Цаплин Владимир - Странная цивилизация

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Странная цивилизация"
Описание и краткое содержание "Странная цивилизация" читать бесплатно онлайн.
[3] «В защиту научной рациональности и этики цитирования», «Здравый смысл», № 1(30), 2003-2004.
[4] Д. Авдусин, Таинственный 9 век, «Знание – Сила» №1, 1969
[5] Цитируется по: «Энциклопедия третьего рейха», Локид-Миф, Москва, 1996.
[6] Особой внешней новизны в таком названии нет, потому что обычную электромагнитную волну с круговой поляризацией можно назвать «торсионным полем», но речь идет о каких-то особых полях!
[7] КПД принципиально может быть только меньше единицы, т.к. представляет собой отношение полезной работы к затраченной. Противоположное утверждение противоречит Закону сохранения и преобразования энергии.
[8] Сообщение Associated Press, вторая половина 2004 года.
Глава 13
МИФ О МЫСЛЯЩЕМ ЧЕЛОВЕКЕ.
ХАРАКТЕР МЫШЛЕНИЯ И ОБЛИК ЦИВИЛИЗАЦИИ
Содержание
Разумность и мышление
Стереотипичное, алгоритмизированное и полноценное мышление
Третий сценарий
Наша мнимая цивилизация только утонченное варварство
Пьер Клод Виктуар Буаст(1765 - 1824)
Необходимо отличать природную разумность, свойственную подавляющему большинству людей, от полноценного мышления, которого пока достигают лишь немногие, и, в массовом масштабе, оно может быть только сознательно сформировано. Пока, следуя многовековой традиции, развитие мышления выливается в запоминание хаотического нагромождения понятий, причем многие из них «впечатываются» в сознание в детстве. А образование традиционно сводится к просвещению и профессионализации, т.е. только к запоминанию стереотипов - в школе, в колледже, в университете. Действительное образование должно быть основано на рациональных представлениях, внутренне связанном и многостороннем мышлении, критическом восприятии стереотипов, способности к глубокому абстрагированию. Именно характер мышления определяет облик цивилизации.
Рассматриваются три сценария развития цивилизации: Эволюционный (существующая), Антиутопический и Интеллектуальный. Прогрессивным является только третий сценарий, предполагающий разрешение существующих противоречий и гармоничное, стабильное развитие в результате массового воспитания полноценного мышления.
РАЗУМНОСТЬ И МЫШЛЕНИЕ
Как отмечалось выше, численность человечества и взаимозависимость людей, немыслимые ранее, стремительно увеличиваются. Усложняются отношения между народами и странами, масштабы вмешательства в природные процессы, уровень науки, технологии, связи, протяженность и количество коммуникаций и т.д. Уже это разнообразие требует продуманного выбора, выхода за те стереотипы мышления, к которым человек привык, и изменения ценностных категорий, внушаемых с детства. Более того, осмысленный выбор и обоснованные решения требуют, подчас, понимания немифологизированной картины жизни на Земле и становления цивилизации. Поэтому умение думать для ориентировки в резко усложнившихся условиях, стало насущно необходимым массовому человеку, а сообщаемые факты должны стать только достоверными и объективными. А та масса сведений-стереотипов - политических, экономических, социологических, психологических, профессиональных и т.д., которые полагаются первостепенными, имеющими непреходящее значение в жизни и которыми пока, буквально, набивается сознание, на самом деле, часто оказываются несущественными, односторонними, меняющимися или иррациональными.
В необходимости отказаться от жестко стереотипного мышления убеждает и то, что каждая из локальных или глобальных попыток апеллировать к разуму и меры по гармонизации общественной жизни приводят либо к отрицательному результату, либо вообще не дают положительного результата, либо дают несоизмеримо малый, по сравнению с вложениями, результат, либо улучшает положение в одном месте, но неизбежно ухудшает в другом. Часто и сами меры непродуманны, стереотипны и архаичны. Более того, применение стереотипных оценок и критериев, вытекающих из простой разумности, делает возникающие противоречия катастрофическими и бескровно их смягчить не удается. В этом убеждает практика повседневной жизни, рост и масштабы конфликтов и тупиковое состояние, к которому пришла цивилизация. И хотя человечество в целом пребывает в относительном равновесии, но это неустойчивое равновесие, потому что манипулирование сознанием и противоречия между нерациональными поступками и быстро возрастающей социальностью могут закончиться лавинообразным скатыванием в пропасть самоуничтожения. Эту опасность отмечает, например, Александр Зиновьев в статье «Прогресс одурачивания» (2004), где он пишет, что …гипотеза гибели человечества вследствие собственной глупости и самообмана приобретает все более серьезные основания.
