» » » Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989


Авторские права

Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989

Здесь можно купить и скачать "Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство ЗАО Издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989
Рейтинг:
Название:
Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-227-03863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Описание и краткое содержание "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" читать бесплатно онлайн.



В длительной и оказавшейся роковой для Советского Союза войне в Афганистане военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности — спектр задач, стоявших перед советскими летчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы — очень высока. Неудивительно, что самолеты и вертолеты были самой главной целью афганских моджахедов, постоянно совершенствовавших свою систему противовоздушной обороны. Читатель, наверное, удивится, узнав, что боевые потери советской авиации исчислялись десятками и сотнями единиц техники. Многие летчики погибли смертью храбрых…

Уникальность данной книги в том, что она стала результатом долгой и кропотливой работы автора по сбору личных свидетельств военных летчиков, в разное время служивших в Афганистане. На их основе автор анализирует бесценный опыт применения военной авиации в локальной войне.

Прим.: Вариант с иллюстрациями и таблицами текстом.






Ударная группа вертолетов Ми-24 выходила на боевой курс на высоте 15–50 м и скорости 200–250 км/ч через 3–4 минуты после удара фронтовой авиации. Огневое воздействие на противника осуществлялось комплексным применением оружия: пуск ПТУР производился с дальности 3500–4000 м, стрельба НАР — с дальности 1500–2000 м, сброс бомб — с высоты 40–60 м на скорости 200–250 км/ч. Атака цели выполнялась с нескольких направлений, вследствие чего достигались наибольшая внезапность нанесения удара и уменьшалась эффективность воздействия ПВО противника. Фотоконтроль выполняла группа контроля результатов удара (пара Ми-8МТ) с обязательным прикрытием вертолетами Ми-24.

Опыт боевых действий в Афганистане показал высокую эффективность нанесения совместных авиационных ударов по целям, расположенным в равнинной местности. Высокую эффективность ударов обеспечивали надежное управление и налаженная организация взаимодействия между группами различного тактического назначения.

Удар по целям, расположенным в узких ущельях и пещерах

Основные ущелья, в которых моджахеды размещали свои базовые районы, имели протяженность 150–160 км, ширину 10–15 км, крутизну склонов от 30 до 60 градусов, а глубину до 2–3 км. Минимальная длина ущелий и их отрогов достигала 3–6 км, ширина — 800-1500 м, крутизна склонов — от 40 до 60 градусов, а глубина — 1–2 км. Особую трудность представляло нанесение бомбово-штурмовых ударов (БШУ) по целям на отрогах ущелий, где была возможна атака только с одного направления. Сумерки в ущельях в утренние часы наступали позже, а в вечерние — раньше на 30–40 минут, что зависело от глубины и ширины ущелья или отрога. Моджахеды искусно маскировали входы в пещеры каменными плитами, валунами или глинобитными домиками размером 1,5–2 м и делали выход вниз. Поражение моджахедов в пещере было наиболее эффективно с малых и предельно малых высот, так как обнаружение их со средних высот было сильно затруднено. Уничтожение моджахедов в глубоких, узких ущельях и их отрогах представляло определенную сложность и имело ряд особенностей:

— была значительно уменьшена возможность обнаружения и опознания цели из-за высокой степени ее экранирования рельефом и понижения освещенности, что практически исключало атаку с ходу, вызывало необходимость снижаться ниже окружающего рельефа местности;

— был ограничен выбор боевых курсов при атаке цели;

— атака цели была возможна только с большими углами пикирования, что накладывало ряд ограничений и особенностей в технике пилотирования;

— большие превышения целей увеличивали высоты бомбометания из-за увеличения радиуса разлета осколков (на высоте 4000 м — в 1,5 раза);

— высокая эффективность поражения средствами ПВО моджахедов за счет уменьшения возможностей по маневру, снижения (отсутствия) внезапности, выгодного расположения противника и пристрелянности секторов;

— высокая эмоциональная напряженность летчиков, выполнявших атаку цели в ущелье, глубина которого достигает более 2 км, при непосредственной близости крутых склонов;

— прозрачность горного воздуха и отсутствие воздушной перспективы, скрадывающее расстояние до ориентира, отвлекало от поиска цели и точного прицеливания, особенно в начальный период пребывания советской авиации в Афганистане. Прозрачный горный воздух уменьшал дальность до склонов, и летчики несоразмерно брали ручку управления вертолетом, что приводило к выходу на большие углы атаки, «подхвату» и интенсивной потере скорости;

— умеренная, а иногда сильная турбулентность воздуха в ущелье усложняла пилотирование вертолетом, затрудняла прицеливание и отвлекала от засечки средств ПВО в районе объекта;

— ослепление летчика при входе в ущелье из-за малого времени для адаптации глаз, при поиске (атаке) цели утром, в сумерки или при десятибалльной облачности среднего яруса, когда солнце находится выше горизонта на 15–20 градусов;

— ограниченное использование прицела в автоматическом режиме из-за сильно пересеченной местности, значительных ошибок ДИСС в определении угла сноса и путевой скорости и сокращенного времени устойчивого пикирования, которого недостаточно для решения задач автоматики прицела (4–6 с);

— ограничен и затруднен выход из атаки.

Особенностью подготовки к нанесению авиационного удара в ущелье являлось более тщательное изучение объектов удара, подхода к ним и ожидаемого противодействия средств ПВО. Перед вылетом, кроме характеристики цели, изучалась конфигурация ущелья по карте масштаба 1:200 000, определялась крутизна склонов, превышение (принижение) целей относительно аэродрома вылета для учета поправки характеристического времени при автоматическом режиме работы прицела и высота стрельбы (сброса) в ручном режиме.

