Елена Левкиевская - Мифы русского народа

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мифы русского народа"
Описание и краткое содержание "Мифы русского народа" читать бесплатно онлайн.
Мифы русского народа изложены на основе устных преданий, собранных этнографами и фольклористами за последние полтора века. Их индивидуальность и коренное отличие от других европейских мифов заключается в свободном сочетании языческих суеверий и элементов христианства.
Книга позволяет читателю познакомиться с религиозными представлениями и мифами Древней Руси.
Для широкого круга читателей.
Некий пустынник долго жил один в дремучей чаще, и наконец стало ему невмоготу. Тогда дьявол принял человеческий образ и пришел к пустыннику:
— С чего это ты печалишься?
— Грустно одному в большом лесу, — отвечает пустынник.
— Возьми коробочку с порошком — понюхаешь, и покажется тебе, что ты не один.
Потянул пустынник носом порошку из коробочки, врученной дьяволом, и стало ему весело. На следующий день снова приходит лукавый и протягивает пустыннику трубку.
— Вот тебе трубка и табак — закуришь, и покажется, что ты уже с двумя друзьями.
Закурил пустынник трубку, и стало ему еще веселее, чем было. На третий день лукавый принес водку.
— На тебе склянку с лечебными каплями — выпьешь, и покажется тебе, что ты в большой компании.
Выпил пустынник и начал гопака плясать. Так распространились по земле табак и водка.
Другие легенды рассказывают, что табак пророс из тела блудницы, которая осквернила себя сожительством с собакой, либо из тела дочери царя Ирода, что за свой прекрасный танец потребовала от отца голову Иоанна Крестителя. После смерти и той, и другой на их могилах вырос табак. Обычай нюхать табак, согласно легенде, возник следующим образом.
…Умерла у черта мать, и он собрал всех чертей на похороны — голосить по умершей. Собрались черти — те, что курили табак, и те, что его нюхали. Те, которые курили, постоянно сплевывали и оплевали чертову мать с головы до ног. А те, которые нюхали, как потянут табак из табакерки, так у них на глазах выступят слезы, как будто они плачут. Черт похвалил тех, кто нюхал табак, и прогнал тех, кто курил. С тех пор и люди стали нюхать табак, как те черти, которые голосили на похоронах чертовой матери.
Похожие легенды повествуют и о возникновении картофеля, появившегося на Руси только при Петре I. Картофель называли чертовыми яблоками, считали, что, как и табак, вырос из тела блудницы. Долгое время, особенно среди старообрядцев, бытовало убеждение, что его есть грешно.
А первую водку, для того чтобы приучить к этому питью людей и склонить их к грехам, черт начал гнать из полыни.
…Построил черт винокурню, развел в ней огонь и стал гнать водку. Дым от этой винокурни достиг неба. Богу любопытно стало, откуда дым, и послал Он апостола Петра узнать. Петр спустился на землю, увидел винокурню и спросил нечистого, что он тут делает.
— А я варю напиток для людей, чтобы меньше воды пили.
— Ну и как, хороший напиток?
— А ты попробуй! — И черт протянул Петру кружку с водкой.
Петр выпил и с непривычки тут же около огня свалился пьяным. А черт стал гнать водку дальше.
Бог видит, что Петр не возвращается, и послал Павла. И с ним произошло то же самое. Тем временем дым от винокурни уже так застлал все небо, что стало нечем дышать. Тут Бог рассердился и послал св. Юрия узнать, в чем же дело.
Юрий спустился на землю, увидел лежавших около винокурни Петра и Павла, выхватил свою саблю и стал ею рубить черта так, что тот убежал едва живой. Потом Юрий разбудил апостолов. У Петра, который лежал у огня, обгорела пола плаща. Петр посмотрел на горелый плащ и сказал:
— Будь же ты, проклятое питье, горелкой.
А люди, не зная, как готовить водку из полыни, стали делать ее из пшеницы.
Согласно другой легенде, черт гнал водку из дурмана.
…Господь с апостолами ходил как-то по земле, и зашли они к черту. Тот предложил им по кружке водки. Господь отказался, а Петр и Павел выпили. Им так понравилось, что они попросили налить им еще. Черт налил. Апостолы попросили и в третий раз. Черт налил по третьей кружке. Когда собрались уходить, черт сдернул у Павла с головы шапку и сказал: «Первая чарка на приезд, вторая — на отъезд, а за третью платите». Ни у Бога, ни у апостолов не оказалось с собой денег. Тогда Господь сказал: «Отдай шапку, а заплачу я тебе тем, что души людей, которые умрут от водки, будут твоими». Черт согласился и отдал Павлу шапку. С тех пор черт подстрекает людей пить водку, потому что в этом его прямой прибыток.
