» » » » Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие


Авторские права

Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психологическое консультирование: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое консультирование: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психологическое консультирование: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие отличает системный подход и полнота охвата базовых вопросов консультирования. В нем дается подробное описание консультативного процесса, рассматриваются вопросы личности консультанта. В теоретическом и методологическом осмыслении практического опыта консультирования приоритет отдан идеям отечественной научной традиции.

Пособие написано на основе курса «Основы психологического консультирования». Каждая глава сопровождается заданиями и материалами для практической работы.

Для начинающих психологов, преподавателей психологических дисциплин и студентов, изучающих психологию.






Нам необходимо ответить на вопросы:

• каков диапазон и возможности применения психологической помощи?

• в чем отличие психологической помощи от других форм помогающей деятельности: религиозной, социальной и медицинской?

• что включает в себя понятие психологической помощи?

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме (Бондаренко А. Ф., 2000).

Это определение является отправным для размышлений о сущности психологической помощи, но не окончательным. Каждый специалист доопределяет его уже в ходе своей практической работы.

Почему определение не кажется достаточно удачным?

Заметим, что цели человека и сообщества часто могут не совпадать и противоречить друг другу. Кроме того, «проблемы, порождаемые душевной жизнью человека в социуме», могут привлекать широкий спектр помогающих воздействий: социальных, медицинских, религиозных. Так, мать, имеющая ребенка, оказавшись в депрессии после развода, допустим в Германии, может получить разнообразные виды помощи: социальный работник поучаствует в судьбе ребенка, общество матерей-одиночек может оказать помощь в быту и помочь обрести круг единомышленников, врач поддержит назначением антидепрессантов, а община даст моральную оценку и оправдание ее страданиям. Если психологическую помощь определять через область проблем, то к ней будут относиться и социальные работники, и медики, и священники.

Если же наряду с описанием широкого круга проблем, которые могут быть порождены душевной жизнью человека, ввести ограничения в возможностях помощи в решении этих проблем, то мы сможем выделить область собственно психологической помощи, которую оказывают психологи.

...

Психологическая помощь представляет собой специально организованное общение со специалистом, в ходе которого у обратившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и возможности, обеспечивающие отыскание новых способов разрешения трудной жизненной ситуации.

В то время как для остальных форм помогающей деятельности общение является только начальным этапом взаимодействия, в ходе которого выявляются области дальнейшей медицинской, социальной или религиозной помощи, психолог не может и не должен работать с житейской ситуацией как социальный работник, с болезнью как врач, с моралью как верующий. Область его помощи ограничивается личностью самого клиента и его межличностными отношениями с другими людьми.

Таблица № 1

Сравнительный анализ различных помогающих профессий

(по Ф. Е. Василюку и А. Ф. Цапкину)

Психолог рассматривает психику как пространство бытия человека, многообразие которого определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отношений), проблемы идентификации (возрастные и экзистенциальные). В любой житейской, профессиональной, социальной ситуации можно выделить психологическую составляющую. Задача психолога – не просто уметь ее выделять из всего многообразия и идентифицировать, то есть определить, к какому классу задач она может быть отнесена, но и оценивать степень ее благополучия и возможность и целесообразность своего участия в этой ситуации.

...

Содержанием психологической помощи является обеспечение эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку в пространстве его личностного бытия.

Определение терапевтического опыта как сущности психологической помощи

Поскольку консультирование как отдельное направление психологической практики выделилось в средине XX века из области психотерапии, многое их по-прежнему объединяет. Вопросы установления доверительных отношений и поддержания терапевтических отношений, трудности в определении эффективности, ряд техник и методов, даже водоразделы между различными теоретическими направлениями в психотерапии сохранились и в консультировании. Проводя довольно условные границы между ними, мы сохраняем понимание их внутренней общности как форм оказания психологической помощи.

