Максим Исповедник - Творения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Собрание творений преп. Максима Исповедника из разных источников в Сети.
227
Т.е. мы с равным основанием могли бы отрицать как энергию, так и саму сущность.
228
О божественных именах, II:9, там же, стр. 268 (р.п., стр. 269).
229
«των γινομένων» — Мы выбрали из различных значений этого слова — «осуществляющихся», исходя из понятия ипостаси, как конкретного осуществления бытия сущности. Во Христе две различные Его природы по соединении «осуществляются» в единой Его ипостаси и имеют поэтому общий тропос, по отношению к которому и употребляется выражение «единое богомужное действие». Можно также перевести «των γινομένων» как «становящихся [единой Ипостасью]».
230
О божественных именах, VIII:5, там же, стр. 476 (р.п., стр. 477).
231
Прем. 7:5.
232
«συλλαβουσα» — можно перевести не только как «зачавшая», но и как «схватившая», т. е. воспринявшая; таким образом ипостась Рожденного не образуется, как это обычно для человеческого зачатия, из ипостасей отца и матери, но Дева и восприняла Того же, Кого и родила.
233
«τόν υπέρ φύσιν του πως ειναι τρόπον εχον συνημμένον τω του ειναι λόγω της φύσεως» — вышеестественный тропос того, как оно есть, и логос того, что есть природа.
234
По — славянски — «разстоящихся»; ср. из Акафиста: «Радуйся разстоящаяся в тожде собравшая».
235
Послание 4, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777).
236
То же, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777).
237
То же, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777).
238
То же, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777).
239
То же, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777 — «над людьми»).
240
То же, там же, стр. 776 (р.п., стр. 777).
241
Т. е. человечеством удостоверяя Свое божество, а божеством — человечество.
242
Дословно — «был двигателем собственного человечества» и «являлся тем, через что обнаруживается Его божество».
243
Послание 4, там же, стр. 776–778 (р.п. стр. 777–779).
244
Григорий Богослов, Ep. 101, 16
245
Дословно: «апофасисом разделения совершая катафасис единения», т. е. всякое апофатическое понятие имплицитно содержит в себе противоположное катафатическое и таким образом является положительным познанием Бога.
246
Pyrrh. Const., Tom. Dogm., p. 152, 37–38.
247
Т.е. тропос соединения природ во Христе тоже является логосом — божественным планом нашего спасения и обожения твари, «нового таинства», предопределенного на Превечном Совете Святой Троицы.
248
Дословно — «природным бытием» (υπάρξει φυσικη).
249
О божественных именах, I:3, там же, стр. 214 (р.п., стр. 215–217).
250
Ср. О божественных именах, V:10 — «ни в чем из сущих и ни чем из сущих не будучи» (там же, стр. 214 (р.п., стр. 215–217)).
251
«ου δέ πλάστης ειποι» — т. е. не сотворит, т. к. Он творит все, называя его по имени; ср. Нарицаяй не сущая яко сущая (Рим. 4:17).
252
У Миня это предложение читается по — другому: «Ибо качества, а не количества новизна, потому что она по необходимости введет вместе с собой и такую природу (поскольку определением всякой природы является логос ее сущностного действия), которую которую никогда не назовет [он] двойной (ου διπλην ειποι), как бы соперничая с мифами о невероятных чудовищах, козло — оленях», а новогреческий перевод И.Сакалиса дает следующее прочтение конца фразы: «…которую никогда не назовет двойной [кто — либо,] очарованный мифами о невероятных чудовищах» См. ΜΑΞΙΜΟΥ ΤΟΥ ΟΜΟΛΟΓΙΤΟΥ, ΠΕΡΙ ΔΙΑΦΟΡΩΝ ΑΠΟΡΙΩΝ// ΦΙΛΟΚΑΛΙΑ ΤΩΝ ΝΗΠΤΙΚΩΝ ΚΑΙ ΑΣΚΗΤΙΚΩΝ, τ. 14Δ, Θεσσαλονίκη, ΕΚΔΟΤΙΚΟΣ ΟΙΚΟΣ ΕΛΕΥΘΕΡΙΟΥ ΜΕΡΕΤΑΚΗ «ΤΟ ΒΥΖΑΝΤΙΟΝ», 1992, σ. 49.
