» » » » Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы


Авторские права

Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы

Здесь можно скачать бесплатно "Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Российская политическая энциклопедия, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы
Рейтинг:
Название:
Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы
Издательство:
Российская политическая энциклопедия
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-8243-1572-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Описание и краткое содержание "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" читать бесплатно онлайн.



Книга немецкого историка С. Шаттенберг посвящена первому поколению новой советской технической интеллигенции, которое в конце 1920-х гг. сменило «старых специалистов», в 1930-е гг. создавало советскую промышленность, поддерживало Сталина, страдало от террора и все-таки продолжало верить коммунистической партии. В основу книги легли опубликованные и хранящиеся в архивах воспоминания инженеров, которые получили образование и начали трудовую деятельность в СССР в годы первых пятилеток. Большое внимание уделяется образу инженера в советской печати, литературе и кинематографии 1930-х гг.

Книга предназначена для специалистов-историков и широкого круга читателей, интересующихся историей СССР.






4. Андрей Андреевич Гайлит (р. 1905, дата смерти неизв.). Мемуары находятся в виде дела 103 в фонде 332 «Коллекция документальных материалов видных деятелей металлургической промышленности». Его заметки под названием «Хроника одной жизни, почти полностью посвященной комсомолу, партии и алюминиевой промышленности», написанные в 1980 г., включают 342 машинописные страницы, из которых первые 55 рассказывают о довоенном времени. Гайлит, происходивший из интеллигентной латышской семьи, в 1920 г. вступил в комсомол, в 1924 г. сдал в Петрограде экзамены на аттестат зрелости и учился в Технологическом институте в Ленинграде. С конца 1920-х гг. работал в алюминиевой промышленности.

Наряду с этими четырьмя мемуарными свидетельствами, хранящимися в архиве, были отобраны три текста, опубликованных в годы существования Советского Союза.

5. Александр Сергеевич Яковлев (1906-1989), так же как Лаврененко и Гайлит, происходил из буржуазии, подобно им ассимилировался и полностью растворился в идентичности коммуниста. Его мемуары примечательны тем, что опубликованы во время «оттепели» и представляют собой лавирование на грани между публичным обвинением системы и ее защитой. Книга объемом примерно 500 страниц вышла в 1966 г. под названием «Цель жизни. Записки авиаконструктора». В 1972 г. она вышла на английском языке («The Aim of a Lifetime»), а в 1976 г. на немецком («Ziel meines Lebens. Aufzeichnungen eines Konstrukteurs»). Эти мемуары пользовались такой популярностью, что неоднократно переиздавались, последний раз в 2000 г.[4] Яковлев родился в буржуазной семье, его отец был начальником транспортного отдела фирмы «Нобель» в Москве. В 1922 г. он окончил гимназию, в 1924-1926 гг. трудился подсобным рабочим и мотористом на московском аэродроме, в 1927-1931 гг. учился в Московской военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, с 1931 г. работал конструктором на авиационном заводе им. Менжинского и к концу 1930-х гг. стал личным советником Сталина.

Следующие две опубликованные автобиографии привлечены для того, чтобы компенсировать недостаток «женских» материалов в архивных фондах. Обе появились в 1970-е и 1980-е гг. и описывают типичный «путь наверх» пролетарских женщин.

6. Татьяна Викторовна Федорова (1915-2001)[5]. Мемуары вышли в 1981 г. под названием «Наверху — Москва» (230 страниц) и были, кроме того, частично включены в сборник «Дни и годы Метростроя». (М., 1981. С. 143-157). Федорова — одна из немногих известных женщин-инженеров, слывущая легендой Метростроя. Дочь медсестры, родившаяся в Москве, она окончила школу-семилетку, училась в 1931-1932 гг. в фабрично-заводском училище (ФЗУ), в 1931 г. вступила в комсомол, а в 1932 г. пришла работницей на строительство метро, откуда ее как ударницу направили учиться на инженера (1937-1941 гг.) в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).

7. Тамара Борисовна Кожевникова, урожденная Оденова (р. 1917), опубликовала свои 150-страничные мемуары «Горы уходят в небо» в совместной с летчицей М.Л. Попович книге «Жизнь — вечный взлет» в 1978 г. Она родилась в семье врача в Кахетии, также окончила среднюю школу, вступила в 1931 г. в комсомол и одной из первых среди женщин добилась приема в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. С 1940 г. работала инженером по ремонту и эксплуатации самолетов.

Наряду с этими текстами, опубликованными в советское время, исследуется история жизни, написанная после распада Советского Союза, но, тем не менее, не отражающая более критического отношения к прошлому.

8. Евгений Федорович Чалых (р. 1901) в 1996 г. опубликовал в Москве свои воспоминания под названием «Записки советского инженера» в виде томика объемом не больше 140 страниц и тиражом только 500 экземпляров. Он родился в семье крестьянина в Перовске (Туркестан), в 1909-1915 гг. учился в церковноприходской школе, затем в учительской семинарии в Ташкенте, пока в 1919 г. его не призвали в Красную армию. Затем в 1922-1929 гг. последовала учеба на инженера в Ленинградском политехническом институте; в 1930-е гг. Чалых, беспартийный инженер, работал в углеродной, электродной и алюминиевой промышленности.

Этим советским текстам противопоставлены две автобиографии, возникшие в эмиграции.

