» » » » Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок


Авторские права

Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок

Здесь можно скачать бесплатно "Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Современник, год 1985. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок
Рейтинг:
Название:
На краю света. Подписаренок
Издательство:
Современник
Год:
1985
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На краю света. Подписаренок"

Описание и краткое содержание "На краю света. Подписаренок" читать бесплатно онлайн.



Повествование Игнатия Ростовцева знакомит читателя с картинами жизни русского народа предреволюционных лет. Устами своего героя, деревенского мальчика Кеши Трошина, автор подробно рассказывает о быте и нравах одного из глухих мест Восточной Сибири, что «в пяти днях обозного пути по Енисею от Красноярска». Писатель воскрешает страницы истории сибирского крестьянства, напоминает о живых нравственных уроках нашего прошлого.






А сейчас в церкви было пусто, перед иконами не горело ни одной свечи, ни единой лампады, и ослепительная позолота на иконостасе и на окладах многочисленных икон выглядела тускло, святые не возносили торжественно вместе с паствой своих молитв к небу, а с каким-то недоумением смотрели в пустую полутемную церковь.

Ближе всех ко мне оказался на правом алтарном притворе архангел Михаил. Он был с непокрытой головой, в серебряных латах, в какой-то красной юбке, с голыми ногами, обутыми в сандалии с тонкими ремнями вокруг икр.

Со времени поступления в волость я ежедневно слушал смешные рассказы Ивана Иннокентиевича, в которых церковные пастыри выступали в самых смешных и даже неприличных положениях, и постепенно утратил последние следы своей религиозности. Однако, входя в алтарь, я понимал, что для тех, кто верует, место это священное, что даже псаломщик не имеет права проходить между престолом и царскими вратами.

Зная все это, я старался держаться в алтаре благопристойно и очень удивился, когда Василий Елизарьевич заговорил со мною громко, без всякого уважения к этому святому месту. Он стоял около внутреннего шкапа в церковной стене и укладывал какие-то рукописные книги и толстые папки с подшитыми бумагами.

— Это наш архив, — сказал он мне. — Ведется он с 1855 года, со дня постройки нашей церкви. Здесь хранятся метрические книги о рождении, бракосочетании, исповедные ведомости, переписка с духовной консисторией и документы о постройке храма. По приезде сюда псаломщиком, я сильно интересовался этим архивом. Летом приду, устроюсь к алтарному окну и читаю эти самые дела. Другой раз весь день просидишь за чтением. Забирай-ка вот эту стопу бумаг, и пойдем в сторожку. Там будет удобнее.

Мы взяли подобранный материал и вышли из алтаря.

— …Особенно казались мне интересными тогда бумаги, касающиеся постройки церкви. Комская церковь сравнительно еще новая. Во всяком случае, строили ее значительно позже, чем церкви в Анаше и в Новоселовой. Строить ее начали в 1851 году, а закончили только в 1856 году. Целых пять лет строили. И возводил ее какой-то Аркадий Рудаков. Он был и подрядчиком, и строителем. Кто он, откуда родом, я так и не доискался. Но в одном месте упоминается, что Рудаков был вольноотпущенником какой-то госпожи Коряниной, видимо, из крепостных, и выкупился у своей помещицы. Оно и понятно. Человек брался за такие подряды, как наша церковь. Шутка сказать. Надо было поднять такую махину.

— А много он взял за постройку? — полюбопытствовал я.

— За постройку он вырядил одиннадцать тысяч рублей с прибавкой тысячи пудов хлеба, видимо, на прокорм плотников, каменщиков и прочих мастеровых, которые должны были у него работать на постройке. За эти же деньги он должен был поставить весь материал на постройку и потом всю церковную утварь, иконы и все прочее, чтобы, значит, дело сразу могло пойти на полный ход. Вот это я и напишу сейчас господину исправнику.

Пока Василий Елизарьевич все это мне рассказывал, мы успели выйти на паперть. Церковь стоит у нас на горе, и с паперти вся Кома видна как на ладошке. День был хороший, солнечный. Справа, над Енисеем, высились сопка и гора Турецкая. Все село лежало внизу, в глубокой лощине. Вдали в голубой дымке маячил Тон. Солнце все заливало светом и теплом. После церковной прохлады и полутьмы приятно было постоять на высокой паперти, ощутить влажное дыхание ветерка с Енисея, взглянуть на табуны лошадей на Турецкой.

— Господи! Как хорошо. День-то какой! — произнес Василий Елизарьевич и вдруг неожиданно затянул:

Милосердия двери отверзи нам,
Благословенная богородица…

Потом так же неожиданно остановился и спросил:

— Ты чего не подхватываешь? Такой удивительный напев: «Надеющиеся на тя да не погибнут…» Пой давай! Видишь, благодать какая! Ты ведь пел у меня на клиросе, когда учился. И голос был у тебя хороший. И вел себя отлично. Хороший мальчик был. Приходи петь в хор сейчас…

— Смеяться будут…

— Кто смеяться будет?

— В волости будут смеяться. Начнут дразнить монахом, поповичем.

— А ты не обращай внимания. Им-то какое дело?.. Подумай и, если решишься — приходи на спевку. Ну, пойдем писать начальству эту справку. И чего взбрело в голову исправнику требовать от нас такие сведения. Обратился бы в консисторию. Там ему в два счета все бы отрапортовали.