Если с границами психологической помощи, как терапевтической, так и консультативной, возникают сложности, то сердцевиной ее можно, безусловно, считать событийный опыт. Можно сказать, что переживание опыта, нового опыта сознания и себя, обретение в некотором смысле утерянного опыта – это дивиденды, получаемые всяким обращающимся за помощью к психологу. Говорить об опыте нужно осторожно, поясняя всякий раз, о каком опыте идет речь. Как раз не в смысле получения новых впечатлений, ощущения, испытания чего-то иного, особенного. Опыт понимается при этом как целостное переживание реальности, требующее событийности. Событийность означает совместное бытие, которое, чтобы быть разделенным, должно быть осмысленным.

Пространство психологической помощи структурируется тремя фигурами: психолог, клиент и проблема. Подробнее мы остановимся на том, что понимается под психологической проблемой и откуда она берется. Является ли она объективно существующимфактом или скорее артефактом, то есть существующим условно, в системе понятий и представлений самого терапевта. В конечном счете, психолог решает, какой уровень описания событий принимать за критический, такой, с которым можно работать. Именно понимание условности выбранного уровня отличает психолога от неспециалиста. Условность не означает необязательности и своеволия психолога. Условность присутствует в работе психолога как совокупность факторов, действующих в текущий момент на его клиента и значимо влияющих на его потребности и возможности со-бытия. Об этом пишут в руководствах по консультированию и психотерапии, когда указывают на то, что клиент «готов» или «не готов» к обсуждению вопроса, к проявлениям недоверия или глубокой интерпретации. Таким образом, с первоначальной жалобы срывается несколько пластов «шелухи», при этом обнажается то, что будет считаться сердцевиной конфликтного события, способной открыть человеку новый опыт о себе.

Не будет натяжкой объединение общим принципом проблемы выбора уровня проблематики в работе с клиентом и выбора уровня сложности заданий, которыми будет заниматься взрослый с ребенком. Требование относительной сложности задания Л. С. Выготский сформулировал как работу в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подобную же «зону» нащупывает и консультант: она не должна лежать слишком далеко от той области, в которой клиент двигается самостоятельно, но, в то же время, она должна представлять некоторую трудность для одиночного путешествия.

Анализируемые консультантом ситуации таят в себе множество факторов (обоюдная значимость проблем, сходство житейских ситуаций), провоцирующих превращение специфического профессионально создаваемого и профессионально контролируемого общения в бытовое, обыденное, стихийное. Именно направленность на внутреннюю сущность проблемы, что бы под ней ни понималось, характерна для психолога. На первоначальном этапе основными техниками работы являются:

• прояснение когнитивных установок и предубеждений («он всегда защищает мать, даже если она не права»);

• прерывание преждевременных интерпретаций («я не переношу несправедливости, предпочитаю сама страдать за нее и того же требую от других»);

• конкретизации ситуации («в чем именно она не права?»).

Как бы не производились эти приемы, их цель – прояснение значимого события, понимание которого способно расширить или изменить представление человека о самом себе. То есть дать ему новый опыт переживания самого себя.

В том, как приверженцы разных психотерапевтических направлений истолковывают поведение и ситуацию клиента, и состоит их различие. Психологические теории содержат указания относительно того, какие схемы приемлемы для решения проблемы клиента, а какие – нет. Карл Роджерс ограничивает консультирование отношениями помощи. Другие психологи считают их недостаточными для того, чтобы произошли эффективные изменения, и используют репертуар воздействий.

Зависимость понимания клиентской ситуации и событий от теоретической направленности понимающего иллюстрируется хрестоматийным примером интерпретации одного сновидения, сделанной 3. Фрейдом и К. Юнгом.

Представим, что человек поочередно обращается к представителям различных психотерапевтических школ. Он узнает много нового о своей проблеме, причинах ее возникновения и путях преодоления трудностей. Предположим, клиент тревожен.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое консультирование: учебное пособие"

Книги похожие на "Психологическое консультирование: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Гусакова

Марина Гусакова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психологическое консультирование: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.