Цаплин Владимир - Странная цивилизация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Странная цивилизация"
Описание и краткое содержание "Странная цивилизация" читать бесплатно онлайн.
К этой проблеме никакого отношения не имеет так называемый «Болонский процесс», который упоминается здесь лишь для полноты картины. Суть этого процесса в универсализации европейской системы этапов послешкольного обучения (бакалавр, мастер, доктор наук) и введение единой системы зачетов для увеличения мобильности, конкурентоспособности и легкости трудоустройства студентов и преподавателей в разных странах Европы. Таким образом все сводится к рационализации профессионального образования и взаимному признанию дипломов. Само по себе это представляет, по-видимому, ценность, но никакого отношения к изменению содержания образования и взгляда на образование, как на универсальный процесс, основная функция которого формирование рационального и адекватного мышления, это не имеет. Более того, чем лучше человек профессионально подготовлен в ущерб развитию мышления, чем лучше он знает «как надо», тем труднее ему отступить от трафарета и проявить гибкость ума, тем более стереотипично его мышление. Иногда это называют «профессиональным идиотизмом». С этой точки зрения никакая современная школа и никакой колледж или Университет образования не дает, какие бы этапы не вводились.
Поэтому надо четко разделять:
• формирование полноценного мышления (приблизительно 0-5, 5-16 лет),
• обучение грамотности, просвещение (приблизительно 5 - 16 лет)
• профессионализация любого уровня (приблизительно 16 - 25 лет)
Разумеется, содержание стадий не должно заканчиваться с наступлением верхней возрастной границы, но в течение этого периода на целях, соответствующих конкретному этапу, должен быть поставлен особый акцент. Только совокупность всех трех стадий сможет позволить человеку называться образованной личностью. Вместе с тем, вполне возможен перерыв между второй и третьей стадией образования, пока человек ищет себя и ту область, в которой он бы хотел самореализоваться. Вряд ли он будет лимитирован в своих стремлениях в условиях единого общества и в отсутствии физической ограниченности передвижения.
Причем, если на первой стадии от человека не могут требоваться собственные сознательные усилия, то завершение второй и третьей стадии невозможно без напряженного труда и умения преодолевать себя. Более того, только третий этап может быть добровольным, но вряд ли найдется много людей, которые пренебрегут возможностью стать специалистом в избранной области и полноценно реализовать свои наклонности, сделав собственную жизнь более содержательной и насыщенной. Общество уже вправе ожидать от человека именно такого отношения к себе, потому что это будет не только проявлением заботы о собственном выживании, а желанием стать действительно полноценным членом общества. Уже сегодня мир был бы во много раз более гармоничным и прогрессивным, если бы этот принцип выполнялся хотя бы частично в последние двести лет[2].
Без такого образования, т.е. без сформированного полноценного мышления, большинство людей будет оставаться на примитивном уровне, а цивилизация останется конфликтной.
ЭМОЦИИ ВМЕСТО АНАЛИЗА
Часто можно слышать пожелания о необходимости внесения в существующее обучение элемент «духовности» для решения проблемы формирования законопослушного и гуманного человека. Неопределенность пожеланий не дает возможности сделать конкретный анализ, но многие призывы прямо говорят или имеют ввиду под »духовностью» религиозность или, в лучшем случае, увеличение числа посещений театров, концертов, выставок, литературных чтений и других «богоугодных» мероприятий.
Внедрение религиозности в процесс любого обучения - абсурд, очевидный любому здравомыслящему человеку. Против выставок или театров автор не имеет ничего против, но «сколько ни кричи Халва! Халва! - во рту слаще не станет». Ведь снова предлагается не воспитание рассудочности, основанной на знании основных принципов устройства мира и уважения к знанию, а эмоциональная дрессировка. Бертран Рассел писал: - Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление. Таким образом наиболее реакционная часть общества, преследуя свои эгоистичные, невежественные и меркантильные цели, призывает сознательно уничтожить способность к аналитическому мышлению, замещая ее эмоциональным отношением к действительности и истории. Их объективно поддерживает значительная часть гуманитариев, утверждающих порочность аналитического восприятия произведений искусства или ставящих акцент на эмоциональном восприятии их произведений в ущерб научному стилю мышления. Считается чуть ли не хорошим тоном ничего не смыслить в естественных науках и восторженно закатывать глаза и заламывать руки в безмолвном экстазе при рассуждениях о неопределенной духовности, особо, якобы, свойственной представителям специальностей, связанных с искусством или гуманитарными профессиями. Воспеваются эмоции, как противоположность аналитическому мышлению и конкретным знаниям. На самом деле, нельзя профессионализм в какой-то области, особенно если специальность относится к гуманитарной сфере, путать с образованностью. Расплывчатое воображение, профессиональное владение кистью, пером, музыкальным инструментом, голосом или телом, как и профессионализация в таких гуманитарных науках, как история, политология, искусствоведение, литературоведение и т.п. - еще ничего не говорят о масштабности мышления. Именно такие люди становятся самым легким объектом для манипуляций, и не удивительно, что среди них наибольшая пропорция «образованных» людей, приветствовавших религиозный ренессанс во многих странах мира на переломе тысячелетий. Речь идет о явлении, которое приобретает угрожающие размеры.
