» » » » Анатолий Гуревич - Москва в начале ХХ века. Заметки современника


Авторские права

Анатолий Гуревич - Москва в начале ХХ века. Заметки современника

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Гуревич - Москва в начале ХХ века. Заметки современника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство SALAMANDRA P.V.V., год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Гуревич - Москва в начале ХХ века. Заметки современника
Рейтинг:
Название:
Москва в начале ХХ века. Заметки современника
Издательство:
SALAMANDRA P.V.V.
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Москва в начале ХХ века. Заметки современника"

Описание и краткое содержание "Москва в начале ХХ века. Заметки современника" читать бесплатно онлайн.



Написанные на склоне лет воспоминания А. Я. Гуревича, фронтовика, инженера-конструктора и участника советской космической программы, живо рисуют облик навсегда ушедшей Москвы. Память автора сохранила драгоценные детали и приметы быта Москвы начала ХХ века, от архитектуры до рекламы, торговых заведений, одежды и манер московских жителей, звуков и зрелищ старинной Москвы…

Прим. OCR: Переиздание 2010 г. издания 1976 г.






Извозчик у Храма Христа Спасителя (ок. 1900 г.)


Храм Христа Спасителя строился как памятник Отечественной войне 1812 года на добровольные пожертвования населения. Проект был заказан известному в то время архитектору К. А. Тону,[11] пользовавшемуся особым расположением у царя Николая I, одобрившего проект. К выполнению росписей и горельефов были привлечены известные художники и скульпторы. Постройка продолжалась 40 лет: с 1839 по 1874 год.[12] Центральный огромный купол был позолочен натуральным золотом.


Сухаревская башня и «Сухаревка» (ок. 1900 г.).


Другим интереснейшим сооружением была Сухарева башня,[13] замыкавшая перспективу Сретенки в сторону Садового кольца. Собственно башня покоилась на вытянутом вдоль Колхозной площади высоком четырехъярусном здании, имевшем огромную наружную лестницу. Все здание и башня были выполнены в стиле «нарышкинского» барокко[14] архитектором Чоглоковым в 1692–1701 г.г.

Шатровая верхушка Сухаревской башни была видна с многих точек города. По обеим сторонам башни вдоль площади располагался огромный рынок[15] — «Сухаревка», существовавший еще ряд лет после Октябрьской Революции.


Красные ворота (1900е-нач. 1910х гг.)


Еще на одной высокой точке Москвы, на месте пересечения улицы Кирова и Садового кольца, стояли «Красные ворота»[16] — триумфальная арка, построенная в XVIII веке по проекту «начальника московской архитектурной команды» князя Ухтомского, талантливого архитектора, великолепно владевшего стилем барокко, принятым в России в середине XVIII столетия.


Китай-город. Владимирские ворота (нач. ХХ в.)


И, наконец, стоит сказать о Китайгородской стене,[17] в особенности о ее башнях-воротах: Варварских, Ильинских, Владимирских и Воскресенских, замыкавших главные выезды из Китай-города. Все эти башни с примыкавшей к ним стеной, остатки которой можно видеть и сейчас, были увенчаны шатрами, дополнявшими особый и неповторимый горизонт Москвы, с силуэтами куполов и колоколен церквей.


Китай-город. Варварские ворота (вид 1920х гг.)

3 Улицы, мостовые, освещение и реклама

Уже отмечалось, что многие улицы и переулки, особенно в пределах Садового кольца, были непостоянной ширины и искривленными. Попытки городских властей принять меры к расширению и спрямлению главных улиц, выразившиеся в установлении «красной линии», за которую не должно было выходить ни одно вновь строящееся здание, привели к тому, что у многих новых домов оказались более широкие тротуары. Это до сих пор можно видеть на Кузнецком мосту, в Столешниковом переулке и в других местах. При этом нарушалась непрерывная линия фасадов, что не улучшало вида города и не решало проблемы быстрого расширения улиц.

Высокая стоимость аренды помещений в центре города позволяла домовладельцам не торопиться со сносом старых одно- и двухэтажных домов, и так приносивших высокие доходы. По этой причине на самых оживленных торговых улицах — Тверской, Петровке, Столешниковом переулке, Маросейке, Лубянке и других, сохранялись одно- и двухэтажные дома, сплошь занятые торговыми помещениями, конторами, фото-ателье и т. п.

Тротуары в центре города были асфальтированы. Только у некоторых старых домов сохранились вместо асфальта белые каменные плиты. Края тротуаров часто были булыжными, бордюрный камень был редкостью.

Перед воротами домов вкапывались каменные, а иногда и чугунные тумбы, чтобы осями колес не портили углы ворот. Встречались дома, где вместо тумб были вкопаны стволы старых пушек. На окраинных улицах роль покрытия тротуара выполняла узкая дорожка из асфальта или кирпича.

В центре ни одна улица, кроме Неглинного проезда, не имела деревьев на тротуарах, да и те приходилось защищать металлической оградой, так как лошади извозчиков объедали с них кору.