253
Т.е. чудесами Господь обращается к человеку падшему, показывая немощь нашей природы и потребность в Его божественной помощи и силе, приходящей к нам извне, а страстями возводит нас к обожению, когда уже в самой нашей немощи сила Его совершается (2Кор. 12:9).
254
Ср. Еф. 5:1 и 1Тим. 1:26.
255
Фил. 4:7.
256
Ис. 9:6.
257
Пс. 24:14; 32:18; 102:11,13,17; 146:11 и т. д.
258
Григорий Богослов, Слово 38, 2, р.п., т. 1, стр. 522.
259
Иуд. 25.
260
ακραιφνης — дословно «ничем не нарушаемое», «не омрачаемое».
261
2 Кор. 5:28.
262
Буквально «в видении», чем продолжается аллюзия: «верою ходим а не видением».
263
εκείνοις σε μόνοις σημαίνουσα, δι'ων ο Θεος τοις υπο γένεσιν καθίσταται γνώριμος — это место возможно перевести также: «одним лишь тем тебя являя, через кого Бог становится познаваем сущим под рождением».
264
Ср. Мф. 7:6.
265
Плач. 4:5.
266
Деян. 19:2–3.
267
Слово 29,2 (р.п., стр. 414).
268
См. выше, стр.
269
Там же.
270
См. выше, стр. 6.
271
Евр. 4:15.
272
Слово 31,6 (р.п., стр. 446).
273
«Со — ересь» по отношению к несторианству, т. е. такая ересь, которая, будучи противоположным уклонением от заключающейся посередине между ними истины, являет вместе с первой пару, как бы две стороны одной фальшивой монеты.
274
«τον του ειναι και πεφυκέναι λόγον» — т. е. дословно «бытия и бытия — по — природе».
275
Слово «неведение» (αγνοια) носит явно негативный оттенок и означает также «небрежение», «ошибка». Последнее значение приближает его и к понятию «грех»; ср. русское «погрешность».
276
«παθόντες η δράσαντες καθ'εαυτων ταύτης την αλλοτρίωσιν» — буквально: «претерпевая или соделывая», т. е. по неведению принимающие ересь, хотя и деятельно не лишают себя спасения, но, тем не менее, претерпевают лишение их оного другими, и их пассивность в вопросах веры так же оборачивается «против себя самих» (καθ'εαυτων), как и еретическая деятельность других.
277
Мысль преподобного здесь та, что хотя грех, как и вообще зло есть не особая сущность, а недостаток блага, как и болезнь есть недостаток здоровья, он все — таки не является естеством этого блага, т. к. естество вовсе не может быть ущербным, лишенным какой — либо своей части без того, чтобы совсем перестать существовать. Грех, следовательно, не является частью человеческой природы; и Господь, будучи, во всем подобен нам, «кроме греха», воспринял всю целиком без исключения нашу природу.
278
См. выше, Amb.Thom., V, стр. 11.
279
1Кор. 4:21.
280
Григорий Богослов, Слово 38,13 (р.п., стр. 529).
281
Деян. 6:4.
282
Слово 38,13 (р.п., стр. 529).
283
Пс. 118:160.
284
1 Ездр. 3:12; 4:35.
285
Рим. 10:10.
286
τον ογκον της εμης ευπεριστάτου κακίας — ср. Евр. 12:1, — ογκον αποθέμενοι πάντα και την ευπερίστατον αμαρτίαν, переводимое по — церковнославянски: «гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех», а по — русски, в Синодальном переводе: «…всякое бремя и запинающий нас грех».
287
Пс. 118:83.
288
Григорий Богослов, Слово 17, PG 35, 965B (р.п., стр. 254).
289
Текст Вопросоответов приводится без комментариев.
290
В греч. — τής εικόνος — образу.
291
В греч. — ξένος — чужой, чуждый, странный. Очевидно, это антропоморфный относительный эпитет. Действительно, до Своего Воплощения, в определенном смысле, Бог — Слово был менее близок нам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Исповедник - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.