров из-за его статей и личных качеств и презрение, питаемое ею к музыке данного автора.

Юбилей Кюи был отмечен лишь частным образом: 14 февраля 1894 года его опера «Ратклифф» была исполнена в музыкальном кружке известной русской певицы А. Н. Молас (1844–1929), сестры жены Римского-Корсакова, горячей поклонницы и пропагандистки русской музыки. Тогда же юбиляру преподнесли в серебряном переплете, украшенном бриллиантами и рубинами, экземпляр его оперы «Ратклифф», о чем усиленно хлопотал Стасов.

Что касается затеянного Стасовым издания полного собрания музыкально-критических статей Кюи, для которого он «предлагал свои глаза, свое время, свой труд», но не мог дать отсутствующих у него денег (письмо к Кругликову от 11 октября 1893 г. — «Советская музыка», 1949, № 11, стр. 78), то оно было осуществлено, и то частично, лишь после смерти Стасова и Кюи (см. Ц. А. Кюи. «Музыкально-критические статьи», т. I, с портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова, П., 1918; издание второго тома не состоялось).

В итоге, к юбилею Кюи в 1894 году вышли публикуемая монография Стасова «Цезарь Антонович Кюи», с портретом Кюи работы И. Е. Репина, статья Стасова «Цезарь Антонович Кюи», напечатанная в «Ежегоднике императорских театров», сезон 1892–1893 гг., стр. 491–495, его статья «25-летний юбилей оперы Ц. А. Кюи „Ратклифф“ (без подписи) в журнале „Петербургская жизнь“, 1894, 27 марта, № 73, стр. 665, а также статья дружески расположенного к Стасову С. Н. Кругликова „Вильям Ратклифф, опера Ц. А. Кюи. К 25-летию ее первого представления“ в журнале „Артист“, 1894, февраль, № 34, стр. 161–174 и составленный по инициативе Стасова и под его руководством учеником его Н. Ф. Финдейзеном „Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Кюи“, напечатанный в приложении к журналу „Артист“, 1894, февраль, март, № 34 и 35, стр. 16–28 и 33–44 (издан и отдельно — М., 1894).

Публикуемая монография Стасова „Ц. А. Кюи“ заслуживает тем большего внимания, что она вместе с упоминаемой Стасовым работой „César Cui. Esquise critique“ (PariS, 1888) бельгийской графини Мерси д'Аржанто (1837–1890), друга Кюи и энергичной пропагандистки русской музыки за границей, является до сих пор почти единственной большой работой, посвященной Кюи, и вместе с томом его критических статей и указателем сочинений — основным общедоступным источником для изучения жизни и творчества этого композитора (см. кроме того статьи Стасова „Ратклифф“ в „С.-Петербургских ведомостях“, 1869, 7 мая, № 124, и в „Собрании сочинений“, т. 111, и „Ратклифф“ в газете „Новости“, 1904, 17 февраля, № 47, а также письма Стасова к Кругликову от 13 мая, 11 октября, 11 ноября, 17 и 31 декабря 1893 года, 8, 12, 14, 19, 29 января, 12 февраля, 3 апреля 1894 года. „Советская музыка“, 1949, № 11, стр. 78–83).

Работа Стасова „Ц. А. Кюи“ интересна и как материал „для истории русской музыкальной критики. В статье лишний раз подчеркиваются основные причины расхождения Стасова с Серовым и Ларошем: увлечение Серова Вагнером и охлаждение к Глинке, кумиру Стасова, и формалистичность позиций Лароша. По этим вопросам см. работы Стасова: „Тормозы нового русского искусства“ (25-летие нашей художественной критики), т. 2, гл. XVI–XVII; „Слово современника в ответ на два изречения цукунфтистов“ и „Александр Николаевич Серов“, т. 1; статьи о Лароше: „Музыкальный корреспондент «Московских ведомостей», 1872, и «Добрые советы», 1876, Собр. соч., т. III; «Письмо к Т. А. Ларошу» (по поводу русской музыки), газета «Новости», 1895, 7 марта, № 65. См. также письма Стасова от 24 ноября 1895 (адресат не обозначен), напечатанные в книге Влад. Каренина «Владимир Стасов. Очерк его жизни и деятельности», часть II, Л., 1927, стр. 454–457.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цезарь Антонович Кюи"

Книги похожие на "Цезарь Антонович Кюи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Стасов

Владимир Стасов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Стасов - Цезарь Антонович Кюи"

Отзывы читателей о книге "Цезарь Антонович Кюи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.