Максим Исповедник - Творения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Творения"
Описание и краткое содержание "Творения" читать бесплатно онлайн.
Собрание творений преп. Максима Исповедника из разных источников в Сети.
75
Слово 21, 1, PG 35, 1084С (р.п., стр. 306).
76
Буквально — «стремление встающего на дыбы (αναχαιτίζοντος)»
77
«τούς γυμνούς της κατ' αυτήν χάριτος» — дословно: «нагим от сообразной ей благодати».
78
«αυτόν εκαστον αρκειν εαυτω πάντως, ταις κατά ψυχήν των αρετων χάρισιν αβρυνόμενον» — дословно: «каждому довольно себя самого овеваемого по душе благодатями добродетелей».
79
Nemesivs, Nat. hom. 12, PG 40, 660B.
80
Nemesivs, Nat. hom. 41, PG 40, 773В.
81
Начиная отсюда мы даем двойную нумерацию глав, поскольку, как признают исследователи творчества преп. Максима, последующие заголовки вплоть до LXX (V,66) включительно являются позднейшей интерполяцией издателей и, возможно, даже обратным переводом с латинского (Иоанн Скотт Эриугена, правда, почему — то нумеровал не все из них, так что некоторые главки у него остались вовсе без номера). См. Sherwood, p. 30–41. Глава XI (V,7) присутствует у Эриугены, но не содержится ни в одном из изданий греческого текста Амбигв. Греческий ее текст, однако, приводится Sherwood’ом по рукописям Vat. gr. 1502, f. 100 и Monac. gr. 363, f. 90 на стр. 41 его книги, откуда мы его и переводим.
82
«ως εκ τινων συμβόλων των ορατων τούς λόγους πρός εαυτήν αναμμάσσεται» — буквально можно перевести, что «соприкасаясь с некими символами, она сама вымазывается логосами видимых ею».
83
Мы следуем здесь латинскому переводу Эриугены: «ad incognitum»; в греческом же тексте стоит «к известному» (πρός τό γνωστόν), что представляется нам опечаткой. Сакалис, впрочем, переводит это место на новогреческий как: «человек по уму увлекается Богом в то, чтобы быть познанным от Него» (стр. 129).
84
Мысль преподобного здесь та, что бытие, будучи причастием Богу как Самобытию, и тем более приснобытие, тогда обретает свой подлинный смысл, когда это причастие делается сознательным через уподобление Ему как Благу.
85
См. Быт., гл. 14.
86
То есть, пороки суть извращенные посредством преувеличения или преуменьшения добродетели. Так, например, добродетель умеренности, будучи преувеличена, перерастает в скаредность, а преуменьшена — в расточительность.
87
См. Быт., гл. 19–20.
88
Быт. 20:21.
89
См. Быт. 12:34.
90
См. Нав. 3:14–17; 5:2–8.
91
См. Втор. 32:49; 34:1–9.
92
См. Нав. 6:1–20.
93
Нав. 7:1,18–26.
94
Нав. 11:10–11. Примечательно, что и славянский перевод также имеет здесь некоторые отличия от текста LXX и в некотором отношении стоит даже ближе к приводимому преподобным варианту библейского текста.
95
Ср. Рим. 5:21.
96
Ср. 2 Сол. 2:8.
97
Евр. 1:3.
98
Пс. 18:1.
99
Пс. 26:10.
100
3 Цар. 19:8–14.
101
3 Цар. 19:11–12.
102
εν πληροφορία — буквально «во извещении», т. е., в полноте убежденности.
103
3 Цар. 19:12.
104
4 Цар., гл. 2.
105
1 Цар., гл. 1–2.
106
Числ. 28:2.
107
Лев. 14:38.
108
3 Цар. 17:18.
109
3 Цар. 17:9–24.
110
Мф. 17:1–13; Мк. 9:2–13; Лк. 9:28–36.
111
Ис. 53:2.
112
Ио. 1:14.
113
Пс. 44:3.
114
Ио. 1:1.
115
Ио. 1:14.
116
Фил. 3:19.