О происхождении деревьев легенд сравнительно мало, а о том, откуда взялись плодовые деревья, их вообще нет. Появление лесов связывается в народной традиции с грехопадением первых людей: раньше на земле лесов не было, а росла только трава. Когда случилось грехопадение, Бог проклял змея, и тот сразу скрылся под землю и пополз под ней. В тех местах, где он проползал, выросли леса. Но бытует и другое мнение: все деревья — и лесные, и фруктовые — посадил сам Бог на благо людям.
Больше всего сказаний существует об осине. Она считается проклятым деревом, поскольку ее листья шелестят и без ветра. Ее проклятие в народном сознании связывается с осмыслением евангельских рассказов о жизни Иисуса Христа.
…Когда Богоматерь с младенцем Христом и Иосифом бежали в Египет, их стали настигать воины царя Ирода. Чтобы спастись от преследователей, Святое семейство укрывалось под разными деревьями — все они переставали шелестеть листьями и замолкали, чтобы не выдать преследователям Христа. И только осина, когда Богоматерь с младенцем укрылась под ней, продолжала шелестеть, за что и была проклята. Христос сказал осине: «Чтобы ты век тряслась и шелестела и с ветром, и без ветра!»
По другой легенде, осина проклята за то, что на ней повесился Иуда Искариот. Сначала он хотел повеситься на березе, но та так испугалась, что у нее кора побелела. Затем он пытался приладить веревку к груше, но она ощетинилась колючками и не подпустила его к себе. Тогда Иуда повесился на осине. Проклятое дерево осина никогда не используется для строительства домов — в народе верят, что в таком доме вся семья будет «трястись» от болезней, как трясется листва осины. Осиновой палкой нельзя ударить ни человека, ни скотину, иначе их разобьет паралич. Зато осиновый кол вбивают в могилы колдунам и ведьмам, чтобы они после смерти не вредили людям.
В легендах проклятая осина часто противопоставляется какому-либо другому, святому дереву, которое защитило Христа в трудную минуту. На Русском Севере святым деревом, вернее, кустарником, считается можжевельник, который окутал Богородицу и младенца своими плотными ветками, укрыв их от преследователей.
В других восточнославянских краях осине противопоставлен орешник. В Полесье рассказывают, что орешник склонил свои гибкие ветви и укрыл Богоматерь с Христом. В благодарность за это Богоматерь сказала орешнику: «У тебя будут такие вкусные плоды, что их будут есть все люди». Считается, что поэтому в орешник никогда не бьет молния и в случае грозы нужно прятаться именно под этим кустарником.
К проклятым Богом деревьям принадлежит верба, поскольку, по легенде, мучители Христа делали из нее штыри для скрепления отдельных частей креста. За это вербу точат черви, а в сухой вербе сидят черти. На Украине даже есть пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу».
Благословенными деревьями считаются сосна, поскольку она оказалась непригодной для изготовления креста Господня, и липа, которой Бог дал особую силу: отворачивать проклятия, насылаемые женами на головы мужей. Эти проклятия липа принимает на себя, вот почему на ней так много наростов.
Из кустарников в народных сказаниях выделены только бузина, шиповник и чай.
Бузина считается нечистым растением — ее посадил черт и сам поселился в ее корнях. На том месте, где торчит пень бузины, не следует строить дом — здесь жилище черта. Бузину нельзя ни рубить, ни выкапывать, чтобы не потревожить нечистого. У того, кто выкопает куст бузины, скрючит руки и ноги. Говорят также, что Иуда повесился не на осине, а на бузине, за что ее проклял Бог. Еще одна легенда гласит, что раньше на бузине не было ягод, они-де появились после того, как на бузине повесили великомученицу Варвару, а перед этим ее тело скребли железными скребками — капли крови святой превратились в ярко-красные ягоды.
Шиповник и боярышник сотворены чертом для того, чтобы люди ругались (и следовательно, грешили), когда уколются о них. Что касается происхождении чая, довольно поздно ставшего любимым в народе напитком, то легенда рассказывает о том, как он появился из век некоего отшельника.
…Однажды святого отшельника стал искушать дьявол, но тот не обращал внимания на его выходки. После долгих и тщетных попыток вывести святого из себя дьявол сделал так, что у отшельника отросли длинные веки и он уже не мог смотреть на мир. Тогда святой отрезал свои веки, закопал их в землю, и через некоторое время из них вырос чайный куст.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы русского народа"
Книги похожие на "Мифы русского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Левкиевская - Мифы русского народа"
Отзывы читателей о книге "Мифы русского народа", комментарии и мнения людей о произведении.