» » » Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989


Авторские права

Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989

Здесь можно купить и скачать "Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство ЗАО Издательство Центрполиграф, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989
Рейтинг:
Название:
Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-227-03863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Описание и краткое содержание "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" читать бесплатно онлайн.



В длительной и оказавшейся роковой для Советского Союза войне в Афганистане военная авиация применялась очень широко. Бомбардировка и штурмовка позиций и колонн противника, поддержка наземных войск, высадка десанта, эвакуация раненых, доставка пассажиров и грузов, разведка и минирование местности — спектр задач, стоявших перед советскими летчиками, был чрезвычайно широк, а эффективность их боевой работы — очень высока. Неудивительно, что самолеты и вертолеты были самой главной целью афганских моджахедов, постоянно совершенствовавших свою систему противовоздушной обороны. Читатель, наверное, удивится, узнав, что боевые потери советской авиации исчислялись десятками и сотнями единиц техники. Многие летчики погибли смертью храбрых…

Уникальность данной книги в том, что она стала результатом долгой и кропотливой работы автора по сбору личных свидетельств военных летчиков, в разное время служивших в Афганистане. На их основе автор анализирует бесценный опыт применения военной авиации в локальной войне.

Прим.: Вариант с иллюстрациями и таблицами текстом.






Минирование некаменистого грунта осуществлялось осколочными минами ПО-2 с высот не менее 80-100 м и ночью — 150–200 м на скорости от 20 до 120 км/ч с интервалом отстрела кассет 1,0–3,2 с.

Минимальная высота применения мин ПФМ ограничена условиями обеспечения неповреждаемости мин при их падении на грунт, а мин ПО-2 — условиями создания равномерного рассеивания на местности с заданной плотностью. Путевая скорость полета вертолета при минировании выбиралась из условия обеспечения заданных параметров минного поля (плотности и равномерности распределения мин). Вертолетная система средств противопехотного минирования обеспечивала создание из мин ПФМ-1 полосы минного поля длиной 2100–2150 м и шириной 16–20 м, из мин ПО-2 — 3300–3500 м на 15–20 м. Перед полетом на минирование летчик-штурман производил предварительный расчет прицельных данных для заданных условий минирования (высоты и путевой скорости полета).

Полетная карта минирования должна была быть масштаба не менее 1:50 000. Перед полетом экипажу предписывалось изучить границы минного поля, произвести предварительный расчет прицельных данных для заданных условий минирования (высоты, скорости и временного интервала отстрела кассет) с учетом прогноза скорости и направления ветра в районе установки минного поля.

Полет к району установки минного поля выполняли на безопасной высоте под прикрытием вертолетов Ми-24 со снижением в районе минирования. При возможности полет выполнялся на предельно малых высотах.

Минирование с вертолета Ми-24 производилось авиационной системой минирования, обеспечивающей применение противопехотных фугасных мин 9-ЕУ-655, противотанковых мин 9-ЕУ-656 и противопехотных осколочных мин 9-ЕУ-657, снаряжаемых КМГУ. По условиям обеспечения непрерывного минного поля противопехотные фугасные мины 9-ЕУ-655 применяли с истинных высот полета 50-100 м, путевой скорости 280–300 км/ч и временным интервалом выброса блоков 0,5 с; противотанковые мины 9-ЕУ-656 — с истинных высот полета 30–50 м, путевой скорости 280–300 км/ч и временным интервалом выброса блоков 0,5 с; противопехотные осколочные мины 9-ЕУ-657 — с истинных высот полета 100 м, путевой скорости 250–300 км/ч и временным интервалом выброса блоков 1,0 с.

Таким образом, один вертолет Ми-24 обеспечивал создание полосы минного поля из противопехотных мин размерами 500–700 х 10–40 м, размерами 300–650 х 10–50 м — из противотанковых мин, из противопехотных осколочных мин размерами 600-1100 х 15–45 м. Минирование производилось как летчиком, так и оператором.

Ведение воздушной разведки

Ведение некоторых видов воздушной разведки в Афганистане было возложено на экипажи армейской авиации, при этом зачастую привлекались боевые вертолеты Ми-24. Такой выбор был обусловлен прежде всего наличием прибора наведения, позволяющим вести детальную разведку отдельных районов и объектов при 3-и 10-кратном увеличении. При ведении разведки днем успешно применялись бинокли 8-и 12-кратного увеличения. В сумерках и в лунную ночь использовались бинокли ночного видения типа БН-1, позволявшие вести наблюдение за объектами разведки с дальности 800-1000 м.

Особенностью ведения воздушной разведки являлось обнаружение объектов моджахедов с предельных дальностей применения ими своих средств ПВО. Поэтому существенным при ведении воздушной разведки являлось достижение внезапности и скрытности выхода на объекты противника. В этом случае противник не успевал принять дополнительные меры маскировки, особенно в утренние часы и вечерние сумерки, так как все передвижения караванов, колонн автомашин, отрядов и групп моджахеды старались осуществлять в темное время суток. С наступлением рассвета передвижение ограничивалось, объекты маскировались под фон местности в заброшенных кишлаках, развалинах и ущельях и возобновлялось перед наступлением темноты.