117
2 Кор. 3:6.
118
Мф. 24:22.
119
В оригинале здесь стоит «του δικαιώματος» — «оправданием», т. е. таким деянием, которым человек «оправдывается», становится праведным. Ср.: «научи мя оправданием Твоим»; «оправдания законная» — т. е. требования закона.
120
Ср. Рим. 7:23; Гал. 5:17.
121
Евр. 1:3.
122
Мф. 6:25.
123
Быт. 39:12.
124
«τη εναλλαγη των περί αυτόν δογμάτων» — буквально: «по взаимообмену догматов о Нем», — т. е. по употреблению одного вместо другого, когда символическими образами таинственно изображаются сокровенные истины богословия.
125
Ио. 20:15.
126
Ио. 20:26.
127
Пс. 101:27; Евр. 1:11–12.
128
т. е., упражнение в любомудрии, как в любви к мудрости, бывает для человека причиной стяжания последней.
129
Быт. 14:18–20.
130
Евр. 7:3.
131
Евр. 7:25.
132
πρός δυσώπησιν αυτήν του εντυγχάνοντος τήν θείαν ομοίωσιν παρεχόμενον — место трудное для понимания. Наше прочтение его предполагает, что поскольку «непрестанно ходатайствовати к Богу [Отцу] и предстоять [Ему]» составляет «достоинство сыноположения», то оно является тем «божественным подобием», которое исходатайствовал нам Сын Божий и которое подается достойным не только для ходатайства пред Отцом, но и для умоления Самого исходатайствовавшего его нам у Отца Сына. Сакалис переводит это место: «подая божественное подобие, дабы смягчился и сам ходатайствующий» (стр. 169).
133
Ин. 3:6–7.
134
Кол. 3:5.
135
Рим. 8:6.
136
Рим. 8:35.
137
Мф. 10:39.
138
Евр. 4:12.
139
т. е., поскольку не живет уже в нем грех, то явившаяся причиной смерти необходимость не допускать вечного пребывания оного не властвует более над ним.
140
Евр. 13:15.
141
Евр. 13:10.
142
1 Кор. 11:26.
143
1 Пет. 3:18.
144
Евр. 9:8.
145 Ио. 14:6.
145
Ио. 1:14.
146
Ио. 1:14.
147
Быт. 12:1.
148
Быт. 13:17.
149
Климент Александрийский, Строматы, VI, 7,61.
150
Дионисий Ареопагит, Послание 10// Сочинения, Спб. (издательство Олега Абышко), 2002, стр. 854 (р.п., там же, стр. 855).
151
Прем. 7:30; 8:2.
152
Одним из ключевых в богословии св. Максима является понятие «логосов», точного соответствия которому нет в русском языке. Дореволюционный исследователь богословия преподобного отца С.Л. Епифанович разъясняет, что «В отношении к Богу логосы — это божественные идеи или хотения; в отношении ко всякой вещи — ее формирующий принцип, по которому она получила бытие, ее определение, закон; в отношении к деятельности — ее смысл, цель, намерение, план, правило. Как предмет нашего познания, логосы являются божественными озарениями нашего ума и воспринимаются (субъективно) как помыслы, созерцания, истины» («Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие», М., «Мартис», 1996, стр. 65, Примечание 1). Все логосы превечно содержатся в Логосе — Слове Божием как Его энергии, посредством которых все бытие причастно Богу. Логосы промысла суть божественный замысел о мiре в целом и каждом творении в отдельности, каким оно должно быть согласно воле Творца; логосы суда — оценка Богом того, как творение реализовало этот божественный план своего бытия. Существуя вне времени в Боге, они являются началом и концом временного бытия, одни — предшествуя его возникновению, а другие — следуя за его прекращением, и являя Логоса одни — Творцом, без Негоже ничтоже бысть, еже бысть (Ио. 1:3), а другие — Судией, Которому Отец весь суд предаде (Ио. 5:22).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Творения"
Книги похожие на "Творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Максим Исповедник - Творения"
Отзывы читателей о книге "Творения", комментарии и мнения людей о произведении.