Нетрудно представить многих представителей гуманитарных и обществоведческих направлений, которые с возмущением прочтут эти строки. Но это еще раз продемонстрирует угрозу культуры неадекватности, в которую они погружены. Уже цитировавшийся Ю. Ефремов пишет: …предмет гуманитарных наук, в отличие от естественных, в значительной степени рефлексивен, способен меняться в соответствии с установкой исследователя и сам может оказывать воздействие на него. …В этой субъективности - коренное различие естественных и гуманитарных наук[3]. А в журнале «Знание - сила» в статье «Таинственный 9 век», писалось: Ответы на… вопросы (истории В.Ц.) зависят не только от исследовательской подготовки отвечающего. Многое, в первую очередь эмоциональная окраска этих ответов, зависит от симпатий и антипатий исследователя[4]. Оказывается научный результат «способен меняться в соответствии с установкой исследователя» и зависит от «симпатий и антипатий»?! Остается непонятным - при чем здесь наука? Но то, что при таком «эмоциональном» отношении к тому, что называется достоверным и, следовательно, научным результатом, легко скатиться в иррациональность - несомненно.
Рациональное и эмоциональное восприятие жизни кажутся взаимно противоречащими, но на самом деле они дополняют друг друга, при этом рациональность и аналитичность мышления должны занимать ведущее место. Нужна не абстрактная «духовность», а целостное и рассудочное восприятие РЕАЛЬНОГО мира! Все остальное - повторение пройденного. Богатство эмоций, доброжелательность и социальность поведения придут сами собой, как реакция на понимание закономерностей и подоплеки событий, хотя бы потому, что быть таким гораздо выгоднее и целесообразнее с точки зрения общественного и личного благополучия.
Следование философии адептов «эмоционального восприятия» способно привести к катастрофическим последствиям. История расизма в Германии как будто специально предназначена для того, чтобы быть демонстрационной площадкой для подобных утверждений.
Распространенный в Германии миф крови опирался на «поэтизированный» стиль мышления, поскольку немецкие романтики начала XIX века, делая акцент в своих произведениях на неопределенности, таинственности, эмоциональности и образности - как противоположности рациональности, оказали глубокое воздействие на германскую интеллигенцию. Гердер, Фихте и другие немецкие романтики расходились с философами эпохи Просвещения, рассматривавшими не мутные эмоции, а разум, как точку опоры. Романтики не только провозглашали иррационализм, но и воспитали на этих принципах целые поколения немецких интеллигентов, облегчив восприятие расовых предрассудков, которые апеллировали не к разуму, а к эмоциям.
Например, Пауль Йозеф Геббельс, главный пропагандист Третьего рейха и один из нацистских лидеров, с 1917 по 1921 год учился в университетах Фрейнбурга, Бонна, Вюрцбурга, Кельна, Мюнхена и Гельдейберга, изучая философию, германистику, историю и литературу, т.к. хотел быть писателем или журналистом. Хотя его отец мечтал о карьере священника(!) римско-католической церкви для сына. В 1921 г. Геббельс защитил диссертацию, посвященную романтической(!) драме и приобрел ученую степень. Рейнхард Гейдрих, шеф Главного управления имперской безопасности Третьего рейха, один из главных инициаторов создания системы концентрационных лагерей уничтожения, родился в семье директора консерватории, в которой царила атмосфера преклонения перед классической музыкой и культурой в целом. Гейдрих получил прекрасное гуманитарное образование, был необыкновенно музыкален, великолепно играл на скрипке[5]. Да и сам Гитлер считал себя хорошим художником, архитектором и поэтом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Странная цивилизация"
Книги похожие на "Странная цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Цаплин Владимир - Странная цивилизация"
Отзывы читателей о книге "Странная цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.