Дальность обнаружения объектов противника в этих условиях значительно сокращалась из-за ухудшения видимости и условий просмотра затемненных участков местности, особенно в районах с узкими и извилистыми ущельями. Дальность обнаружения объектов противника при ведении воздушной разведки во многом зависела от горизонтальной полетной видимости, метеоусловий, времени суток, особенностей рельефа и фона местности.

Поиск объектов осуществлялся в основном параллельными курсами или стандартными разворотами. Поиск параллельными курсами обеспечивал наилучшие условия просмотра равнинной и холмистой местности для обнаружения караванов, автоколонн, отрядов и групп моджахедов во время их передвижения по дорогам и тропам. Поиск объектов в высокогорных районах осуществлялся стандартным разворотом, который в этих условиях зарекомендовал себя наилучшим для обнаружения малоразмерных целей (опорных пунктов, мест сосредоточения моджахедов в укрытиях, пещерах, под карнизами, за уступами ущелий, в крепостях, а также позиций огневых средств ПВО и др.). Ведение воздушной разведки экипажи выполняли, как правило, с высот 1500–2000 м, а для детального просмотра снижались до 400–600 м. При поиске объектов в пустынной местности для достижения внезапности выхода на цель широко использовались предельно малые и малые высоты.

В ходе ведения воздушной разведки объектов противника, при достоверной информации возможного прикрытия их средствам ПВО, экипажам рекомендовалось:

— постоянно выполнять противозенитные маневры;

— маршрут и профиль полета выбирать с учетом обхода зон ПВО;

— при вскрытии позиций средств ПВО принимать меры по их уничтожению;

— при выводе из атаки использовать отстрел ложных тепловых целей.

В случаях обнаружения важных объектов, по которым необходимо было нанести авиационный удар, осуществлялся вызов дежурных сил, а пара, выполнявшая разведку, осуществляла целеуказание для группы усиления.

Наиболее успешно задачи ведения воздушной разведки решались группой из пары вертолетов Ми-24 и пары вертолетов Ми-8 МТ с группой досмотра на борту. Такой состав обеспечивал достоверность и реализацию разведданных. Вот как писал в одном из писем автору вертолетчик 50-го осап Самвел Мелконян: «Разведка местности выполнялась по заданию командования. Для подтверждения агентурных сведений выполнялся полет в предполагаемый район и докладывалась обстановка. Эта задача необходима была для продвижения десантников и мотострелков. Все подозрительное передавалось «наземникам» по УК 2 (частота для работы с «землей»). Для них мы были дополнительными глазами. Разведка проводилась и в интересах авиации. Перед запланированными операциями выполнялся вылет в район предстоящих боевых действий и определялись площадки для десантирования. Но только в те районы, где можно было обеспечить безопасность разведки».

Что касается самолетов-разведчиков, то они появились над Афганистаном с первых дней «оказания интернациональной помощи ДРА». Первыми за Гиндукушем появились Як-28Р из состава 39-го орап и 87-го орап. Действовали их экипажи исключительно с территории СССР (аэродромы Мары и Карши соответственно).

С расширения масштабов боевых действий возникла необходимость в создании специализированной части, которой стала в апреле 1980 г. 263-я отдельная авиационная эскадрилья тактической разведки ВВС 40-й армии (в/ч 92199).

Далее личный состав приходил сменами из разведывательных полков советских ВВС и менялся каждый год. В большинстве случаев состав смены был смешанным — эскадрильи от конкретных полков доукомплектовывались летчиками иных полков. Как правило, срок пребывания в командировке ограничивался одним годом. Всего за Афганскую войну прошло десять смен:

Дата Номер полка Тип самолетов Место постоянной дислокации 01.1980 — 04.1980 87-й орап Як-28Р, МиГ-21 Р Карши (ТуркВО) 04.1980 — 06.1981 229-й оаэтр МиГ-21 Р Чортков (ПрикВО) 06.1981 — 05.1982 313-й орап МиГ-21 Р Вазиани (ЗакВО) 05.1982 — 07.1983 293-й орап МиГ-21Р Возжаевка (ДВО) 07.1983 — 03.1984 10-й орап МиГ-21Р Щучин (БВО) 03.1984 — 05.1985 87-й орап Су-17МЗР Карши (ТуркВО) 05.1985 — 04.1986 871-й орап Су-17МЗР Чикмент (САВО) 04.1986 — 05.1987 101-й орап Су-17МЗР Борзя (ЗабВО) 05.1987 — 09.1988 313-й орап Су-17МЗР Вазиани(ЗакВО) 09.1988 — 01.1989 886-й орап Су-17М4Р Екабпилс (ПрибВО)

Ведение боевых действий ночью


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Книги похожие на "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Жирохов

Михаил Жирохов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Жирохов - Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989"

Отзывы читателей о книге "Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.