В сторожке Василий Елизарьевич велел трапезникам освободить для нас стол в переднем углу и расположился за ним со всем своим архивом.

— А первым священником был в Коме отец Григорий Чистяков. Он только что окончил тогда Калужскую духовную семинарию и был рукоположен пастырем в нашу Покровскую церковь. А первым дьяконом был его отец. Так и приехали сюда всей семьей. Видишь, как раньше-то было. Старались не разлучать семьи. Назначают сына в новую церковь и отца туда же посылают. В один приход. Не то что теперь. Однако надо писать эту справку. Ты меня, пожалуйста, не отвлекай своими разговорами.

— Я вас не отвлекаю, Василий Елизарьевич.

— Как это не отвлекаешь, если я не пишу, а говорю все время с тобой. Значит, отвлекаешь. А это я специально для тебя прихватил…

Тут Василий Елизарьевич сунул мне объемистую старинную книгу, пронумерованную, прошнурованную и припечатанную сургучной печатью. Это оказалась какие-то ИСПОВЕДНЫЕ ВЕДОМОСТИ, которые велись причтом со дня открытия комской церкви, — «ОБРЕТАЮЩИМСЯ В ПРИХОДЕ ЛЮДЯМ, СО ИЗЪЯВЛЕНИЕМ ПРОТИВ КОЕГОЖДЫ ИМЕНИ О БЫТИИ ИХ В СВЯТУЮ ЧЕТЫРЕХДЕСЯТНИЦУ У ИСПОВЕДИ И СВЯТЫХ ТАЙН ПРИЧАСТИЯ, И КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ТОКМО, А НЕ ПРИЧАСТИЛСЯ, И КТО НЕ ИСПОВЕДАЛСЯ».

И вот когда первый комский священник приступил к составлению этих исповедных ведомостей по своему приходу, то выяснилось, что многие из его прихожан помногу лет не были у исповеди и у святого причастия. Он обратился к окружному земскому начальству (тогда вместо уездов были округа, а вместо уездного полицейского управления был окружной земский суд) с просьбой о том, чтобы оно побудило его прихожан выполнить свой христианский долг, то есть исповедаться в ближайший пост и приобщиться к таинству святого причастия. При этом причт представил начальству выписку из исповедных росписей о не бывших у исповеди и святого причастия в течение нескольких лет. И тут оказалось, что хотя комская церковь была построена в свое время на деньги прихожан, однако сами прихожане не отличались особым рвением к святой вере. Всего в то время в приходе, включая Кому, Кульчек, Безкиш и Черную Кому, вместе с детьми было тысяча триста шестьдесят душ обоего пола. Из них не было у причастия пятьсот девятнадцать человек, не считая малых детей. Многие не были у причастия по пятнадцать лет.

Я сразу, конечно, уткнулся в этот старинный список и нашел в нем своего дедушку Трофима, которому было в то время только двенадцать лет, и прадедушку Константина, которому было тогда шестьдесят четыре года. Оказывается, дедушко Трофим не был у исповеди и причастия целых девять лет, а прадедушко Константин только три года. И по матери я нашел в этих исповедных ведомостях своих предков. Оказывается, дед мой, Тимофей Иванович Тахтин, из ясашных. Ему в ту пору было сорок лет, и он уже два года не был у причастия, а его жена — моя бабушка Дарья Семеновна не постилась и не причащалась пять лет.

Получив от комского причта эти исповедные ведомости, окружной земский суд обратился к Новоселовскому волостному правлению с грозным приказанием:

«В силу Именного указа, состоявшегося 18 января 1801 года, предписываю Волостному Правлению понудить поименованных в исповедных ведомостях лиц исполнить христианскую обязанность в нынешнем же Спасовом посту и о последующем с возвращением регистра с сделанными против каждого в бытности или нет отметками донести. Июль, 28 день, 1857 год. Заседатель первого участка Харченко».

Новоселовское волостное правление поручило немедленно провести эту операцию кандидату при волостном голове Колегову и уже 28 августа донесло земскому заседателю Харченко, что принятыми мерами понуждения удалось в спасов пост привести к исполнению христианской заповеди и святого причастия только 173 человека из 519. На это земской заседатель строго-настрого приказал Новоселовскому волостному правлению порученную ему задачу принуждения прихожан комской Покровской церкви к принятию исповеди и святого причастия непременно и полностью провести в будущий великий пост.

Как это дело прошло дальше, по имеющимся в деле материалам не видно. Вероятнее всего операция принуждения к исповеди и святому причастию проведена была полностью.

Пока я разбирался с исповедными ведомостями, Василий Елизарьевич написал требуемую справку.

— Вот и готово, — сказал он удовлетворенно. — Я написал им все, что рассказывал тебе. Там они еще спрашивают, кто наблюдал в искусственном отношении за постройкой церкви и имел ли он по этой части надлежащее свидетельство. Откуда мне это знать? В архиве об этом ничего нет. Знаешь, что я им напишу: «Из контракта с Рудаковым не видно, кто будет наблюдать в искусственном отношении за постройкой церкви и имел ли сам Рудаков надлежащее свидетельство по этой части». Вот так-то… Познакомился ты с исповедными ведомостями?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На краю света. Подписаренок"

Книги похожие на "На краю света. Подписаренок" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игнатий Ростовцев

Игнатий Ростовцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игнатий Ростовцев - На краю света. Подписаренок"

Отзывы читателей о книге "На краю света. Подписаренок", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.