» » » » Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие


Авторские права

Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психологическое консультирование: учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологическое консультирование: учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психологическое консультирование: учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие отличает системный подход и полнота охвата базовых вопросов консультирования. В нем дается подробное описание консультативного процесса, рассматриваются вопросы личности консультанта. В теоретическом и методологическом осмыслении практического опыта консультирования приоритет отдан идеям отечественной научной традиции.

Пособие написано на основе курса «Основы психологического консультирования». Каждая глава сопровождается заданиями и материалами для практической работы.

Для начинающих психологов, преподавателей психологических дисциплин и студентов, изучающих психологию.






Реализация общих принципов является условием возможности достижения процессуальных задач (решение которых обеспечивает создание рабочего альянса) консультирования, о которых уже было сказано и более подробно мы еще будем говорить.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Недоброжелательность следует рассматривать как невротический механизм защиты, возникающий в ответ на попытку оскорбить, унизить, посягнуть на человеческое достоинство. Защита происходит по принципу идентификации с обидчиком. Уникальность, индивидуальность человека не замечаются, он оценивается по функциональности: насколько соответствует той или иной роли. Отсюда недоброжелательное отношение ко всему, что не имеет отношения к делу. Такая позиция может быть оправдана в критических условиях войны, бедствия, когда к человеческому в человеке принято относиться недоброжелательно, а человек важен как винтик в большом механизме. Однако вне экстремальных ситуаций такое отношение неадекватно. В консультировании клиент находится в атмосфере доброжелательности. Здесь важно личное, то, что в иных отношениях игнорируется. Здесь серьезно относятся к тому, что в других местах высмеивается. Здесь важно не внешнее, а внутреннее, то, от чего отмахиваются и стараются не замечать. Однако это и есть самое важное, составляющее ткань душевной жизни человека.

2. Безоценочное принятие означает отсутствие условий ценности личности, внешних по отношению к самой личности: «Я тебя принимаю не потому, что ты белый, похож на меня, умный или симпатичный, а потому, что ты есть», что означает восхищение перед уникальностью другого и его незаменимостью в этом мире. Но для этого требуется немало. Прежде всего, отсутствие желания переделывать другого по какому-либо образцу, стремление узнать другого, понять. На следующем этапе это должно быть принятие права другого человека не соответствовать вашим ценностям и представлениям. И самое последнее – это необходимость воздерживаться от оценки клиента даже по отношению к нему самому как уникальному, значимому, ценному.

3. Ориентация на нормы и ценности клиента. В работе с конкретным человеком задаются те нормы и ценности, носителем которых является клиент, а не социум или сам консультант. Центрирование на клиенте в данном аспекте предполагает, что работа будет выстраиваться, исходя из его ценностей, принципов и идеалов.

При более глубоком взаимодействии с клиентом нормы и ценности сами могут становится предметом работы и обсуждения.

4. Осторожное отношение к советам. Некоторые консультанты формулируют его строго как запрет давать советы вообще:

• жизнь очень многопланова и непредсказуема, совет может быть неадекватен, к тому же клиент лучше и дольше знаком со своей ситуацией;

• советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, а у клиента формируется пассивное отношение к жизни и процессу консультирования;

• неудачи в осуществлении совета обычно приписывают автору совета, а не исполнителю, что опять смещает акцент в отношениях психолога и клиента на психолога;

• даже прямое обращение за советом может скрывать неосознанное желание дискредитировать консультанта или страх перед таким советом как признание собственной некомпетентности.

В то же время другие психологи полагают возможным давать советы, но только в ситуациях, когда:

• клиент находится в кризисной ситуации, опасной для жизни, и не способен принимать решения;

• клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб близким, в этом случае совет может быть изложен в директивной форме, как рецепт;

• клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации «как делать».

Однако будет ошибкой полагать, что психолог должен обязательно дать полезный совет. При даче советов следует разграничивать их желательное и нежелательное воздействие в каждом конкретном случае.

5. Включенность клиента в процесс консультирования. Эмоциональная, живая включенность в беседу означает не только то, что клиенту интересно, но и то, что ему понятно происходящее. А значит, он способен активно взаимодействовать с психологом, подтверждая или опровергая его высказывания. Такая эмоциональная вовлеченность в процесс является условием возникновения наиболее продуктивной позиции по отношению к своей жизни – позиции автора, а не зрителя.