Мостовые были булыжными.[18]

Только в 1910–1912 гг. начали появляться усовершенствованные покрытия. Площадь между колоннадой Большого театра и сквером с этого времени была замощена крупноразмерным клинкером.[19] Участок Тверской от дома генерал-губернатора (здание Моссовета) до Пупкинской площади включительно был частично заасфальтирован, частично покрыт деревянной торцовой мостовой.

В отличие от Ленинграда, торец был не шестигранный, а прямоугольный, как кирпич, и положен местами прямо или по диагонали. Далее Тверская до площади Маяковского была замощена «кляйн-флястырем» — мелкой квадратной шашкой на бетонном основании, выложенной дугообразным рисунком. Далее за площадью Маяковского, до Белорусского вокзала, шла брусчатая мостовая, ровесница такой же мостовой, сохранившейся на Кузнецком мосту. Петровка до Столешникова переулка и сам Столешников переулок в эти годы были заасфальтированы.

У некоторых богатых особняков мостовые на половину ширины, а иногда и на всю ширину, были асфальтированы или покрыты деревянным торцом, чтобы заглушить шум от железных колесных шин и лошадиных подков.

На некоторых тихих улицах и переулках с малой интенсивностью движения между булыжниками прорастала трава, которую полагалось выпалывать, дабы улица не приобретала провинциального вида.

Примерно в те же годы усовершенствованные дорожные покрытия были сделаны в Театральном проезде и на некоторых других улицах.

Зимой разница в покрытиях исчезала. По действующим постановлениям, с момента установления санного пути не разрешалось счищать с мостовых снег дочиста, вплоть до 22-го марта. Во время сильных снегопадов снег с проезжей части сгребался широкими лопатами к тротуарам, образуя кучи. Если после этого наступала оттепель и мостовые оголялись, поступало распоряжение от полиции разбросать снег из куч на проезжую часть. Если кучи у тротуаров вырастали слишком большими, домовладельцы были обязаны свозить снег во дворы или на свалки.


Снег на Кремлевской набережной (нач. ХХ в.).


Уплотненный снег на мостовой достигал иногда толщины 40–50 см и проезжая часть оказывалась выше тротуаров, так что часто сани сами скатывались боком к тротуару. В этих случаях полагалось скалывать лишний снег кирками.

Тротуары разметались от снега метлами и чистились маленькими скребками, скользкие места посыпались песком или золой, но без соли. Соль применялась очень редко — ведь за нее надо было платить, а песок дешев, зола бесплатна.

Освещение некоторых улиц было электрическое,[20] посредством дуговых фонарей, а некоторые освещались углем. Для смены углей фонари, подвешенные на тонком тросе, опускались до уровня тротуара специальной маленькой лебедкой имевшейся на каждом столбе и спрятанной внутри тумбы.



Так как автоматический механизм, управляющий подачей углей по мере их сгорания, работал не точно, фонари мигали и часто ненадолго гасли, иногда громко шипели. На дверце каждой фонарной тумбы был отлит герб города Москвы — Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

Освещение других улиц, особенно с интенсивным и трамвайным движением, было газовым с калильными сетками. В сумерки вдоль таких улиц шли фонарщики с длинными шестами, которыми поворачивали рычажки на светильниках, открывая или закрывая подачу газа (газ полностью никогда не перекрывался).


Фонарь на Красной площади (нач. ХХ в.)


В переулках стояли небольшие чугунные фонарные столбы с верхней поперечиной, увенчанные четырехугольным фонарем классической формы, примерно такой, какую сейчас можно видеть на фонарях у памятника Пушкину, но только по одному фонарю на каждом столбе. Горелки были в них керосиновые или газовые.[21] Фонарщики, обслуживающие эти фонари, ходили с маленькими лестницами, приставлявшимися к поперечине столба. В их обязанность входила протирка стекол, заправка керосином, зажигание и гашение фонарей.


На каждом доме у ворот висел двусторонний номерной фонарь синего цвета, железный с прорезными надписями, закрытыми молочным стеклом и указывающими название улицы, сокращенное название полицейской части и номера участка. Внутри фонаря была керосиновая или электрическая лампа, освещавшая изнутри надписи. Снизу и сверху эти фонари были закрыты и на освещение улицы не влияли.

Под домовым фонарем обычно располагалась черная небольшая доска для вывешивания объявлений — записок о наличии свободных, сдающихся в наем, квартир или комнат. Ворота во всех домах на ночь запирали. На наружной стене у ворот была надпись: «Звонок к дворнику», около которой была ручка, соединенная с длинной толстой проволокой, связанной с подвешенным на спиральной пружине колокольчиком. Расстоянием и местоположением не смущались, так как с помощью специальных поворотных угольников тяговая проволока могла огибать любые углы, подниматься вверх и опускаться вниз. В некоторых домах звонки были электрическими.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Москва в начале ХХ века. Заметки современника"

Книги похожие на "Москва в начале ХХ века. Заметки современника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Гуревич

Анатолий Гуревич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Гуревич - Москва в начале ХХ века. Заметки современника"

Отзывы читателей о книге "Москва в начале ХХ века. Заметки современника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.