При нанесении ударов по важным целям в базовых районах противника, расположенных в узких, извилистых ущельях, требовался большой наряд сил с различной боевой зарядкой. В состав боевых порядков включались ударные группы фронтовой и армейской авиации, группы доразведки и целеуказания, демонстративная, подавления средств ПВО, боевого управления, прикрытия боевых порядков, контроля результатов удара, группа ПСО.

Демонстративная группа — пара (иногда — звено) Ми-24 — назначалась для навязывания боя моджахедам, вскрытия огневых точек ПВО на входе в ущелье и их поражения. Она входила в район удара за 5 минут до подхода группы доразведки цели.

Группа доразведки и целеуказаний — пара Су-17МЗ (или Ми-8МТ) — выходила в район цели за 5–6 минут до нанесения удара. Для точного обнаружения цели выполнялся проход над целью со снижением, ее обозначение сбросом САБ или бомбами крупного калибра и корректировка по сторонам света относительно разрыва бомб.

Группа подавления ПВО включала от пары до эскадрильи МиГ-23 с боевой зарядкой: РБК различного калибра, НАР С-24 с радиовзрывателями, С-8. Атака выполнялась с ходу по известным позициям и вновь выявленным огневым точкам ПВО, координаты которых были вскрыты демонстративной группой. Удар наносился с пикирования с углом 30–40 градусов.

Ударная группа фронтовой авиации включала от 6 до 24 самолетов. Боевая зарядка была следующей:

— 1-й группы — С-24, С-25, РБК-500Ш, ОАБ-0,5, КМГУ, С-8. Удар осуществлялся на всю глубину расположения целей в ущелье, по огневым средствам ПВО и живой силе моджахедов;

— 2-й группы — ЗБ-500, ЗАБ, ОДАБ-500П, БЕТАБ-500, ФАБ-500. Удар наносился непосредственно по постройкам и пещерам с целью исключения возможности укрытия противника;

— 3-й группы — ЗБ-500, ЗАБ-250-270, ФЗАБ-500-400, ЗАБ-500. Удар выполнялся с целью поражения живой силы и огневых точек, а также для вынужденного покидания моджахедами пещер.

Ударная группа армейской авиации включала не менее звена боевых вертолетов Ми-24 и Ми-8МТ. Боевая зарядка группы — ПТУР «Штурм» с фугасной боевой частью. Ударная группа наносила удар по обнаруженным и опознанным пещерам, нишам и расщелинам.

Группа прикрытия боевых порядков — пара (звено) МиГ-23 с УР Р-60, Р-24 (Р-23) — назначалась для прикрытия боевых порядков от ударов с воздуха, при нанесении удара вблизи государственной границы[6].

Подготовка ударной группы осуществлялась по фотопланшету ущелья или его отрогов. Фронтовая авиация наносила удар вдоль ущелья попарно, в боевых порядках в паре: дистанция 150 м, между парами временной интервал 20–30 с (в зависимости от типа применяемых боеприпасов). Повторная атака выполнялась с обратного направления с теми же боевыми порядками и с пикирования. Повышенное внимание при повторной атаке уделялось взаимному визуальному наблюдению экипажей ведомых и ведущих, так как на фоне гор на увеличенной дистанции самолет легко теряется из виду. Дальность обнаружения построек на дне ущелья составляла 3–3,5 км, пещер — 1200–1500 м, огневых точек, которые ведут обстрел, — 5–2 км, а в сумерки, при ведении огня, — 4–5 км.

При увеличении количества заходов самолеты и вертолеты в большей степени подвергались обстрелу средствами ПВО моджахедов. Наиболее эффективно поражение живой силы в районе цели достигалось при повторной атаке ударной группы с ходу через 2–3 часа после нанесения ударов, так как в это время моджахеды разбирали завалы, восстанавливали поврежденные огневые точки, оказывали помощь раненым.

Авиационный удар вертолетами Ми-24 с использованием ПТУР производился в боевом порядке «колонна вертолетов» с дистанцией 1500–1200 м и интервалом 200–300 м между вертолетами. Выход в район удара производился после нанесения удара фронтовой авиацией не раньше, чем через 5 минут. Точно обнаружив и опознав цель, ведущий производил пуск ПТУР «Штурм» с дальности 2,5–3 км, уходя от цели боевым разворотом с набором безопасной высоты. Ведомый пары осуществлял пуск ПТУР с дальности 3,5–4 км, при этом уточнял месторасположение цели относительно разрыва своего ПТУР. Вторая пара обеспечивала прикрытие, выполняя стрельбу НАР по склонам ущелья на его входе. Дальность стрельбы — 1500–2000 м с пологого пикирования, при этом высота стрельбы — 1500–1200 м. При выходе из атаки учитывалось следующее: с увеличением высоты полета более 2500 м для уменьшения радиуса разворота вертолета необходимо уменьшить скорость полета и увеличить крен. Это можно выполнить, только используя маневр «поворот на горке» с гашением скорости до минимально допустимой 100 км/ч и созданием крена до 40–45 градусов. Далее производился разгон скорости до 180–200 км/ч со снижением и отворотом по курсу. Минимальная ширина ущелья при этом — до 1000 м. Если ширина ущелья была менее 1000 м, атаку цели на малой высоте производить было нецелесообразно. Тогда заходы выполнялись только со средних высот и только самолетами фронтовой авиации.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Книги похожие на "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Жирохов

Михаил Жирохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Отзывы читателей о книге "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.