6. Позиция психолога: равноправие клиента консультанта. Взаимодействие психолога с клиентом может быть описано тремя позициями: равенства, позиция «сверху» и позиция «снизу». Хотя частично могут присутствовать все три, в зависимости от теоретических ориентаций консультанта, наиболее распространенной и адекватной задачам консультирования выступает позиция равенства и партнерства. Значимость равенства обусловлена необходимостью активировать работу и внутренние силы самого клиента. Однако, позиция партнерства не в меньшей степени необходима и психологу. Она избавляет его от принятия на себя роли всемогущего или всеведущего и тем самым позволяет ставить реалистичные и адекватные задачи в своей работе.

Эта позиция защищает психолога от необходимости принимать всю ответственность за работу на себя, оценивать клиента как слабого и неспособного к самостоятельным поступкам. Вместе с тем это равенство асимметрично: время и силы консультанта посвящены проблемам клиента, значение происходящего для клиента более важно, чем для психолога. Однако, несмотря на отсутствие идентичности позиций, консультант и клиент объединены диалогом и в совершении этого диалога они являются двумя равноправными личностями, не имеющими преимуществ или ограничений друг перед другом.

7. Разделение ответственности за результат. Этот принцип предполагает взаимную ответственность консультанта и клиента друг перед другом за результат работы. Если консультант обязан применять все свои знания, умения и опыт, а также быть готовым личностно включаться в работу с клиентом и несет ответственность за свою часть работы, то клиент, со своей стороны, осознает степень своего участия не только в решении собственных проблем, но и в их возникновении. Собственно с принятия ответственности за свою жизнь, прошлую и будущую, начинается консультирование.

Иное, не процессуальное, а ценностное и целевое представление принципов можно найти у Р. Мэя в книге «Искусство психологического консультирования» [41] .

Как экзистенциальный психотерапевт он выделяет четыре принципа психологического консультирования и вытекающие из каждого задачи консультанта:

1) принцип свободы. Свободу он мыслит не как свободу воли, а как качество бытия целостного человека, как его способность творить. Творчество, стесненное массой обстоятельств и ограничений, направляется на собственную жизнь личности, ее прошлое и будущее. Принцип свободы личности в консультировании оборачивается для клиента принятием ответственности за свое поведение и свое будущее. Задача консультанта – подвести клиента к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни. Поэтому ценность личностной свободы претерпевает в работе изменение в принцип ответственности, о котором мы уже говорили;

2) принцип индивидуальности. Каждый индивид ценен своей уникальностью и неповторимостью. Принятие и разделение этой ценности является, по мнению Р. Мэя, исходной точкой оказания и получения психологической помощи. Избавление от необходимости прятаться за искусственными лицами и ролями, скрывающими себя от себя самого, возможно только тогда, когда клиент принял свою уникальность или «нашел себя». Задача консультанта – помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я». Реализация этой ценности опирается на три процессуальных принципа: 1) безоценочность принятия клиента; 2) уважение ценностей другого; 3) равноправие в диалоге;

3) принцип социальной интегрированности. Рассматривая личность как социальный организм, третьим важным аспектом ее осуществления Р. Мэй считает включенность в социальную группу. Именно объединение с другими людьми может помочь преодолеть чувство собственной ограниченности и неполноценности, а значит, только в группе индивидуальность обретает целостность. Задача консультанта – помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, помочь освободиться от неотступного чувства неполноценности и направить его стремления в социально полезное русло;

4) принцип духовности. Утверждая целостность личности как ценность, Р. Мэй оговаривает необходимость существования внутреннего напряжения у здоровой личности, то есть наличие конфликтов, которые обладают конструктивным потенциалом. Поэтому не избавление от страдания (переживания вины, например), но включение его здоровой личностью в свою жизнь и принятие является результатом психотерапии. Задача консультанта – помочь освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить его достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологическое консультирование: учебное пособие"

Книги похожие на "Психологическое консультирование: учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марина Гусакова

Марина Гусакова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марина Гусакова - Психологическое консультирование: учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психологическое консультирование: учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.