9. Валентина Алексеевна Богдан, урожденная Иванова (р. 1911, живет в Англии), выпустила две книги мемуаров: «Студенты первой пятилетки» (280 страниц) вышли в 1973 г. в Буэнос-Айресе, «Мимикрия в СССР. Воспоминания инженера, 1935-1942 годы, Ростов-на-Дону» (322 страницы) — в 1986 г. во Франкфурте-на-Майне. Она родилась в очень религиозной семье паровозного машиниста в г. Кропоткин (быв. хут. Романовский) на Кубани, в 1929 г. окончила школу, в 1929-1934 гг. училась в Институте пищевой промышленности в Краснодаре, с 1935 г. работала инженером в Ростове-на-Дону, сначала на комбайновом заводе, затем на мукомольном комбинате. В 1942 г. бежала из СССР.

10. Анатолий Павлович Федосеев (р. 1902) опубликовал свои мемуары объемом около 270 страниц под названием «Западня. Человек и социализм» в 1976 г. во Франкфурте-на-Майне. Родившийся в Петербурге сын инженера после окончания школы в 1927 г. в течение трех лет не мог попасть в институт. После того как Федосеев стал рабочим, его в 1931 г. приняли в Ленинградский электротехнический институт, и с 1936 г. он работал в производстве электроламп и генераторов. В 1971 г. эмигрировал.

Наконец, эта выборка дополняется четырьмя интервью. Первые двое интервьюируемых, как и Федосеев, — дети старых инженеров, сумевших договориться с большевиками.

11. Таисия Александровна Иваненко, урожденная Васильева (1913-2011), родилась в Гатчине под Петербургом, в семье директора Гатчинской электростанции А.Г. Васильева. После школы-восьмилетки поступила на рабфак, тем не менее в 1930 г. ее не приняли в институт; она получила инженерное образование на частных курсах у своего отца. В 1930-е гг. Иваненко работала инженером-конструктором в разных проектных организациях и институтах. В 1937 г. ее отец был арестован и расстрелян.

12. Людмила Сергеевна Ванъянт, урожденная Криц (р. 1919, живет в Москве), как и Иваненко, — дочь видного «старого» инженера, уполномоченного Китайско-Восточной железной дороги в Чите, С.И. Крица, также арестованного и расстрелянного в 1937 г. Она росла, окруженная заботой, окончила школу в 1936 г. и училась в Московском институте инженеров транспорта (МИИТ), пока в 1940 г. не вышла замуж, бросив учебу.

Последние два интервью выбраны потому, что они расширяют спектр представленных здесь лиц фигурами прагматиков — одного в «восторженном», другого в «равнодушном» варианте.

13. Даниил Исаакович Малиованов (р. 1911, живет в Москве) родился в семье бухгалтера в Елизаветграде (впоследствии Кировоград). По окончании школы-семилетки обучался в 1926-1929 гг. в профтехучилище, работал токарем и бригадиром комсомольской бригады, пока в 1930 г. не был направлен на учебу в институт как «профтысячник». В 1935 г. окончил горный институт в Сталино, с 1937 г. работал на руководящих постах, в частности в горнодобывающей промышленности Донбасса.

14. Герман Васильевич Розанов (р. 1915, живет в Москве) родился в Саратове в семье юриста. Он обучался семь лет у частного учителя и поначалу не попал в институт. После того как он вступил в комсомол и стал учеником токаря, двери вуза открылись перед ним в 1931 г. Розанова дважды исключали из института как «антибольшевистский» элемент, прежде чем он окончил Московский университет в 1938 г. Он устроился на авиационный завод в Саратове, а в 1943 г. вступил в партию.

в) Инженерная печать

Официальный образ инженера, с которым сравниваются автопортреты, создаваемые авторами воспоминаний, реконструируется с помощью следующих органов печати:

1. Газета «За индустриализацию». Выходила с 1 января 1930 г. по 31 августа 1937 г. До этого называлась нейтрально «Торгово-промышленная газета», в сентябре 1937 г. снова приняла менее энергичное наименование — «Индустрия». «Торгово-промышленная газета» издавалась Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ) СССР и РСФСР, а после основания в 1930 г. Народного комиссариата тяжелой промышленности стала, под названием «За индустриализацию», органом и рупором этого ведомства, которое возглавлял Григорий Константинович Орджоникидзе (1886-1937). Ее редакция представляла свою программу следующим образом: «Торгово-Промышленная Газета стала органом социалистической индустриализации Советского Союза задолго до переименования… Она боролась и борется ЗА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЮ, за генеральную линию. Она будет вести эту борьбу и под новым названием»{81}.

Главный редактор газеты Б.М. Таль (1898-1938) каждый вечер отправлялся к наркому, чтобы обсудить с ним основные темы на следующий день{82}. Соответственно газета немедленно отражала самые последние лозунги и кампании. Кроме того, она особо адресовалась инженерам, побуждая их не жалеть усилий, но находя место также для резкой и язвительной критики. Орган Наркомтяжпрома можно рассматривать в качестве своего рода заводской газеты и информационного бюллетеня, с которым «штаб-квартира концерна» обращалась к своим инженерам. То, что хозяйственники и инженеры читали газету, подтверждает Леонид Павлович Грачев, «красный директор» предприятия бумажной промышленности: он всегда с нетерпением ожидал ее выхода и прочитывал номер от «начала до конца», чтобы получить информацию о последних событиях и новейших тенденциях{83}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Книги похожие на "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сюзанна Шаттенберг

Сюзанна Шаттенберг - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сюзанна Шаттенберг - Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы"

Отзывы читателей о книге "Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.