Нарастание противоречий является не столько следствием чьих-то ошибок, сколько представляет собой неизбежный результат существующего стиля мышления. Поэтому не стоит удивляться, что люди (обладающие, казалось бы, разумом!), сплошь и рядом не могут договориться друг с другом, несмотря на то, что в мире НЕТ НИ ОДНОЙ общественной проблемы, которую нельзя было бы разрешить просто путем договора, соглашения или другого доступного и бескровного метода, на основе общих рациональных критериев, целесообразности, справедливости, альтруизма и гуманизма! Речь не идет о поиске компромисса, который всегда временен, потому что представляет собой разновидность череды вынужденных уступок и взаимного давления, т.е. своеобразной «холодной войны», а о неспособности к пониманию в буквальном смысле, из-за стереотипности и иррациональности многих взглядов и преобладания животно-эгоистических устремлений, порождая, в конце концов, наблюдаемую в мире ситуацию[1]. Способность к пониманию придет только с распространением полноценного мышления, которое характеризуется не столько просвещенностью, сколько рациональным отношением к миру, непредвзятым анализом причин складывающихся ситуаций, критическим отношением к стереотипам мышения и поведения, способностью строить сложные ассоциативные связи, абстрагированию и пониманием, что творчество, альтруизм и светский гуманизм должны быть ведущими. Очевидно, что эти качества явно избыточны с точки зрения «цели» разумности, поэтому они могут быть сформированы только сознательно после рождения, либо изредка развиваются у человека непреднамеренно в результате случайного стечения обстоятельств. И пока большинство составляют люди со стереотипичным и неразвитым мышлением (главной причиной продолжаюшейся иррациональной ситуации на Земле, постоянных конфликтов и несправедливостей), все попытки радикально улучшить положение в мире - бесплодны. Это главная причина продолжающейся иррациональной ситуации на Земле, постоянных конфликтов и несправедливостей. Поэтому очевидно, что никакое совершенствование вооружений, наращивание производства, перераспределение материальных благ, технологические усовершенствования и изобретения или естественнонаучные открытия изменить ситуацию не смогут[2]. Понять это способны далеко не все, хотя состояние неопределенной и непреходящей тревоги за себя и будущее своих близких, даже на фоне кажущегося благополучия, очень распространено.
Временным выходом стали бы меры, которые вряд ли смогут рассчитывть на популярность, хотя они и необходимы. Должно было бы придти понимание, что нежелание (или невозможность) удовлетворить уровню полноценного мышления должно означать ограничение общественных прав для поддержания и так шаткой стабильности. Это поможет противодействовать БЕЗмыслию и поступкам из него вытекающим, а не является борьбой с ИНАКОмыслием или дискриминацией. Тем более, что именно характер мышления, в конечном счете, определяет облик цивилизации.
Пока «естественным» образом до уровня полноценного мышления удается подняться ничтожной части человечества - менее чем двум-трем процентам людей. С ростом численности человечества абсолютное количество интеллектуалов в мире понемногу растет, но их относительное число по-прежнему остается очень небольшим или даже уменьшается, и изменить складывающуся в мире ситуацию без специальной организации, они, в силу своей малочисленности, не могут.
Мышление подавляющего большинства людей остается на примитивном уровне и их поступками руководят только мифы, предрассудки, стереотипы поведения, мышления и моды, или мотивы, вытекающие из природных инстинктов. И таких людей более трех четвертей населения Земли. Вывод очевиден: надо воспитывать мышление, но это самостоятельная, внутренне противоречивая, ни разу не опробованная и поэтому труднейшая задача.
Пока ни рациональность мышления, ни привитие стремления к овладению не утилитарными знаниями о природе и обществе, ни соображения о целесообразности следования принципам всеобщей справедливости, нравственности и гуманизма, ни поощрение желания реализовать свои жизненные и профессиональные наклонности, в необходимый перечень существующих требований к воспитанию не входят. Люди по старинке продолжают воспитывать свое потомство так, чтобы оно лучше устроилось в жизни, руководствуясь стереотипными критериями. До сих пор благоприятными и достаточными считаются условия, когда новорожденному обеспечена крыша над головой, не грозят голод, холод, живы и здоровы родители и т.п. А если ребенок растет и воспитывается в государственном учреждении, то благом считается, если няни и воспитатели окажутся просто добрыми, честными и заботливыми людьми. Но это не более, чем элементарные условия физического выживания[3], скорее похожие на создание благоприятной обстановки для домашнего животного. У «массы» нет стимула, способности и времени на понимание «всяких тонкостей» - ей приходится бороться за выживание, а потребность в не утилитарном мышлении легко замещается набором незамысловатых мифов и стереотипов. Практически единственными примерами направленного формирования мышления в мире остается воспитание ненависти, аристократического или религиозного мышления, т.е. как раз того, что прямо противоположно рациональному мышлению![4]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Странная цивилизация"
Книги похожие на "Странная цивилизация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Цаплин Владимир - Странная цивилизация"
Отзывы читателей о книге "Странная цивилизация", комментарии и мнения людей о произведении.